Родительское собрание «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в семье»
учебно-методический материал

Тураева Гузель Вилдановна

Родительское собрание
«Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в семье»

Цель: формировать у родителей представление о нравственной составляющей в личностном развитии ребёнка, о способах и методах нравственного воспитания детей в детском саду и семье.

Задачи: повышать педагогическую компетентность родителей (законных представителей) по вопросам нравственно-патриотического воспитания и формированию мировоззрения детей дошкольного возраста; способствовать формированию доброжелательных и доверительных отношений между родителями и детьми.

Добрый вечер, уважаемые родители. Сегодня мы собрались для того, чтобы обсудить важную тему, обойти стороной которую никак нельзя, ведь она касается наших с вами детей, их будущего и будущего нашей страны.

Все родители, конечно, хотели бы иметь хороших детей: умных, добрых, вежливых, отзывчивых, трудолюбивых, т. е. высоконравственных. Вот сегодня давайте попробуем определить, что для этого нужно и объединим наши усилия в воспитании подрастающего поколения. Тема нашего собрания «Нравственно-патриотическое воспитание в семье». Сегодня мы с вами постараемся разобраться, что включает в себя это понятие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelskoe_sobranie.docx26.94 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание
«Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в семье»

Цель: формировать у родителей представление о нравственной составляющей в личностном развитии ребёнка, о способах и методах нравственного воспитания детей в детском саду и семье.

Задачи: повышать педагогическую компетентность родителей (законных представителей) по вопросам нравственно-патриотического воспитания и формированию мировоззрения детей дошкольного возраста; способствовать формированию доброжелательных и доверительных отношений между родителями и детьми.

Добрый вечер, уважаемые родители. Сегодня мы собрались для того, чтобы обсудить важную тему, обойти стороной которую никак нельзя, ведь она касается наших с вами детей, их будущего и будущего нашей страны.

Все родители, конечно, хотели бы иметь хороших детей: умных, добрых, вежливых, отзывчивых, трудолюбивых, т. е. высоконравственных. Вот сегодня давайте попробуем определить, что для этого нужно и объединим наши усилия в воспитании подрастающего поколения. Тема нашего собрания «Нравственно-патриотическое воспитание в семье». Сегодня мы с вами постараемся разобраться, что включает в себя это понятие.

Что такое патриотизм, и какого человека можно назвать патриотом?

В толковом словаре русского языка В. И. Даля, составленного в 1863 году, слово «патриот» означает - «любитель Отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб, отечественник или отчизник. Теперь посмотрим вокруг. Много ли мы знаем примеров такого состояния человеческой души? Такое впечатление, что это человеческое качество стремительно улетучивается, а его место занимает злоба, равнодушие и безразличие, агрессивность и жестокосердие. И нам во что бы то ни стало нужно не дать этим качествам овладеть детскими сердечками.

Воспитание чувства патриотизма у дошкольников играет огромную роль в становлении личности ребенка, это процесс сложный и длительный. Безу-словно, основа воспитания человека закладывается в семье. Патриотическое воспитание, интерес к духовному началу в нашей жизни тоже должны начинаться в семье. Иначе мы можем опоздать. И нас опередят многочисленные движения, организации, которые только тем и занимаются, чтобы растлить наших детей. Ну, если не они, то какой-нибудь «просвещённый» в неправильном направлении дружок или подружка. И тогда попробуйте выкорчевать из маленькой детской головки то, что он почерпнул на улице.

К сожалению, условий для такого рода работы сегодня мало. И дело тут не в отсутствии у родителей времени для педагогических бесед со своими детьми, а в желании оградить их от трудных задач, работы, духовных усилий. Каждая семья – это свой замкнутый мир и своя жизнь, свои заботы и традиции, свой быт.

Есть такое высказывание«Каждый ребенок рождается добрым и для доброй жизни». Трудно с этим не согласиться. Поэтому то, какие качества разовьются у ребёнка, какие впечатления он получит от жизни в свои младенческие годы, зависит, прежде всего, от родителей, от ближайшего детского окружения.

Мы часто слышим слова«доброй души человек»«широкой души человек»Но не менее часто«падение нравственности»«деградация личности или общества». Поэтому сегодня, возможно, как никогда актуальны вопросы нравственно-патриотического воспитания дошкольников. Меняются времена, эпохи, люди. Но вечным остаётся стремление человека к добру, любви, свету, красоте, истине. Разве с этим кто-то будет спорить? Теперь посмотрите вокруг. Часто ли мы встречаемся с человеческой добротой? Сами мы, взрослые, часто ли бескорыстны, отзывчивы? И наши дети по нашему же примеру растут такими же, как мы. А с чего им быть другими, если самый авторитетный для них пример, их родители, растеряли эти качества. Я не говорю обо всех родителях. Но, к великому сожалению, такая проблема чётко вырисовывается в современном обществе. И наши дети уже заметно заражены этим вирусом безнравственности.

Говорят«Все начинается с детства». Вспомните, когда у нас появляется малыш, мы просто уверены, что он вырастет хорошим человеком и будет нам помощником и надёжной опорой в старости. И мы начинаем стараться, кто как умеет воплощать нашу мечту. Но потом то ли нам надоедает стараться, то ли мы сами недостаточно хорошо представляем, что делать и каким путём шагать. В общем, где-то сходим с дистанции, и процесс воспитания пускаем на самотёк. В результате, получаем, если сказать одним словом, безнравственного отпрыска, доставляющего родителям немалые хлопоты. Это я говорила о нравственности, но понятия «патриотизм» и «нравственность» неразделимы. То же самое можно сказать и о патриотическом воспитании. Оно тоже, в первую очередь, в родительских руках. Каким образом? А очень просто. Атмосфера, которая царит дома, и то, что поселится в детской душе, идентичны. Если у родителей слова расходятся с делом, то, будьте уверены, что ребёнок повторит не ваши слова и наставления, а как под копирку повторит ваши поступки. Каких хороших или плохих мы воспитаем сына или дочку, таких мы получим граждан нашего Отечества, в таких руках и будет наше Отечество через несколько десятков лет, такой и будет наша старость, как это не прискорбно звучит.

У ребенка-дошкольника Родина начинается именно с семьи. Когда ребенок тянется ручонками к матери и отцу, он чувствует их силу, тепло, нежность, любовь и свою защищённость. Именно с этих ощущений начинается его любовь к своей семье, родному дому, своей маленькой Родине. Он думает, что вокруг все такие же добрые, как его близкие люди. А если всё ровно наоборот! Ребёнок чувствует, что мешает родителям, что не во время подошёл к ним с вопросом, что по своему детскому неразумию что-то сказал или сделал не так, как хотелось бы родителям, он растёт с иным представлением о мире. Мир для него неласковый, грубый, что ребёнок, возможно, вообще не нужен этому миру. Это уже страшно.

Наши дети не знают свою семью, как это не странно звучит. А ведь у каждого ребёнка, у его семьи есть своя история, которую ему необходимо знать, уметь рассказывать и гордиться ею. Я об этом не зря заговорила. Некоторые дети нашей группы не знают имён своих бабушек и дедушек. Не знают, кем работают их родители. А ведь они уже в том возрасте, когда эти знания не такие уж и сложные для запоминания. Но зато, для примера, хорошо знают имена героев иностранных мультфильмов, с интересом обсуждают не всегда безобидные компьютерные игры, проявляют агрессию в игре. Откуда это? Из семьи. Оглянитесь назад, вспомните своё детство, тепло маминых рук и значимость маминых объятий, запах родного дома, незабываемые праздники в кругу семьи. Я уверена, что от таких воспоминаний на душе каждого становится теплее. Но ведь и наши дети совсем скоро вырастут. Что будут вспоминать они?

Проводите с детьми больше времени. Рассказывайте им о вашей семье, обогащайте их знания, читайте вместе с ними детские книги, смотрите добрые фильмы, ходите в походы, играйте, слушайте и напевайте вместе песни о дружбе, добре, любви к Родине, занимайтесь вместе сотворчеством (рисуйте, лепите, вышивайте, мастерите). Может быть, у кого-то из вас сохранилась летопись семьи. Было бы прекрасно, если бы вы рассказали об этом вашему ребёнку. Не думайте, что он ещё мал и пусть пока слушает сказки. Уверяю вас, что такие истории он воспримет с не меньшим интересом, чем сказку, а, может, и наоборот. Со временем понятие Родина у ребёнка расширится. К нему придёт понимание, что Родина – это не только его семья, это страна, в которой он родился. И очень важно, чтобы она стала для ребёнка родной и любимой. Опять же это в наших руках. Насколько мы сами тепло и с любовью или холодно и безразлично относимся к Родине, настолько и наши дети будут любить или пренебрегать ею. Очень важно прививать детям такие понятия, как «долг перед Родиной»«любовь к Отечеству»«трудовой подвиг». Наша задача заключается в том, чтобы как можно раньше пробудить в растущем человеке любовь к родной земле, с первых шагов формировать у детей черты характера, которые помогут ему стать хорошим человеком, а значит и защитником своей семьи, страны, достойным гражданином общества.

С чего начать? Всё очень просто. Не нужно ходить далеко. Обращайте внимание ребенка на красоту вокруг. Например, во время прогулки расскажите, что находится на вашей улице, поговорите о значении каждого объекта. Дайте представление о том, люди каких профессий работают на предприятиях, которые встречаются на вашем пути. Пусть дома царит атмосфера добра, пусть ребёнок поймёт, что его родители знают и любят свою страну, что в жизни много интересного. Пусть в жизни маленького человечка не будет негатива. Конечно, вокруг не всё идеально, но малышу об этом знать не только не нужно, но и не полезно. Для детской ранимой души ваши недовольства и претензии к современному миру обернутся страхом перед большим миром. Находите больше дел, которые вы можете делать вместе с вашими детьми, давая им посильные поручения. Вместе принимайте участие в труде по благоустройству своего двора, участка детского сада, в работе на собственном участке. Учите ребенка правильно оценивать свои поступки и поступки других людей. Не ограничивайтесь жалобами вашего ребёнка на кого-то другого, а объективно разберитесь в ситуации. Возможно, ваш ребёнок просто пытается выгородить себя, обвиняя другого. И если один раз ему всё сойдёт с рук, то потом он постоянно будет пользоваться эти приёмом. А тут уж и не мечтайте ни о какой нравственности вашего чада. Читайте ему книги о родине, ее героях, о традициях, культуре своего народа. Хвалите ребенка за стремление поддерживать порядок, примерное поведение в общественных местах. Наши дети пока в таком возрасте, что только за одну похвалу они будут стараться выполнить ваше поручение. Но скоро этот чудесный возраст пройдёт. И если ребёнок не трудился на благо семьи, двора, улицы, похвалой его уже не заставишь выполнить какую-либо работу. Вот тогда дети-лентяи согласны будут оказать вам помощь, но уже за материальное поощрение, например, за денежное вознаграждение вынести мусор, сходить в магазин, а уж собрать мусор во дворе – это будет сродни подвигу. Воспитывайте в детях чувство жалости ко всему живому, начиная с пресловутого муравья, которого детям почему-то всегда хочется раздавить. И сколько бы мы не говорили о том, что это жестокий поступок, они так и норовят это сделать. Помните, если в детстве ребенок испытывал чувство жалости к живым существам, хоть и самым маленьким, к другому человеку, если испытывал радость от хорошего поступка, гордость за своих родителей, восхищение от соприкосновения с прекрасным, это значит, что он приобрёл эмоциональный опыт, который является, фундаментом более глубоких чувств, условием полноценного развития человека.

Дошкольники очень рано начинают проявлять интерес к истории страны. Иногда задают вопросы, не совсем правильно сформулированные. Но это говорит о том, что они думают об этом, хотят получить ответ. Значит, нам игнорировать такие вопросы нельзя. Нужно радоваться, что дети проявляют любознательность. Порой они задают вопросы, ответы на которые мы не знаем. Значит, мы сами должны повышать свою эрудицию, чтобы не упасть в глазах ребёнка и не выглядеть Незнайкой. Организовывайте с детьми экскурсии в музеи, ведь у нас их сегодня, как говорится, на любой вкус. Часто дети в наших беседах рассказывают о том, что в выходной день они были в кафе или игровой комнате, или смотрели мультфильмы. Это, конечно, хорошо, но у ребёнка останется не меньше впечатлений, если вы всей семьёй побываете, например, в Музее времени или в Краеведческом музее. Если походите по Мемориалу славы и расскажите о тяжелой жизни в военное время, отсутствии еды, и о том, как чтят память погибших. Совсем не обязательно развлекать детей каждый выходной день мультфильмами и сладостями. Порой духовная пища бывает полезнее.

Приучайте ребенка бережно относиться к вещам, игрушкам, книгам. Объясняйте ему, что в каждую вещь вложен труд многих людей. Постарайтесь развивать интерес к содержанию книги. Выделите время для того, чтобы сходить с ребенком в библиотеку и посмотреть, как там хранят книги. Воспитывайте у ребенка уважительно-бережное отношение к хлебу. Понаблюдайте за тем, как привозят и разгружают хлеб. Расскажите, как выращивают хлеб, сколько труда в него вложено. Это я говорю не случайно. Дети за столом играют хлебом, дырявят, катают комочки. Думаю, здесь комментировать не нужно.

В данном возрасте игра – это, скажем, основной вид деятельности наших детей. Игра учит наблюдательности, помогает формировать представления об окружающем мире. Возвращаясь с ребенком из детского сада, предложите ему, например, поиграть в игру «Кто больше заметит интересного?» или «На что похож какой-то предмет?» Понятно, что вы спешите домой, чтобы скорее заняться домашними делами, но вы не виделись с вашим ребёнком целый день! И он ждал встречи с вами, вспоминал о вас, планировал что-то показать или рассказать, вечером всё чаще подходил к окну, в надежде увидеть вас, идущих за ним. Посветите детям часть вечера, поговорите с ними, поиграйте, не спешите посадить их за телевизор или дать в руки телефон. Попробуйте! И они будут счастливы. И вы получите от этого удовлетворение. Так будут крепнуть отношения между детьми и родителями, а, значит, семья для ребёнка будет непререкаемым авторитетом и надёжным тылом в большом и пока неизвестном для ребёнка мире. Но он, возрастая годами, будет набираться знаний о своей семье, о своей стране, любя и оберегая их, как когда-то его оберегали и нежно растили родные ему люди.

Нужно помнить, что взрослый человек выступает посредником между ребенком и окружающим его миром. Что он направляет, регулирует его восприятие окружающего. У детей еще очень мал жизненный опыт, и в силу своей способности к подражанию, и из доверия к взрослому, дети перенимают у них оценки событий: что говорят дома родители, о том говорят их дети, как относятся к тому или иному событию родители, так относятся к нему дети. Так постепенно мы своими поступками, словами, поведением, знаниями или незнанием чего-либо воспитываем чувства ребенка. В заключение хочется сказать, что наше будущее в наших с вами руках, как это не банально звучит. Нам никто не обещал, что воспитание детей – дело лёгкое, да и мы это понимаем, только нужно приложить максимум усилий, а не пускать воспитание собственных детей на самотёк. Самотёк, как известно, ещё ни к чему доброму не приводил.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание. Нравственно-патриотическое воспитание.

Родительское собрание.Нравственно-патриотическое воспитание....

СТАТЬЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»

          О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на к...

Родительское собрание "Нравственно-патриотическое воспитание детей в семье"

Цель: Формировать обобщенное представление родителей в вопросах воспитания патриотизма детей....

родительское собрание «Нравственно-патриотическое воспитание в семье»

в этой работе я делюсь опытом работы по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста. статья посвящена актуальной проблеме - проблеме формирования произвольной саморегуляции поведения воспита...