Значение театрализованной игры в развитии коммуникативных навыков у детей 4- 5 лет. (консультация для родителей детей средней группы)
методическая разработка (средняя группа)

Ступникова Екатерина Владимировна

Автором представлен материал описывающий театрализованные игры, их виды и значение в развитии коммуникативных способностей детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное   учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа №1 «Образовательный центр» п.г.т. Стройкерамика   муниципального района Волжский Самарской области

структурное подразделение «Детский сад «Солнышко»

Значение театрализованной игры в развитии коммуникативных навыков у детей  4- 5 лет.

(консультация для родителей детей средней группы)

С самых ранних лет ребенок стремится к творчеству. Поэтому так важно создать в детском коллективе атмосферу свободного выражения чувств и мыслей, разбудить фантазию детей, попытаться максимально реализовать их способности.

 И в этом немаловажная роль принадлежит кукольному театру. Он развлекает и воспитывает детей, развивает их фантазию, учит сопереживать происходящему, создает соответствующий эмоциональный настрой, раскрепощает ребенка, повышает его уверенность в себе. Для того чтобы превратить театральные занятия в увлекательный творческий процесс, необходимо органически сочетать эстетическое воспитание с развитием практических навыков работы с куклой.

 Основой театрального занятия является театрализованная игра.

 Театрализованная игра - важнейшее средство развития у детей эмпатии, то есть способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия. Овладение этими средствами выразительности говорит о подготовленности детей к театрализованной игре, об уровне общекультурного развития, на основе которого облегчается понимание художественного произведения, возникает эмоциональный отклик на него.

 Театрализованная игра - это разыгрывание в лицах литературных произведений (сказки, рассказы, специально написанные инсценировки). Герои литературных произведений становятся действующими лицами, а их приключения, события жизни, измененные детской фантазией, сюжетом игры. Несложно увидеть особенность театрализованных игр: они имеют готовый сюжет, а значит, деятельность ребенка во многом предопределена текстом произведения.

 Тематика и содержание театрализованной игры имеет нравственную направленность, которая заключаются в каждой сказке, литературном произведении и должна найти место в импровизированных постановках. Это дружба, отзывчивость, доброта, честность, смелость. Персонажи становятся образами для подражания. Ребёнок начинает отождествлять себя с полюбившимся образом. Способностью к такой идентификации и позволяет через образы театрализованной игры оказывать влияние на детей. С удовольствием, перевоплощаясь в полюбившийся образ, малыш добровольно принимает и присваивает свойственные ему черты. Самостоятельное разыгрывание роли детьми позволяет формировать опыт нравственного поведения, умение поступать в соответствии с нравственными нормами. Поскольку положительные качества поощряются, а отрицательные осуждаются, дети в большинстве случаев хотят подражать добрым, честным персонажам. А одобрение взрослым достойных поступком создаёт у них ощущение удовлетворения, которое служит стимулом к дальнейшему контролю за своим поведением.

 Большое и разностороннее влияние театрализованных игр на личность ребёнка позволяет использовать их как сильное ненавязчивое педагогическое средство, так как сам малыш испытывает при этом удовольствие и радость. Воспитательные возможности театрализованных игр усиливаются тем, что их тематика практически не ограничена. Она может удовлетворять разносторонние интересы детей (литературные, музыкальные). Разнообразие тематики, средств изображения, эмоциональных театрализованных игр дают возможность использовать их в целях всестороннего воспитания личности.

Дошкольники, как правило, бывают рады приезду в детский сад кукольного театра, но не меньше они любят и сами разыгрывать небольшие спектакли при помощи кукол, которые всегда находятся в их распоряжении. Дети, включившись в игру, отвечают на вопросы кукол, выполняют их просьбы, дают советы, перевоплощаются в тот или иной образ. Они смеются, когда смеются персонажи, грустят вместе с ними, предупреждают об опасности, плачут над неудачами любимого героя, всегда готовы прийти к нему на помощь. Участвуя в театрализованных играх, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки.

 Театрализованные игры дошкольников можно разделить на две основные группы: режиссерские игры и игры-драматизации.

К режиссерским играм можно отнести настольный, теневой театр и театр на фланелеграфе: ребенок или взрослый не является действующим лицом, а создает сцены, ведет роль игрушечного персонажа, действует за него, изображает его интонацией, мимикой.

Драматизации основаны на собственных действиях исполнителя роли, который использует куклы или персонажи, надетые на пальцы. Ребенок в этом случае играет сам, используя свои средства выразительности - интонацию, мимику, пантомимику.

 Л.В. Артемова предлагает следующую классификацию режиссерских игр:

Настольный театр игрушек:  используются самые разнообразные игрушки и поделки. Главное, чтобы они устойчиво стояли на столе и не создавали помех при передвижении.

Настольный театр картинок. Персонажи и декорации - картинки. Их действия ограничены. Состояние персонажа, его настроение передается интонацией играющего. Персонажи появляются по ходу действия, что создает элемент сюрпризности, вызывает интерес детей.

Стенд-книжка. Динамику, последовательность событий изображают при помощи сменяющих друг друга иллюстраций. Переворачивая листы стенда книжки, ведущий демонстрирует личные сюжеты, изображающие события, встречи.

Фланелеграф. Картинки или персонажи выставляются на экран. Удерживает их фланель, которой затянуты экран и оборотная сторона картинки. Вместо фланели на картинки можно приклеивать кусочки бархатной или наждачной бумаги. Рисунки подбираются вместе детьми из старых книг, журналов создаются самостоятельно.

Теневой театр. Для него необходимо экран из полупрозрачной бумаги, черные плоскостные персонажи и я источник света за ними, благодаря которому персонажи отбрасывают на экран. Изображение можно получить и при помощи пальцев рук. Показ сопровождается соответствующим звучанием. Л.В. Артемова также выделяет  несколько видов игр-драматизаций дошкольников. Игры-драматизации с пальчиками. Атрибуты ребенок надевает пальцы. Он «играет» за персонажа, изображение которого находится на руке. По ходу разворачивания сюжета действует одним или несколькими пальцами проговаривая текст. Можно изображать действия, находясь за ширмой  или свободно передвигаясь по комнате.

Игры-драматизации с куклами бибабо. В этих играх на пальцы надевают куклы бибабо. Они обычно действуют на ширме, за которой стоит водящий. Таких кукол можно изготовить самостоятельно, используя старые игрушки.

Импровизация. Это разыгрывание сюжета без предварительной подготовки.

 В традиционной педагогике игры - драматизации относят к разделу творческих игр, в которых дети творчески воспроизводят содержание литературных произведений.

 Рассматривая вопрос о театрализованной игре, необходимо раскрыть классификацию данного вида деятельности в дошкольном детстве.

 Авторы Л.В. Куцакова, С.И. Мерзлякова предлагают следующую классификацию театрализованных игр:

 

  1. игры в кукольный театр:
  2. настольный театр
  3. театр на руке
  4. напольные куклы
  5. стендовый театр
  6. верховые куклы
  7. театр живой куклы

 

игры-драматизации:

  1. инсценирование потешек
  2. инсценирование небольших
  3. инсценирование песен, сказок
  4. инсценирование небольших литературных текстов
  5. творчество детей

 

игры-спектакли:

  1. драматический спектакль
  2. музыкально-драматический спектакль
  3. детская опера
  4. спектакль на хореографической основе
  5. спектакль ритмопластики
  6. пантомима
  7. мюзикл

театрализованное действие:

  1. праздники
  2. развлечения
  3. театрализованные шоу

Данная классификация театрализованных игр позволяет разнообразить деятельность детей, обогатить и расширить театрализованные знания и умения.

  Театрализованные игры всегда радуют, часто смешат детей, пользуются у них неизменной любовью. За что? Дети видят окружающий мир через образы, краски, звуки. Малыши смеются, когда смеются персонажи, грустят, огорчаются вместе с ними, могут плакать над неудачами любимого героя, всегда готовы прийти к нему на помощь.

Тематика и содержание театрализованных игр имеют нравственную направленность, которая заключена в каждой сказке, литературном произведении и должна найти место в импровизированных постановках. Это дружба, отзывчивость, доброта, честность, смелость... Любимые герои становятся образцами для подражания. Ребенок начинает отождествлять себя с полюбившимся образом. Способность к такой идентификации и позволяет через образы театрализованной игры оказывать влияние на детей. С удовольствием, перевоплощаясь в полюбившийся образ, малыш добровольно принимает и присваивает свойственные ему черты. Самостоятельное разыгрывание роли детьми позволяет формировать опыт нравственного поведения, умение поступать в соответствии с нравственными нормами. Таково влияние на дошкольников как положительных, так и отрицательных образов.

Поскольку положительные качества поощряются, а отрицательные осуждаются, то дети в большинстве случаев хотят подражать добрым, честным персонажам. А одобрение взрослым достойных поступков создает у них ощущение удовлетворения, которое служит стимулом к дальнейшему контролю за своим поведением.

 Многие темы, сюжеты предполагают борьбу, противопоставление добра и зла путем эмоциональной характеристики положительных и негативных персонажей. Дети, наряду с положительными героями, могут подражать и отрицательным, что бывает довольно часто. В театрализованных играх проблема влияния отрицательного персонажа сложнее, чем при обычном чтении литературного произведения. Возникают два вопроса: кому и как изображать негативный персонаж? Каковы последствия его воздействия? Особое значение приобретает реакция зрителей. Очень важно, чтобы они осудили плохой поступок, выразили отрицательное отношение к персонажу, совершившему его.

 Отрицательный образ потеряет свою привлекательность, а значит, и влияние, если его представить так, чтобы вызвать всеобщий смех, осуждение. Но дошкольники вряд ли смогут достичь нужного для этой цели уровня выразительности. Например, передать черты злых, хитрых, жадных персонажей с достаточной иронией, гротескно. Их исполнение может и не вызвать отвращения к аморальному, а наоборот - побудить к подражанию. К тому же не всегда находятся желающие играть непривлекательный персонаж, так как многие сообразительные дети сразу же отказываются от такой роли.

 Но иногда бывает и так: стремление активно участвовать в игре толкает ребенка к исполнению любой, даже отрицательной роли. Чтобы привлечь внимание сверстников к себе, он готов шутовски смешить их. Так постепенно образ как бы "прилипает" к ребенку, и, в конце концов, он начинает вызывать насмешки.

 По-видимому, лучше отрицательные роли исполнять воспитателю при помощи различных кукол. Позаботьтесь, чтобы их внешность была отталкивающей. Негативную характеристику можно дополнить интонацией. Водите кукол и высказывайтесь за них так, чтобы вызвать у детей активную реакцию. Например, пусть они устраивают всяческие препятствия волку на его пути к домику, где живет бабушка Красной Шапочки.

 Еще одна проблема отрицательного персонажа - последствия его поступков: волк пострадал из-за своей кровожадности ("Красная Шапочка"), Ленивица - за грубость, жадность, наглость ("Двенадцать месяцев"). Но может быть, иногда следует прибегать к приему творческого изменения концовки, особенно если она трагична. Отрицательных героев можно перевоспитать при активном участии детей. Только разок подайте им такую мысль, пример - и увидите, как они будут творить добрые дела.

 Вместе с тем нужно учить детей объективно оценивать свои поступки и не просто подражать положительному, но и контролировать свое поведение. Однако не стоит акцентировать на этом внимание сверстников, заострять всегда болезненный момент самокритики.

 Каждый образ, созданный ребенком, неповторим. В нем сливаются его характерные черты с особенностями личности малыша, его манерой держаться, выражать себя. Если они не совпадают, дети-зрители своими репликами подсказывают "артисту", как ему следует исполнять роль, чтобы еще больше походить на персонажа. Таким образом, ребенок незаметно для себя как бы присваивает положительные качества персонажа.

  Большое и разностороннее влияние театрализованных игр на личность ребенка позволяет использовать их как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство, так как сам малыш испытывает при этом удовольствие, радость. Воспитательные возможности театрализованных игр усиливаются тем, что их тематика практически не ограничена. Она может удовлетворить разносторонние интересы детей.

Театрализованные игры позволяют решать многие задачи программы детского сада: от ознакомления с общественными явлениями, формирования элементарных математических представлений до физического совершенствования. Разнообразие тематики, средств изображения, эмоциональность театрализованных игр дают возможность использовать их в целях всестороннего воспитания личности.

Образное, яркое изображение социальной действительности, явлений природы знакомит детей с окружающим миром во всем его многообразии. А умело поставленные вопросы побуждают их думать, анализировать довольно сложные ситуации, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая сторона речи. Новая роль, особенно диалог персонажей, ставит малыша перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй, он начинает активно пользоваться словарем, который, в свою очередь, тоже пополняется.

 Художественная выразительность образов, комичность персонажей усиливают впечатление от их высказываний, поступков, событий, в которых они участвуют.

 Если детям создать условия для самостоятельных театрализованных игр, они смогут подражать игровым образам, общаясь друг с другом. Во время подготовки и разыгрывания спектакля разговаривать с детьми нужно всегда вежливо и ласково. Следите, чтобы и они так же обращались друг с другом, помогали, проявляли настойчивость, терпение в реальной действительности.

 Эстетическое влияние на детей оказывает выполненное со вкусом оформление спектакля. Активное участие ребят в подготовке атрибутов, декораций развивает их вкус, воспитывает чувство прекрасного. Эстетическое влияние театрализованных игр может быть и более глубоким: восхищение прекрасным и отвращение к негативному вызывают нравственно-эстетические переживания, которые, в свою очередь, создают соответствующее настроение, эмоциональный подъем, повышают жизненный тонус ребят. В этом смысле театрализованные игры приравниваются к подвижным играм, так как дети в них не столько зрители, сколько активные участники.

 

Ступникова Е.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей детей средней группы «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста»

Программные задачи:       Образовательные задачи:- расширение представлений родителей о значимости развития мелкой моторики в ж...

Консультация для родителей детей средней группы «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста»

расширение представлений родителей о значимости развития мелкой моторики в общем развитии ребенка....

Консультация для родителей детей средней группы: «Что таит в себе игра?»

laquo;Каков ребенок в игре, таков он будет и в работе, когда вырастет»С. МакаренкоДошкольное детство – уникальный возрастной период, обладающий особой логикой и спецификой разви...

Консультация для родителей детей средней группы Тема «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста»

Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация), воображение, наблюдательность, зрительная и двигател...

Консультация для родителей детей средней группы. "Влияние музыки на развитие творческих способностей детей".

В консультации музыкального руководителя рассказывается о влиянии музыки на развитие творческих способностей детей. Любой родитель хочет, чтобы его ребенок развивался гармонично. Какую музыку слушать?...

ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ИГРА В РАЗВИТИИ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ

АннотацияКлючевые слова:  театрализованная игра, коммуникативные навыки, образовательная деятельность       В Федеральной образовательной  программе дошкольного...