Консультация "Психологическая готовность детей к школе"
консультация (подготовительная группа)

Иванова Наталья Григорьевна

Консультация "Психологическая готовность детей к школе"

  Поступление в школу - это всегда переломный момент в жизни ребёнка,

независимо от того, в каком возрасте он приходит в первый класс. Меняется место ребёнка в системе общественных отношений, это переход к новому образу жизни и условиям деятельности, это переход к новому положению в обществе, новым взаимоотношениям со сверстниками и взрослыми.

Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Филиал детский сад «Сказочный городок»

МБОУ «Усть-Коксинская СОШ» имени Героя Советского Союза В.И. Харитошкина

 «Психологическая готовность ребенка к школе»

Подготовила методист

Иванова Н.Г.

с.Усть-Кокса, 2023 год

  1. Что такое психологическая готовность ребенка?  (Титульный  1 слайд)

Поступление в школу - это всегда переломный момент в жизни ребёнка, неза-висимо от того, в каком возрасте он приходит в первый класс. Меняется место ребёнка в системе общественных отношений, это переход к новому образу жизни и условиям деятельности, это переход к новому положению в обществе, новым взаимоотношениям со сверстниками и взрослыми.

 ( 2 слайд) Каждый ребенок идет в первый класс с надеждой, что в школе все у него будет хорошо.  Учительница будет красивая и добрая,  одноклассники будут с ним дружить, и учиться он будет на пятерки.

Оправдание детских и родительских ожиданий  зависят от того, на сколько  ребенок психологически подготовлен к школе.

 (3 слайд) Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников.

Психологическая готовность к школе - это комплексный показатель, позволяющий прогнозировать успешность или не успешность обучения первоклассника.

 Психологическая готовность к школе включает в себя следующие параметры психологического развития:

1) Интеллектуальная готовность (Определенный уровень интеллектуального развития, подразумевающий владение ребенком простыми операциями обобщения).

2) Мотивационная готовность  ( наличие учебной мотивации)

3)  Эмоционально-волевая  готовность.  

4) Личностно - социальная готовность (коммуникативная готовность)

Остановимся подробнее на каждом из этих показателей.

 (4  слайд) Интеллектуальная готовность

Часто родители думают, что интеллектуальная готовность ребенка к школе заключается только в умении считать, писать, читать, но это конечно же далеко не так, это лишь навыки, которым мы можем научить нашего ребенка.

Интеллектуальная готовность ребенка к школе заключается в определенном кругозоре, запасе конкретных знаний, в понимании основных закономерностей.

У ребенка в первую очередь должна быть развита любознательность, желание узнавать новое, достаточно высокий уровень сенсорного развития, умение думать, анализировать, делать выводы.

В целях интеллектуальной подготовки ребенка к школе взрослые должны развивать познавательные потребности, обеспечить достаточный уровень мыслительной деятельности, дать необходимую систему знаний об окружающем мире. Важен все-таки не объем знаний дошкольника, а качество его знаний.

Важно учить не читать, а развивать речь.

Важно не учить писать, а создавать условия для развития мелкой моторики руки.

 (5  слайд) Следующий компонент — это мотивационная готовность ребенка к школе.

 Мотивационная готовность — это наличие у детей желания учиться.

У ребёнка, поступающего в школу, должна быть сформирована мотивация учения – интерес к новым знаниям, и желание научиться чему-то новому.

Ведь даже при наличии у ребёнка необходимого запаса знаний, навыков, умений, достаточного интеллектуального развития, ему будет трудно учиться, если у него не будет сформирована именно внутренняя позиция школьника,

Что нужно делать родителям чтоб сформировать мотивационную готовность к школе!

Родителям важно рассказывать детям о том, что именно значит быть школьником, почему он становится более взрослым, поступив в школу, какие обязанности он будет там выполнять.

Можно рассказывать о своих школьных годах, вспоминая смешные и поучительные случаи. Обязательно читать вместе с ребенком книги о школе. Рассказывать о школьных порядках. Можно сходить с ребенком на экскурсию по будущей школе, и показать ему где он будет учиться.

Т. е. положительно правильно с мотивировать ребенка на учебную деятельность.

 (6  слайд) Тест «Мотивационная готовность» Анализ беседы с детьми..  

(7  слайд) Эмоционально- волевая готовность ребенка к школе

Волевая готовность – это достаточно высокий уровень произвольно управляемого поведения, произвольной регуляции психических процессов, действий; овладение такой структурой деятельности и поведения, в которой уясняются мотивы и цель, мобилизуются усилия, направляется и регулируется психическая активность.

Эмоционально-волевая готовность,включает в себя:

-умение сосредотачиваться,

-управлять своими эмоциями,

-способность делать не только то, что хочу, но и то, что надо,

-контролировать свои действия.

В психологии это называется «произвольным поведением» т. е. ребенок должен уметь контролировать свое поведение и эмоции.

Если эмоционально волевая готовность ребенка не сформирована, то ребенок

- не слушает учителя на уроках, не выполняет заданий, не умеет работать по правилу, не умеет работать по образцу, нарушает дисциплину.

Формированию этих эмоционально волевых качеств поможет игра!

Здесь очень хорошо играть с детьми в настольные игры, или в активные игры по правилам!

Игры учат спокойно дожидаться своей очереди, своего хода с достоинством проигрывать, выстраивать свою стратегию и при этом учитывать постоянно меняющиеся обстоятельства и т. д. Это все благоприятно сказывается в итоге эмоционально волевых качествах.

По-тихоньку ребенок разовьет в себе способность к волевому усилию, но не сразу. Ему конечно нужно помочь!

 (8  слайд)   Личностно - социальная готовность (Коммуникативная готовность)

Здесь конечно ребенок должен быть коммуникабельным, то есть уметь общаться со сверстниками и взрослыми; в общении не должно проявляться агрессии, а при ссоре с другим ребенком должен уметь оценивать и искать выход из проблемной ситуации.

-Ребенок должен понимать и признавать авторитет взрослых.

Ребенок должен адекватно реагировать на конструктивные замечания педагога.

Ребенок должен понимать, что хорошо, а что – плохо.

Конечно у ребенка к моменту поступления в школу должен быть достаточно разнообразный опыт общения с незнакомыми людьми.

Ему необходимо дать возможность самому учиться устанавливать контакты с окружающими его людьми, например, на детской площадке, в магазине. Показывать на личном примере, объяснять, как нужно себя вести в определенных местах.

Сейчас мы с вами посмотрим портрет психологически не готового к школе ребенка.

 (9  слайд) Психологически не готовый к школе ребенок

Бесконтрольное поведение (преобладание «хочу» над «можно»).

Чрезмерная игривость, непоседливость, крикливость.

Трудности общения с незнакомыми взрослыми (нежелание контактировать или наоборот, непонимание своего статуса).

Неспособность следовать инструкции (ребенок быстро отвлекается, не понимает, с чего начать и что делать дальше).

Низкий уровень знаний об окружающем мире, неумение сделать обобщение, классифицировать, выделять сходство, различие.

Не может сосредоточиться на уроке, часто отвлекается, проявляет мало инициативы.

Не может включиться в общий режим работы класса.

Конечно такому малышу будет намного сложнее адаптироваться к школе, и привыкнуть к новым для него условиям. Тут родителям нужно хорошо подумать или отдавать ребенка в первый класс или все-таки получше подготовить в течении еще одного года к школьному периоду.

 (10  слайд) Психологически готовый к школе ребенок

• Готов к общению и взаимодействию как со взрослыми, так и со сверстниками

Имеет широкий кругозор, запас конкретных знаний,

понимает основные закономерности

Желание идти в школу, вызванное адекватными причинами (учебными мотивами)

Умеет контролировать эмоции и поведения

Психологическая готовность к школе возникает у детей не сама по себе,

а образуется постепенно:

Через игру.

Через труд.

Через общение со взрослыми и сверстниками.

Для полноценного развития дошкольнику необходимо общаться со сверстниками, взрослыми.

Играть в развивающие игры.

Слушать чтение книг, рисовать, лепить, фантазировать.

Чем больше ребенок будет причастен к подготовке к школе, обсуждению будущего, тем больше он будет знать о школе, о новой жизни, тем легче ему будет адаптироваться.

 (11  слайд) заключение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка для родителей НА ПОРОГЕ ШКОЛЫ: О психологической готовности детей к школе.

Психологическая готовность это:         необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в...

Родительское собрание "Готовность детей к школе. Критерии готовности"

ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ Основные критерии и параметры готовности ребёнка к обучению зависят от понимания самой её сущности. Существует два подхода, внутри которых представлены разнообразн...

Нетрадиционная форма проведения родительского собрания в подготовительной к школе группе на тему «Готовность детей к школе».

-Уважаемые родители, вы сегодня все станете членами экспертной комиссии. На днях ваши дети участвовали на дошкольной олимпиаде. Хочу сказать, что это мероприятие очень понравилось вашим детям. Они был...

Современные подходы в подготовке ребенка к школе. "Формирование речевой готовности детей к школе в процессе работы кружка "По дороге к азбуке"

Правильная речь - один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, что является залогом успешного освоения грамоты и чтения: ведь письменная речь формируется на основе устной....

буклет для родителей На пороге школы: О психологической готовности детей к школе.

Психологическая готовность это:         необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в...

Конспект встречи с родителями детей подготовительной к школе группы на тему: "Психологическая готовность детей к школе"

Данный коснпект представляет собой вариант нетрадиционного роидтельского собрания, целью которого является формирование адекватной, конструктивной, уверенной позиции родителей будущих первоклассн...