КОНСПЕКТ МАСТЕР – КЛАСС ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ на тему: «Волшебный мир пальчиковых игр»
методическая разработка (младшая группа)

Курамшина Рузия Ренатовна

познакомить родителей с разнообразием игр, необходимых для развития мелкой моторики рук в работе с детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelskoe_sobranie_master_-_klass_v_rannem_vozraste.docx22.63 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное дошкольное образовательное учреждение Цильнинский детский сад «Терем-Теремок» МО «Цильнинский район» Ульяновской области

(МДОУ Цильнинский детский сад «Терем-Теремок» МО «Цильнинский район»)

КОНСПЕКТ

МАСТЕР – КЛАСС ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

на тему: «Волшебный мир пальчиковых игр»

Подготовила:

 воспитатель 1 категории

 Курамшина Р.Р.

р.п.Цильна 2022 г.

Цель: повышение компетентности родителей в вопросах развития мелкой моторики в домашних условиях; познакомить родителей с разнообразием игр, необходимых для развития мелкой моторики рук в работе с детьми; дать практические рекомендации родителям по развитию мелкой моторики рук.

Задачи:

- донести до родителей важность использования пальчиковых игр в развитии образного мышления, воображения, творчества, развития речи;

- заинтересовать родителей использовать разнообразные пальчиковые игры дома для развития детей.

Предварительная работа:

-  презентация «Влияние мелкой моторики на развитие ребенка раннего возраста»,

- консультация «Влияние мелкой моторики на развитие ребенка раннего возраста».

- фото вернисаж (фотографии детей в процессе выполнения различных пальчиковых упражнений).

Оборудование: презентация, карандаши, резиновые игрушки с шипами, пальчиковый театр, крышки от бутылок, различные пособия по мелкой моторике и развитию речи.

Участники: воспитатель, родители.

Форма проведения: мастер-класс.

Ход мероприятия:

Здравствуйте, уважаемые родители! Я рада, что мы собрались все вместе.

Исследования ученых показали, что уровень развития детской речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Чем активнее и точнее движение пальцев у малыша, тем быстрее он начинает говорить.

Известный педагог Василий Александрович Сухомлинский сказал: «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев», а М.Монтессори утверждала «Таланты детей находятся на кончиках их пальцев» и т.к. мы все мечтаем, чтобы наши дети были умными и талантливыми, мы заинтересованы развивать общую и мелкую моторику ребёнка с самого раннего возраста. Рука имеет самое большое представительство в коре головного мозга.

У нас на ладони находится множество биологически активных точек. Воздействуя на них можно регулировать функционирование внутренних органов. 

Мизинец - сердце, безымянный палец- печень(почки), средний- кишечник, указательный- желудок, большой – голова. Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движение пальцев рук, расположены очень близко.

Стимулируя мелкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь. Движение организма и речевая моторика имеют единые механизмы, следовательно, развитие мелкой моторики рук напрямую влияют на развитие речи.

Большинство детей имеет нарушение или недоразвитие мелкой моторики и зрительно-двигательной координации. Движения рук бывают неловкими, несогласованными, у них часто не выделяется ведущая рука. Дети порой не в состоянии одновременно действовать двумя руками сразу.

Для развития мелкой моторики руки разработано много интересных методов и приемов.

 В нашем детском саду педагоги используют основной принцип дидактики: от простого к сложному.

В раннем возрасте мы проводим работу по коррекции нарушений мелкой моторики в следующих направлениях:

• Лепка и рисование пальчиковыми красками

• Работа с бумагой (складывание, обрывание, выкладывание узоров).

• Игры с мелкими предметами, бросовым материалом (бусы, камешки, пуговицы, спички, прищепки, мелкие игрушки)

• Использование различных приспособлений (массажные мячики, валики, ёжики, скалочки, семена).

• Игры с природным материалом (шишки, песок, вода… игры с крупой, фасолью). 

• Шнуровка, застёгивание пуговиц, замков, мозаика, пирамидки, матрёшки, вкладыши, лабиринты, счёты, кубики, пазлы, разрезные картинки.

• Игры с нитками (наматывание клубков).

• Игры с карандашом (обводка, штриховка, раскрашивание).

• Конструктор, строительный материал.

 Как вы думаете, что ещё очень хорошо развивает мелкую моторику рук и речь ребенка, не требуя никаких дополнительных пособий, точнее эти пособия всегда с вами?  (Ответы родителей.)                                                                                                                                                                  

Конечно это пальчиковая гимнастика.                                                                              

Что же происходит, когда ребенок занимается пальчиковой гимнастикой?

1. Стимулирует развитие речи.

2. Создают благоприятный, эмоциональный фон, развивает умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи.

3. Ребенок учится концентрировать и распределять своё внимание.

4. Усиливается контроль за выполняемыми движениями при сопровождении их стихотворными строчками.

5. Развивается память ребенка, воображение и фантазия.

6. В результате освоения воображения приобретут силу, гибкость и подвижность, которые в дальнейшем облегчат овладение навыком письма.

Важной частью работы по развитию мелкой моторики являются пальчиковые игры. Игры эти очень эмоциональные, их можно проводить как в детском саду, так и дома.

Существует огромное количество игр и упражнений, развивающих мелкую мускулатуру. Я вас познакомлю сейчас с некоторыми из них, и вы в них поиграете.

Существуют следующие виды пальчиковых игр:

- Пальчиковые игры с предметами;

- Активные игры со стихотворным сопровождением;

- Игры- манипуляции;

- Пальчиковые игры на основе сказок;

- Кинезиологические игры или по другому их называют «гимнастика мозга»;

- Пальчиковые игры с элементами самомассажа;

- Пальчиковые игры с муз. сопровождением.

Игры с предметами.

Они развивают мышление, повышают эластичность мышц, вызывают положительные эмоции и стойкий интерес к деятельности. В качестве предметов можно использовать массажные мячи, карандаши, прищепки. Предлагаю вам проиграть одну из таких игр с карандашом:

Карандаш в руках держу поиграть я с ним хочу.

Карандаш в ладони взяли и немного пошуршали

Карандашик я возьму - непременно каждый пальчик быть послушным научу.

 (желательно, шестигранным, так как он дополнительно массажирует пальцы и ладонь), Детям можно предложить следующие задания (выполнение заданий педагогами и родителями): 

• катать карандаш между ладонями обеих рук – от кончиков пальцев до основания ладони;

• катать карандаш подушечками двух пальцев (большого и указательного, большого и среднего, большого и безымянного), поочерёдно правой и левой рукой;

• катать карандаш между соответствующими пальцами обеих рук по очереди (между указательным пальцем правой руки и указательным пальцем левой руки и т.д.);

• поочерёдно пальцами обеих рук катать карандаш по столу; поочерёдно пальцами

Активные игры со стихотворным сопровождением. 

Дети очень любят именно этот вид игр - он побуждает детей к творчеству, в стихотворной форме игра запоминается быстрее. Они могут проговаривать и выполнять движение пальчиками как в свободное время, так и на прогулке. В одну такую игру мы сейчас с вами поиграем.

Игры с речевым сопровождением:

Светок ягоды снимаю и в лукошко собираю ("срывают" ягодки и "кладут" в ладошку.

Ягод - полное лукошко! я попробую немножко (щипотку поднести ко рту) 

Я поем ещё чуть - чуть - легче будет к дому путь!

Я поем ещё малинки. сколько ягодок в корзинке?

Раз, два, три, четыре, пять… (загибаем пальчики)

Снова буду собирать! 1, 2, 3, 4, 5 будем пальчики считать. (загибаем пальчики) 

«В гости к кошке».

Вот кулак, а вот ладошка (показать кулак и ладошку) 

На ладошку села кошка и крадется потихоньку, (по ладошке перебирая пальчиками продвигается другая ладошка) 

Может, мышка там живет? кошка мышку стережет. мяу! (Как кошка царапать пальчиками ладошку, а на последнее слово быстро спрятать ручки от кошки) 

Игры манипуляции. 

Такие игры ребенок может выполнять самостоятельно или с помощью взрослого. Они развивают воображение: в каждом пальчике ребенок видит тот или иной образ. Предлагаю вам вспомнить названия данных игр. «Ладушки-ладушки», «Сорока-белобока» – указательным пальцем осуществляют круговые движения, «Этот пальчик», «пальчики», «Этот пальчик хочет спать», «Этот пальчик – дедушка», «Капуста» и т.п..

Игры на основе сказок.

Такие комплексы пальчиковых игр позволяют повысить общий тонус, развивают внимание и память, снимают психоэмоциональное напряжение. В работе с детьми можно использовать готовый пальчиковый театр также пальчиковый театр виде маленьких вязаных колпачков что придает двойной эффект – массаж фаланг пальцев руки, также можно нарисовать героев сказок на подушечках пальцев и с удовольствием проиграть сказку с детьми.

Кинезиологические игры или по другому их называют «гимнастика мозга»

Такие игры позволяют активизировать межполушарное взаимодействие, улучшают мыслительную деятельность, стрессоустойчивость, способствуют улучшению памяти и внимания.

Выполнение таких игр требует от ребенка внимания, сосредоточенности. А сейчас я предлагаю проиграть вместе с нами несколько кинезеологических. игр. «Ладонь, кулак, ребро» (разнонаправленные движения), «По голове похлопаем, по животу погладим» и т.п.

Игры с элементами самомассажа. В данных играх используются традиционные для массажа движения – разминание, растирание, надавливание, пощипывание – такие движения выполняются от периферии к центру. Так же игры, с элементами самомассажа можно выполнять с помощью различных предметов, это могут быть деревянные грибочки, массажные мячи, карандаши и т. д. 

Игры с мячиками

Также мы используем массажные гладкие и колючие мячики. (Можно катать по ладошке, столу, коврику)

С гладким мячиком:

Колобок рукой катаю (правой ладонью катаю мячик по левой)

Взад, вперёд его гоняю,

Им поглажу я ладошку, будто я сметаю крошку. (гладим мячиком ладонь)

И сожму его немножко, как сжимает лапу кошка (сжимаем и расжимаем мячик)

Колобок я разожму и другой рукой начну,

Колобок наш отдохнёт и опять играть начнёт. (повторяем тоже самое другой рукой)

С мячиком- ёжиком:

маленький колючий ёж,

до чего же ты хорош (катаем мячик -ёжик по столу правой рукой)

покажи свои иголки,

хоть они и очень колки. (катаем мячик по столу левой рукой).

Также можно использовать для развития мелкой моторики сухой бассейн с различными крупами (рис, гречка, фасоль и т. п.). Для повышения интереса у детей туда можно поместить мелкие игрушки.

Итак, приступим к рассмотрению следующего вида - пальчиковые игры с музыкальным сопровождением:

У жирафов.
У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде.
У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде.
 (Хлопаем по всему телу ладонями.)
На лбу, ушах, на шее, на локтях,
На носах, на животах, на коленях и носках.
 (Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела.)
У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде.
У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде.
 (Щипаем себя, как бы собирая складки.)
На лбу, ушах, на шее, на локтях,
На носах, на животах, на коленях и носках.
 (Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела.)
У котяток шёрстка, шёрстка, шёрстка, шёрсточка везде.

У котяток шёрстка, шёрстка, шёрстка, шёрсточка везде.(Поглаживаем себя, как бы разглаживаем шерстку)
На лбу, ушах, на шее, на локтях,
На носах, на животах, на коленях и носках.
 (Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела.)
А у зебры есть полоски, есть полосочки везде.
А у зебры есть полоски, есть полосочки везде.
 (Проводим ребрами ладони по телу (рисуем полосочки))
На лбу, ушах, на шее, на локтях,
На носах, на животах, на коленях и носках.

Заключительная часть.

Уважаемые родители! Большое спасибо, что вы приняли активное участие в нашем мероприятии. Надеюсь, что вы узнали много нового, интересного и обязательно примените полученные знания в семье. Развитие мелкой моторики очень важно, потому что в жизни, когда ребёнок вырастет, ему понадобятся точные координированные движения, чтобы писать, одеваться, а также выполнять различные бытовые и прочие действия. Но прежде необходимо набраться терпения и понимания. Руки ребенка пока еще «не слушаются» своего хозяина, но малыш совсем не причем.  Вы и только Вы способны в большей мере помочь своему ребенку в этом непростом деле. Все это – залог успешного обучения в школе и дальнейшей жизни. Нам бы хотелось предложить для вас небольшое домашнее задание: изготовить дома, совместно с вашим ребенком, а может и всей семьей, - пособие для развития мелкой моторики рук с использованием бросового материала.  

(Рефлексия родительского собрания)

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект мастер – класса для родителей на тему: «Автоматизация звуков речи».

Конспект мастер – класса для родителей на тему: «Автоматизация звуков речи»....

мастер-класс для родителей на тему: "технология изготовления пальчикового театра"

Мастер-класс для родителей на тему: «Технология изготовления пальчикового театра» Цель: дать  родителям необходимые знания, умения и навыки по изготовлению и использованию  пальчикового...

Конспект Мастер-класса для родителей на тему «Изготовление тряпичной народной куклы «Зайчик на пальчик»

Мастер-класс для родителей и детей на тему «Изготовление тряпичной народной куклы «Зайчик на пальчик» с целью приобщения родителей и детей к народной к народной культуре через совместное творчест...

Мастер класс для родителей по теме «Волшебный мир оригами»

рассказать родителям о культуре Японии, о возникновении оригами и девочке Сасаки Садаку....

Конспект мастер-класса для родителей на тему "Оздоровительные пальчиковые игры"

Данный мастер-класс посвящен таким технологиям здоровьесбережения, как пальчиковая гимнастика, пальчиковые игры с предметами, игровой самомассаж кистей и пальцев рук, которые активно используются в де...

Мастер-класс для родителей на тему: «Волшебный сундучок логопеда»

Мастер-класс для родителей на тему:«Волшебный сундучок логопеда»....