Консультация для педагогов и родителей. Возрастные и психологические особенности детей дошкольного возраста
консультация

Магун Ася Владимировна

Кратко описываются основные возрастные и писхологические особенности дошкольников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Возрастные и психологические особенности детей
дошкольного возраста. Консультация


Первая младшая группа (2-3 года)
До пяти лет все основные психические процессы ребенка - внимание, память, мышление - носят непроизвольный характер.Это означает, что малыш не может управлять ими по собственному желанию, он не в состоянии сосредоточиться или специально что-то запомнить - он обращает внимание на то, что само привлекло его внимание, запоминает то, что само запоминается. Такова важнейшая особенность, которая определяет характер методов и приемов, используемых в работе с детьми.
Ребенок 2 - 3 лет очень эмоционален, однако его эмоции непостоянны,
малыша легко отвлечь и переключить с одного эмоционального состояния на
другое. Восстановлению эмоционального равновесия способствует так
называемая ритмическая стимуляция - игры со взрослым, которые включают
ритмичное покачивание, подбрасывание, поглаживание и т.п. Такими играми
изобилует народная традиция пестования детей.
Маленький ребенок обучается только тому, что его заинтересовало, и
принимает что-то только от того человека, которому он доверяет. Поэтому
успешность его обучения зависит от того, сложился ли контакт с педагогом. В этом отношении очень важно, как проходит адаптация ребенка к детскому саду и испытывает ли он в группе эмоциональный комфорт.
Общение у детей данного возраста носит ситуативно-личностный характер.
Это означает, что каждому ребенку необходимо индивидуальное внимание
педагога, индивидуальный контакт с ним. Отсюда следует, что занятия должны быть кратковременными, построенные так, чтобы воспитатель мог говорить понемногу, но с каждым ребенком в отдельности. Занятия не рассчитаны на работу со всей группой как единым целым. Как уже отмечалось, обучать ребенка может только тот взрослый, которому он доверяет и симпатизирует. Обучение в этом возрасте проходит и на собственном практическом опыте, и на основе подражания приятному взрослому. При этом ребенок подражает всему, что делает взрослый, - и хорошему, и плохому; и правильному, и неправильному.
Сверстник еще не представляет для такого малыша особого интереса и
рассматривается часто как еще один предмет. Дети играют "рядом", но не
"вместе". Друг для друга они становятся нередко источниками отрицательных эмоций: другой ребенок исследует предмет, который интересует и меня, другой ребенок завладел вниманием воспитательницы, которую я люблю, другой ребенок наступил мне на ногу, пролил компот и т.п.
Малыш 2-3 лет может не понимать разницы между живым и неживым и
"разобрать на части" живую бабочку так же, как он это делает с пластмассовой машинкой. Пока еще такое поведение не является проявлением жестокости. Разницу между живым и неживым он усваивает из наблюдений за отношением взрослого к разным объектам.
Мышление ребенка данного возраста носит наглядно-действенный
характер. Это означает, что познание окружающего мира происходит в процессе реальных предметных манипуляций, соответственно и ведущим типом игры является предметно-манипулятивный. Очень важно для маленьких первооткрывателей поддержать саму мотивацию исследования и познания окружающего мира. От взрослого требуется лишь создать интересную развивающую среду и предоставить детям время и свободу деятельности в ней.
Психологические особенности:
• наглядно-действенное мышление;
• интеллектуальное развитие зависит от того, насколько богата окружающая
развивающая среда, т.е. позволяет ли она разнообразно и содержательно
исследовать окружающий мир, манипулируя различными предметами;
• речь находится в стадии формирования;

• обучение эффективно только на фоне психоэмоционального комфортного
состояния;
• внимание, память непроизвольны.


Вторая младшая группа (3-4 года)
В данной возрастной группе сохраняется непроизвольный характер
основных психических процессов (внимания, памяти, мышления), а также
эмоциональная лабильность (подвижность) и потребность в эмоциональном
комфорте. Однако ведущим типом общения становится ситуативно-деловое. Это означает, что взрослый привлекает ребенка в первую очередь как партнер по интересной совместной деятельности. Сверстник пока мало пригоден для исполнения этой роли, поскольку еще не вполне владеет речью, с ним трудно согласовать намерения и построить план совместной деятельности.
Взаимодействие с 3-4-летними детьми осложнено тем, что они
проходят через ВОЗРАСТНОЙ КРИЗИС ТРЕХ ЛЕТ - КРИЗИС СТАНОВЛЕНИЯ ВОЛИ, КРИЗИС "Я САМ!". В этот период психологи рекомендуют постараться дать каждому ребенку возможность реализовать все его намерения, каждое "Я хочу" и "Я буду", если это не угрожает жизни и здоровью его самого или других детей группы. Все это значительно усложняет работу педагога, поскольку дети как и прежде нуждаются в индивидуальном внимании. Формы работы поэтому снова ориентированы на возможность кратковременных, но индивидуальных
контактов с воспитанниками. Мышление детей старше 3 лет носит уже наглядно-образный характер. Это означает, что от манипулирования объектами ребенок способен перейти к манипулированию представлениями и образами. При этом сфера его познавательной деятельности сосредоточена на реальном, предметном, непосредственно окружающем его в данный момент мире. Он познает то, что видит перед собой сию минуту.
Важно помнить, что речь у ребенка находится в стадии становления,
поэтому педагог еще не может полноценно использовать ее как средство
проверки и выявления знаний. Речевой ответ не позволяет судить о

действительном уровне сформированности того или иного представления
малыша, поскольку неизвестно, кроется ли проблема в несформированности
представления или же речи. Педагог может расширить собственный
используемый словарный запас, но не должен требовать от 3-4-летних детей
развернутых и полных ответов. Такое требование травмирует ребенка, его
внимание переключается с выполнения мыслительных операций на речевое
формулирование.
Психологические особенности:
• мышление ребенка носит наглядно-образный характер;
• внимание, память, мышление остаются непроизвольными;
• речь находится в стадии формирования;
• ребенок познает мир, непосредственно окружающий его в данный момент.


Средняя группа (4-5 лет)
На пятом году жизни у детей сохраняется непроизвольность психических
процессов. Однако важнейшими новообразованиями являются два: завершение в основном процесса формирования активной речи и выход сознания за пределы непосредственно воспринимаемой действительности.
Взрослый теперь представляет интерес в первую очередь как источник
увлекательной и компетентной информации. Общение носит внеситуативно-
деловой характер.
Кризис 3 лет остался позади, дети стали более эмоционально
устойчивыми, менее капризными. Они начинают проявлять интерес к своим
сверстникам как к партнерам по игре. Мнение сверстника приобретает особую значимость. Поэтому желательно организовывать формы взаимодействия детей, предполагающие сотрудничество, а не соревнование. Отрицательная оценка, если она неизбежна, может прозвучать только в ситуации индивидуального общения, когда ее никто, кроме самого ребенка не слышит. Мышление по-прежнему носит наглядно-образный характер.
Средний возраст совершенно особый по отношению как к предыдущему,
так и к последующему. Эксперимент показал, что самым эффективным способом сделать информацию привлекательной для ребенка 4-5 лет является "одушевление". В этом возрасте, как ни в каком другом, дети с удовольствием слушают волшебные сказки.
Психологические особенности:
• мышление носит наглядно-образный характер;
• дети проявляют интерес к волшебным сказкам и легче воспринимают и
запоминают информацию, если она касается кого-то живого.


Старшая, подготовительная группы (5-7 лет)
В возрасте около 5 лет в развитии ребенка происходит большой скачок.
К пяти годам он должен иметь представление об обратимых и необратимых
процессах, отличать ситуации, в которых произошло изменение какого-либо
признака или количества, от ситуаций, в которых количество (или признак)
остались неизменными. Например, при переливании воды из широкого низкого сосуда в высокий узкий количество воды не изменяется, хотя внешне может показаться, что в высоком сосуде воды больше. Аналогично, если ряд камешков сгрести в компактную кучку, камешки станут занимать меньше места, и может показаться, что их стало меньше по количеству. Ребенок после 5,5 лет должен понимать, что количество камней при изменении их расположения осталось неизменным.
Содействует общему психическому развитию активизация
ВООБРАЖЕНИЯ. В этом возрасте воображение является основой для решения простейших арифметических задач, а также устного счета в пределах первого десятка. Благодаря нему формируется геометрическая интуиция, появляется возможность решения простейших геометрических задач. Воображение – это важнейшая высшая психическая функция, которая лежит в основе успешности всех видов творческой деятельности человека, в том числе и взрослого. Нельзя не согласиться с Альбертом Эйнштейном, считавшим, что воображение важнее, чем знание. Благоприятный период для развития воображения - это именно дошкольный возраст. Вместе с тем долгое время обучение детей строилось на основе действия ребенка по образцу, воспроизведения модели, предлагаемой взрослым. При таком подходе творческая сила воображения уже к 8 годам угасает, и развитие творческого потенциала ребенка бывает очень затруднено.
Поэтому взрослые должны научиться ценить в дошкольнике не способность
делать по указанию или по образцу то, что предлагает взрослый, а придумывать свои собственные планы, формировать замыслы и реализовывать индивидуальное воображение во всех видах деятельности.
Особенность детей данного возраста - интерес и тяга к красивому,
эстетически ценному. И с этим нельзя не считаться педагогу, выбирая
методические приемы работы с дошкольниками. Эстетичность используемых
наглядных материалов, их композиции на занятии, во многом определяет степень заинтересованности ребят самим предметом.
Необходимо привить детям вкус к размышлению и рассуждению, поиску
решений, научить испытывать удовольствие от прилагаемых интеллектуальных усилий и получаемого в виде решения проблемы интеллектуального результата.
Важно, чтобы ребятам сопутствовал успех.
В методике работы с детьми данного возраста целесообразно сохранять
упор на продуктивную деятельность и организацию интересного, проблемного или развивающего опыта в противовес умозрительным рассуждениям.
Психологические особенности:
• ребенок может произвольно управлять своим поведением, а также процессами
внимания и запоминания, эмоциональными реакциями;
• в любом виде деятельности может выйти за пределы сиюминутной ситуации,
осознать временную перспективу, удерживать в сознании одновременно
цепочку взаимосвязанных событий или разные состояния вещества или
процесса;
• ведущее значение приобретает развитие воображения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов и родителей на тему: «Гиперактивность у детей дошкольного возраста».

В последние годы все чаще медики и педагоги обращают внимание на тесную взаимосвязь между состоянием здоровья детей и их успехами в обучении. Одной из таких проблем является синдром дефицита внимания ...

Возрастные и психологические особенности детей дошкольного возраста

До пяти лет все основные психические процессы ребенка - внимание, память, мышление - носят непроизвольный характер....

« Организация дидактических игр экологической направленности, согласно возрастным и психологическим особенностям детей дошкольного возраста».

1 слайд Игра – ведущая деятельность в дошкольном детстве. Игра – это способ осмысления окружающего мира и своего места в нем, освоения соответствующих различным ситуациям моделей поведения...

Презентация "Возрастные и психологические особенности детей дошкольного возраста"

Детство характеризуется очень высоким темпом развития. В любом возрасте темп развития различен у разных детей. В процессе развития медленные и быстрые фазы сменяют друг друга. В презентации раскрыты о...

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ "ВОЗРАСТНЫЕ И ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"

Чтобы не выдвигать ребенку непосильные требования, и в то же время не отставать от его реальных возможностей, чтобы запастись терпением и спокойно относиться ко всем проявлениям вашего ребенка, надо з...

Система работы по здоровьесбережению с воспитанниками организуется с учётом возрастных и психологических особенностей детей дошкольного возраста

Система работы по здоровьесбережению с воспитанниками организуется с учётом возрастных и психологических особенностей детей дошкольного возраста, опираясь на основные принципы детской психол...

Возрастные и психологические особенности детей дошкольного возраста

Первая младшая группа (2-3 года)До пяти лет все основные психические процессы ребенка - внимание, память, мышление - носят непроизвольный характер. Это означает, что малыш не может управлять ими пособ...