Консультация для родителей "Развитие графомоторики у дошкольников»
консультация

Графомоторика имеет огромное значение для развития детей. Благодаря приобретенным в детстве навыкам и умениям, они не столкнутся с проблемами при письме в школе, будут правильно различать границы предметов, их формы. Также графическая моторика развивает лобные доли головного мозга, что благоприятно влияет на интеллектуальные способности детей. Поэтому задача родителей – следить не только за развитием крупной и мелкой моторики, но и вырабатывать у ребенка графические навыки

Скачать:


Предварительный просмотр:

   Графомоторика имеет огромное значение для развития детей. Благодаря приобретенным в детстве навыкам и умениям, они не столкнутся с проблемами при письме в школе, будут правильно различать границы предметов, их формы. Также графическая моторика развивает лобные доли головного мозга, что благоприятно влияет на интеллектуальные способности детей. Поэтому задача родителей – следить не только за развитием крупной и мелкой моторики, но и вырабатывать у ребенка графические навыки

Для начала нужно разобраться с самим понятием графомоторики. Это не только развитие всем привычной моторики рук. Графомоторика или Графо-моторный навык – это определенное положение и движения пишущей руки, которое позволяет: рисовать, раскрашивать, копировать простейшие узоры, соединять точки, правильно удерживать пишущий предмет

Этапы развития графомоторных навыков.

10 месяцев – 1,5 года.

Узор штрихами вперед-назад на бумаге. Ребенок держит карандаш в ладони и накрывает его пальцами (в руке).

Умеет держать несколько предметов в одной руке (данный навык можно развивать, предлагая ребенку погремушки);

1, 5 года – 2 года.

Ребенок делает вертикальные, горизонтальные и округлые линии на бумаге. Держит карандаш как нож.

Умеет переворачивать странице в книге (по одной).

Умеет строить башню из кубиков и складывать пирамидки.

2 года – 3 года.

Ребенок рисует горизонтальные, вертикальные линии и круг. Держит карандаш ближе к основанию тремя пальцами. Положение рук уже похоже на правильный захват (как у взрослого).

Умеет самостоятельно выдвигать ящик комода (тумбы), чтобы достать оттуда содержимое;

Умеет лепить из пластилина; складывать из бумаги простейшие фигурки;

Умеет нанизывать большие бусы;

3 года – 4 года.

Ребенок рисует крест, квадрат,  несколько букв и цифр.

Умеет вязать узелки;

Умеет самостоятельно заправлять постель;

Умеет обводить  фигуры и штриховать (если на этом этапе эти действия получаются у него не идеально, то это вполне нормально);

В этом возрасте происходит латерализация (определение ведущей руки).

4 года – 5 лет.

Умеет застегивать молнии на куртке; самостоятельно завязывать шнурки.

Умеет обводить фигуры на бумаге по нарисованным пунктирным линиям;

Умеет раскрашивать рисунки, не выходя за контуры.

5 лет – 6 лет.

Ребенок рисует треугольник, пишет свое имя, хорошо обводит, пишет печатными буквами.  Держит карандаш правильно.

В задачи графомоторики входит :

правильное удержание ручки и карандаша;

точность в обведении линий; ритмичность движений;

правильный нажим ручки при письме;

зрительное восприятие заданного материала;

внимание, способность не отвлекаться на посторонние предметы и действия;

двигательные навыки.

Компоненты графо-моторного навыка :

зрительное внимание,

зрительная память,

зрительно-пространственные отношения,

функции распределения внимания с одного объекта на другой и функция контроля,

зрительно-моторные,

слухо-моторные координации,

координации разных частей тела (например, поза туловища и наклон головы при письме,

мелкая моторика.

Графо-моторные навыки включают в себя:

1 Мелкая мускулатура пальцев

- Задания на зарисовку деталей, предметов, с натуры:

- Упражнения на развитие силы пальцев и быстроты их дорисовывание незаконченных рисунков; движений.

- дорисовывание рисунков с недостающими деталями

2 Зрительный анализ и синтез

(даются законченные изображения, но снедостающими деталями);

- Упражнения на определение правых и левых частей тела;

упражнения в дорисовывании, создании собственной картины при условии реальности сюжета и деталей.

- Задания на ориентировку в пространстве по отношению к предметам.

Задания с условиями по выбору нужных направлений.

3 Рисование

- Занятия по штриховке по контуру, обводка.

- Срисовывание геометрических фигур.

Задания на зарисовку деталей, предметов, с натуры:

- дорисовывание незаконченных рисунков;

- дорисовывание рисунков с недостающими деталями (даются законченные изображения, но снедостающими деталями);

- упражнения в дорисовывании, создании собственной

картины при условии реальности сюжета и деталей.

- Задания на воспроизведение фигур и их сочетаний по памяти.

4 Графическая символика

- Задания на развитие умений рисовать узоры, а также на символизацию предметов (изображение их с помощью символов).

Взрослые часто отмечают, что дети развиты интеллектуально, но при этом их графические умения оставляют желать лучшего. Правильно обвести линию, заштриховать рисунок, нарисовать зигзагоподобную дорожку – для взрослых эти действия не вызывают трудностей, чего нельзя сказать о детях. Если у ребенка плохо развита графомоторика, в школе он столкнется с множеством проблем. Поговорим, как правильно развить у ребенка графические навыки и умения. Как помочь ребенку? Прежде всего – развивать и усовершенствовать графические навыки, которые включают в себя: Мелкую мускулатуру пальцев. Необходимы упражнения, которые бы развивали двигательные способности пальцев, увеличивали их силу и выносливость. Зрительный анализ. Ребенок должен ориентироваться в пространстве, различать понятия «вправо», «влево», «вверх», «вниз». Графический рисунок. Как правило, задание выполняется в специальных тетрадках-прописях. Детям предлагается обводить по контуру, штриховать, дорисовывать, дополнять рисунок графическими элементами. Графические символы. Необходимы знания элементарных геометрических фигур.

Есть конкретные графомоторные упражнения, в которых предлагается выполнить точные задания (обвести линию, заштриховать, написать буквы, не отрывая руку от листка бумаги).

Специалисты подчеркивают, что тренировать нужно не только «главную» руку, которой малыш пишет, но и вторую. Во-первых, нужно обращать внимание, какое положение занимает «рука-помощница» при рисовании и письме. Во-вторых, необходимо все задания проходить не только основной, но и другой рукой, т. к. это позволяет гармонично развивать оба полушария головного мозга.

Работа с графомоторными трафаретами несложная, но требует обязательного участия взрослого. Нельзя просто дать ребенку картинку и сказать: «обводи». Специалисты советуют действовать так:

Шаг 1. Восприятие контура/узора. Рассмотрите его с малышом, найдите аналогии, на что он похож, можно загадать ребенку соответствующую загадку.

Шаг 2. Слежение пальчиком по узору.

Шаг 3. Повторение рисунка пальчиком в воздухе.

Шаг 4. И лишь затем можно обводить рисунок на бумаге.

Для работы лучше всего использовать карандаши, первое время лучше всего подойдут к использованию карандаши 2М, затем М и позже ТМ для выработки нажима на карандаш. Занятия начинать лучше с 5-10 минут, постепенно усложняя задания и удлиняя занятие до20минут. Правило выполнения задания должно быть четко сформулировано и показано как правильно его выполнять (вести линию с верху вниз, слева на право, штриховать без пробелов, не выходя за контур).

При систематическом использовании различных заданий у ребенка развивается и расширяется словарный запас слов, грамматический строй речи, формируется анализ, синтез, сравнение, моделирование, формируется самоуверенность.

Упражнения для развития графического навыка

Графический диктант

Пальчиковая гимнастика

Кинизиологические упражнения

Штриховки

Рисование линий: прямые, фигурные дорожки

Рисование по точкам, контурам, клеточкам.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»

Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.Чувство...

Консультация для педагогов «Книги для дошкольников. Что и зачем нужно читать дошкольникам»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждениемуниципального образования г. Нягань «Детский  сад  №10 «Дубравушка»   Консультация для педагог...

Консультация для родителейРазвитие мелкой моторики пальцев рук у детей младшей группы

Развитие мелкой моторики пальцев руку детей младшей группыКонсультация для родителей...

Консультация по художественно- эстетическому развитию дошкольников "Значение рисования для всестороннего воспитания и развития ребенка - дошкольника"

В стремлении воспитать маленького человека мы должны стараться, чтобы каждый фрагмент нашего «произведения» - каждая сторона личности ребенка – была яркой и интересной. Изобразительное искусство...

Консультация для родителей Консультация для родителей ДОУ "Закаливание дошкольников".

Консультация для родителейКонсультация для родителей ДОУ "Закаливание дошкольников"....