Взаимодействие с родителями как ресурс социального воспитания детей дошкольного возраста
статья (старшая группа)

Кочеткова Наталья Викторовна

В дошкольном детстве ребенок открывает Личность другого человека и его значение в собственной жизни и жизни людей. Формирование правильного ценностно-смыслового отношения ребенка к социальному окружению – одна из важных задач воспитания личности ребенка дошкольного возраста.

Учитывая, что без родительского участия процесс воспитания не возможен, или, по крайней мере, не полноценен, то одним из путей решения данного вопроса является: педагогическое просвещение родителей и установление с ними единства в вопросах   воспитания детей.

Считаю, что мастер-классы  – одна из наиболее эффективных форм взаимодействия с семьями воспитанников, которая позволяет реализовать потребность в установлении взаимопонимания между педагогами и родителями, обмениваться  опытом и знаниями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_kochetkova_nv.docx27.48 КБ

Предварительный просмотр:

Взаимодействие с родителями как ресурс  социального воспитания детей дошкольного возраста

        

Н.В.Кочеткова, воспитатель                  

МБДОУ Детский сад №3

г. Красноуральск

В дошкольном детстве ребенок открывает Личность другого человека и его значение в собственной жизни и жизни людей. Формирование правильного ценностно-смыслового отношения ребенка к социальному окружению – одна из важных задач воспитания личности ребенка дошкольного возраста.

Учитывая, что без родительского участия процесс воспитания не возможен, или, по крайней мере, не полноценен, то одним из путей решения данного вопроса является: педагогическое просвещение родителей и установление с ними единства в вопросах   воспитания детей.

Считаю, что мастер-классы  – одна из наиболее эффективных форм взаимодействия с семьями воспитанников, которая позволяет реализовать потребность в установлении взаимопонимания между педагогами и родителями, обмениваться  опытом и знаниями.

Для решения поставленной цели по формированию представления у родителей о социальном воспитании детей была разработана и проведена  серия мастер-классов.

Участие родителей в серии мастер-классов, объединенных единой тематикой,  позволило им  понять актуальность проблем социального воспитания, выстроить свою позицию в этом вопросе, что и мотивировало их к практическому применению полученных знаний.

        Отмечаю, что при проведении мастер-классов главное для меня было – не сообщить информацию родителям, а передать продуктивные способы деятельности, будь то прием, метод, методика или технология. Такой подход побуждает к творческому сотрудничеству родителей воспитанников и педагога, устраняет отчуждённость между всеми участниками, вселяет уверенность в успехе совместной работы и решает многие проблемы.

        Итак, опыт работы показал, что в результате применения такой формы взаимодействия в воспитательной работе, как мастер-класс, позиция родителей стала более гибкой и теперь родители проявляют активное участие в сотрудничестве по вопросам социального воспитания.

        Представляю мастер-классов для родителей по теме «Игры, направленные на социальное воспитание ребёнка» из серии мастер-классов по социальному направлению воспитания.

Ход мероприятия:

        -Уважаемые  родители,  рада  всех вас видеть!

        Игровое упражнение «Дерево настроения»

        -Мне очень хочется улыбнуться и подарить всем вам улыбку.

         (Воспитатель украшает яркими цветочками «Дерево настроения». Выполнение действий происходит  под музыку «От улыбки»)

-Пришла пора весенняя,

Пришла пора цветения.

И, значит, настроение

У нас у всех — весеннее!

Вы на дерево – взгляните,

Там, где были почки,

Как веселые огни,

Вспыхнули цветочки.

На дереве настроения распустились цветочки.

-И теперь настроение у нас у всех веселое и задорное. Желаю Вам сохранить его до конца  нашего вечера! 

        Родители садятся на стулья.

        -Уважаемые родители, прошу ответить вас на вопрос:

        -Каким бы вы хотели видеть вашего ребенка в будущем?

        Предполагаемые ответы родителей: -здоровым, счастливым, успешным, богатым

        -Да, каждый из ВАС мечтает о том, чтобы его ребенок был успешным.

        И открою ВАМ секрет, что - Социальное воспитание - это необходимое условие для счастливой и успешной жизни, ведь в основе Социального Воспитания лежат такие ценности как:

  • Человек
  •  Семья
  •  Дружба
  • Сотрудничество

        То есть получается, что  Социальное воспитание нужно, чтобы уметь принимать и уважать ценности семьи и общества, уметь общаться, сотрудничать, взаимодействовать со взрослыми и сверстниками.

        А по факту мы видим, что для современного ребенка практически исчезло детское «дворовое» сообщество», в котором дети могли свободно играть и общаться друг с другом  - социализироваться, а все больше уходят в виртуальный мир общения и тем самым отдаляются от родных.

        -А ведь это повод задуматься для вас уважаемые,  родители!!!

        -И я вижу по вашим глазам, что у вас возник вопрос: «Как же воспитать успешного ребенка?»

        -Ответ на этот вопрос вы можете найти с помощью этих иллюстраций

        Родители рассматривают картинки на мольберте

        Ответы родителей с  опорой на картинки про игры

        -Ну конечно…Родителям важно обучать ребенка игре и играть с ним!!!

        -И Сегодня я хочу поделиться с Вами теми играми, которые как раз и помогут воспитать вам своего ребенка УСПЕШНЫМ.

1Игра, направленная на воспитание ЦЕННОСТИ – ЧЕЛОВЕК

Игровое упражнение « Говорящие очки» :

Цель: формирование образа Я, уверенности в себе и доброжелательного отношения к друг другу.

Правила игры:

-Участник, у которого «говорящие» очки поворачивается к соседу справа и произносит фразу: « Наяву, а не во сне – что прекрасного во мне?».

Участник, который справа должен сказать приятные, тёплые слова в адрес соседа в очках.

-Такая позитивная игра помогает поднять еще выше нашу самооценку.

2 Игра, направленная на воспитание ЦЕННОСТИ – СЕМЬЯ

Цель: доверительное взаимоотношение в семье, уважение к старшим членам семьи.

        -Я предлагаю поиграть в игру нашего детства «Я знаю».

        Правила игры:

        -Все встают в круг.

        Один игрок с мячом выходит в середину, выбирает тему, например: «Назови добрые слова про членов семьи» и бьет мячом по полу, произнося предложение: «Я знаю добрые слова про маму», затем называет: заботливая, добрая,….

        (Теперь я кидаю мяч другому игроку, и он должен также назвать  ласковые слова про другого члена семьи)

        Затем можно придумать другую тему, например: что умеют делать члены семьи; какое любимое блюдо у членов семьи  и т.д.

        -Я уверена, что данная игра поможет ещё больше сдружиться всем членам семьи. 

3 Игра, направленная на воспитание ЦЕННОСТИ – ДРУЖБА

Цель: развитие коммуникативных качеств.

-Друзья, послушайте историю про дружбу:

«Ёжик шёл по лесу, под ногами шуршали листочки, моросил мелкий дождь. Вдруг ёж увидел зайку на пенёчке, он сидел и горевал.

Зайка, зайка, ты что такой грустный?» - спросил ёжик.

-«У меня нет друзей» - ответил зайка.

-«Давай я буду твоим другом».

Зайка обрадовался. Ёжик пригласил своего нового друга в гости пить чай. Они весёлые побежали к ёжику. С этого дня ёжик и заяц стали дружить».

А теперь мы эту историю оживим с помощью предметов. Будем озвучивать слова – действия с помощью различных предметов.

«Ёжик шёл (стук кубика о кубик) по лесу, под ногами шуршали листочки (шуршание пакета), моросил мелкий дождь (стук деревянных палочек). Вдруг ёж увидел зайку на пенёчке, он сидел и горевал (стук ложек друг о друга). «Зайка, зайка, ты что такой грустный» - спросил ёжик. «У меня нет друзей». Тогда ёжик говорит: - «Давай я буду твоим другом». Зайка обрадовался. Ёжик пригласил своего нового друга в гости пить чай(стук ложки в стакане). Они весёлые побежали (стук деревянных ложек) к ёжику. С этого дня ёжик и заяц стали дружить (звучащая бутылочка, наполненная горохом)».

-Уважаемые родители, хочу отметить, что с помощью таких игровых действий у ребёнка, во первых, повышается интерес к чтению, а во вторых, ненавязчивым образом происходим понимание понятия ДРУЖБА, как чего-то весёлого, яркого и звонкого.

4 Игра, направленная на воспитание ЦЕННОСТИ – СОТРУДНИЧЕСТВО

        Цель: развитие навыков взаимодействия и сотрудничества в паре.

        Оборудование: карандаш 1 на пару игроков.

        Правило игры:

-Перед каждой парой на полу лежит карандаш. Задача игроков - взять этот карандаш так, чтобы каждый из них касался его кончика только указательным пальцем. Пользуясь двумя пальцами на двоих, они должны суметь поднять карандаш, пронести его до конца комнаты и вернуться обратно. Если они не уронили карандаш, не помогали себе другой рукой, можно поздравит с удачным выполнением задания.

        -Молодцы. Вы замечательно взаимодействовали и сотрудничали в паре!

        -Итак, друзья! Я сегодня с вами поделилась теми играми, которые помогут воспитать ребёнка успешным.

        -А сейчас прошу вас поделиться своими впечатлениями о нашей встрече. Для этого вы можете подойти к столу взять листочек. На листочке написано начало предложения, вам надо закончить предложение:

        - сегодня я узнал (а)…

        - было интересно…

        - я понял, что…

        - теперь я могу…

        - я почувствовал, что…

        - я приобрёл…

        - я попробую…

        - мне захотелось…

        ЖЕЛАЮ БЫТЬ ВСЕМ УСПЕШНЫМИ И СЧАСТЛИВЫМИ!

        

        Список источников:

        1. Рабочая программа воспитания МБДОУ Детский сад № 3: локальный документ от 26.09.2022г. № 95


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста на тему: "Воспитание любви к природе"

Данный материал содержит информацию для родителей по формированию у детей бережного отношения к природе, рекомендации по воспитанию экологической культуры....

«Взаимодействие с родителями по развитию речи детей дошкольного возраста»

В соответствии с ФГОС ДО одним из основных принципов дошкольного образования является сотрудничество ДОУ и семьи. В Стандарте указывается, что он «является основой для оказания помощи родителям ...

Статья «Взаимодействие с родителями по развитию речи детей дошкольного возраста»

В соответствии с ФГОС ДО одним из основных принципов дошкольного образования является сотрудничество ДОУ и семьи...

Консультация для родителей по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста на тему: «Экологическое воспитание дошкольников»

В данной статье раскрыта актуальность проблемы настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того катастрофи...

Памятка для педагогов:" Взаимодействие с родителями в патриотическом воспитании детей дошкольного возраста"

В законе «Об образовании» указано: «… родители являются первыми педагогами, которые обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ре...