Консультация психолога «Капризы и упрямство»
консультация

Трушникова Ольга Ивановна

Прежде чем приступить к рассмотрению темы "Капризы, упрямство и способы их преодоления", необходимо определить область этой темы, т.е. поставить её в определённые рамки. Капризы и упрямство рассматриваются как составляющие отклоняющегося поведения, наряду с:

1.     Непослушанием, выражающемся в непослушании и озорстве

2.     Детским негативизмом, т.е. непринятием чего-либо без определённых причин.

3.     Своеволием

4.     Недисциплинированностью 

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «КАК НЕЛЬЗЯ НАКАЗЫВАТЬ ДЕТЕЙ?»

© Молчанием. Выдержать бойкот ребенку дошкольного возраста чрезвычайно трудно, для этого ему может потребоваться напряжение всех его психических сил.

© Говорить: «Я тебя больше не люблю». Лишение любви — это самое сильное наказание. Это наказание опасно применять к детям дошкольного возраста, поскольку оно подрывает ту основу основ, от которой зависит жизнь маленького ребенка.

© Физически, поскольку за внешней эффективностью, кроме страха, не скрывается ничего. И утешать себя тем, что я бью ребенка для его же блага, бесполезно — вреда здесь больше: вы не только учите бояться наказания, но и преподаёте урок жестокости.

© Кричать на ребенка, поскольку крик воспринимается ребенком дошкольного возраста как словесное битье.

© Чрезмерно, не соблюдая правила о том, что поощрений при воспитании ребенка должно быть больше, чем наказаний (акцентирование хорошего в поведении ребенка путем поощрений тем самым закрепляет его).

® Длительно по времени и спустя такое количество времени, которое несоразмерно возрасту ребенка (чем меньше ребенок, тем ближе наказание должно быть к проступку).

© Упрекать и поминать былые грехи ребенка, тем самым закрепляя плохое поведение ребенка.

«КАК ПООЩРЯТЬ ДОШКОЛЬНИКОВ?»

© Так, чтобы, оценивая соотношение поощрений и наказаний, мы были уверены в том, что поощрений в количественном отношении больше. Это необходимо для положительного фона воспитательного процесса.

© Использовать минимальные вознаграждения, поскольку они оставляют место для тех ощущений радости, которые сопровождают успех и достижения ребенка. Выбирая подарок для поощрения ребенка, необходимо понимать, что подарок — это лишь символ успеха или достижения.

© Дети дошкольного возраста чувствительны к словам значимых для них взрослых (особенно девочки), поэтому поощрением для них могут служить удачно подобранные фразы и слова.

© Давать особо почетные поручения, когда ребенку доверяется, поручается нечто большее, чем обычно.

© Поощрять не только за результат, но и за попытку ребенком достигнуть результата, за старание сделать хорошо, помочь и т. п.

МАДОУ д/с «Родничок»

ПАМЯТКА

ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Кнут или пряник?

Секреты воспитания.

Составитель:

педагог-психолог

Трушникова О.И.

2017г.

Вредные привычки

В основе патологических привычек лежит фиксация тех или иных действий. Для того чтобы помочь детям избавиться от патологических привычек, родителям и педагогам необходимо, прежде всего, понимать природу этих привычек.

Патологические привычки уменьшают отрицательные эмоциональные переживания у ребенка (неудовлетворенность, противоречивые чувства к близким ребенку людям) и способствуют снятию эмоционального напряжения. Фиксации патологических привычек помогает и чувство удовольствия, которое испытывает ребенок, и повышенное внимание окружающих взрослых к этим действиям ребенка. Необходимо помнить, что при подавлении патологических привычек у ребенка усиливается чувство внутреннего напряжения. Более того, подавив одну привычку, мы тут же получаем взамен другую. Особая трудность заключается в том, что в большинстве случаев у дошкольников отсутствует стремление к преодолению патологических привычек, более того, часто отмечается активное сопротивление попыткам взрослых устранить привычные и приятные для ребенка действия. Причем, чем больше стремление родителей убрать, ликвидировать внешний атрибут проблемы — будь то сосание пальца, предметов, грызение ногтей, тем меньше шансов устранить причину появления привычки.

К примеру, привычка сосать палец, говорит нам, взрослым, о том, что ребенку трудно перейти на следующий этап развития.

Ребенок сосет соску

Что нужно делать?

© Перестать обсуждать проблему соски.

© Переключать внимание на более интересные занятия, разнообразить жизнь ребенка.

Чего делать нельзя?

© Акцентировать внимание ребенка на проблеме соски. Необходимо снять проблему соски с обсуждения ее членами семьи.

Сосание предметов

Что нужно делать:

1. Наполнить жизнь ребенка, узнать, чем он любит заниматься, заинтересовать новыми увлечениями.

2. Присмотреться, с кем играет ребенок, для того чтобы помочь ему обрести настоящего друга.

3. Установить доверительный контакт с ребенком, позаботиться о своевременном успокоении ребенка и снятии беспокойства.

Чего делать нельзя?

1. Наказывать и всячески стыдить

за такую привязанность. Отбирать

любимый предмет, который сосет

ребенок.

2. Говорить об этом нарушении, то

есть фиксировать словами,

подчеркивать и закреплять

патологическую привычку

постоянными напоминаниями.

3. Излишне ограничивать действия

 и проявления ребенка, способствуя

 усилению его напряжения и

беспокойства.

Грызение ногтей, как и сосание пальцев, возвращает ребенка в период младенчества. Во время грызения ногтей ребенок дает выход своей агрессии, напряженности, раздражения и получает удовольствие.

Что нужно делать?

© Необходимо научить ребенка адекватным способам выражения агрессии. Позволять ребенку свободно, адекватными способами выражать свою агрессию, гнев. Для этого дома можно «завести» специальную подушку для выражения своих негативных чувств.

© Нужно не просто отказаться от упреков, угроз и наказания, но и понимать то, что происходит с ребенком, переключать, отвлекать его в момент грызения ногтей. Необходимо уменьшить чрезмерные требования к ребенку со стороны воспитывающих взрослых. Нужно переключать пальцы малыша на более интересное и не менее приятное занятие всякий раз, когда замечаете у ребенка проявление этой привычки.

© Необходимо настроиться на длительный период затухания этой привычки, который обычно примерно равен периоду ее протекания.

Чего делать нельзя?

® Интеллектуально перегружать ребенка в ущерб другим сторонам психического развития.

© Говорить ребенку про грызение ногтей, тем самым фиксировать словами в сознании ребенка эту привычку.

® Всячески запрещать ребенку грызть ногти, наказывать за эту вредную привычку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психология детства. Капризы и упрямство.

Возрастные особенности 3-7 лет. Кризисы. Рекомендации родителям....

Консультация «Детские капризы и упрямства, их причины и меры воздействия».

Консультация «Детские капризы и упрямства, их причины и меры воздействия»....

консультация "О капризах и упрямстве".

Довести информацию для родителей о характерных возрастных особенностях ребенка, в результате которых возникают упрямство и капризы. Выясняется причины возникновения, последствия и поэтапное устранение...

Консультация педагога-психолога для родителей «Упрямство и капризы»

1. 1. Проявление упрямства и капризов.2. Что необходимо знать родителям о детском упрямстве.3.Что могут сделать родители для преодоления упрямства и капризности у детей.4.Что могут сделать родители в ...

Консультация педагога - психолога «Капризы и упрямство»

Прежде чем приступить к рассмотрению темы "Капризы, упрямство и способы их преодоления", необходимо определить область этой темы, т.е. поставить её в определённые рамки. Капризы и упрямство ...

Капризы и упрямство/ Как справиться с капризами и упрямством детей.

Период упрямства и капризности начинается примерно с 18 месяцев. Как правило, эта фаза заканчивается к 3,5 - 4 годам. Случайные приступы упрямства в более старшем возрасте – тоже вещь вполне нор...

Психолог советует Капризы и упрямство дошкольников и причины их проявления

В статье рассматриваются такие психологические состояния, как упрямство и капризы. Упрямство очень близкоек негативизму, это отрицательная особенность поведения человека, выражающаяся в нео...