Консультация для родителей "Учим буквы, учимся читать"
консультация (старшая группа)

Викулова Наталья Яковлевна

Данная консультация содержит рекомендации для родителей по обучению детей чтению

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uchim_bukvy_uchimsya_chittat.docx15.79 КБ

Предварительный просмотр:

Учим буквы ,учимся читать

Прежде чем начать учить с ребенком буквы, учить его читать,  давайте разберемся, что такое буква. Буква - это комбинация графических элементов (вертикальных, горизонтальных, диагональных линий, окружностей и полукружий); буква обозначает звук речи (то, что мы произносим). Отсюда и две основные задачи, которые стоят перед взрослым:

- научить ребенка узнавать и правильно называть буквы как комбинации разных элементов;

- научить ребенка соотносить эту комбинацию элементов со звуками речи.

     У каждой буквы есть название, закрепленное в алфавите. Названия согласных букв не совпадают с произношением звуков, которые они обозначают. Например, буква К называется "КА", может обозначать твердый звук К (в слове КОТ, например) и мягкий звук К' (в слове КИТ, например).

   Возникает вопрос. Как приучать ребенка называть буквы: как в алфавите или упрощенно - звуками, которые они обозначают?

 В основе обучения чтению лежит не буква, а звук. Представьте себе, что ребенок выучил буквы "правильно", т. е. так, как принято называть их в алфавите (БЭ, ВЭ, ЭН и т. д.). Тогда при назывании букв он будет называть два звука Б и Э, В и Э, Э и Н. Это затруднит слияние звуков при чтении слогов, в результате чего сформируется побуквенное чтение. Вместо МА-МА у ребенка получится "эМА-эМА". Прочтение же некоторых многосложных слов станет совершенно недоступным ребенку. Такие слова будут не прочитываться, а разгадываться им, как ребусы. Например, слово "витамины" малыш прочитает как "вэ-и-тэ-а-эм-и-эн-ы". Не удивительно, что смысл слова или предложения при побуквенном чтении очень часто будет непонятен ребенку. В целом такой способ заучивания букв усложняет и удлиняет путь от послогового чтения к чтению целыми словами. Таким образом, становится очевидным, что правильнее для ребенка называть согласные буквы упрощенно, как мы называет твердый согласный звук, который они обозначают. Не "ЭМ", а "М", не "ПЭ", а "П", не "ХА", а "X"...

   Данный способ обучения буквам совсем не означает, что ребенок не должен знать, что буква и звук - разные понятия. Букву – мы видим и пишем, а звуки – мы слышим и произносим. Звуки бывают гласные и согласные, твердые и мягкие, звонкие и глухие. И на письме мы их обозначаем буквами.

  Еще один очень важный вопрос. В какой последовательности легче изучать буквы дошкольнику?

 Если вы не ориентируетесь на последовательность букв в каком-либо конкретном "Букваре", постарайтесь первое время учитывать следующие моменты.

- Сначала изучите с ребенком гласные буквы А, О, У.

- Через некоторое время добавьте в упражнения буквы И, Ы.

- Согласные буквы начинайте изучать с тех, которые ребенок хорошо выговаривает (не нужно выбирать для начальных занятий Л и Р, например).

- Первыми надо вводить  буквы, наиболее часто встречающиеся в русской речи (не стоит начинать с Ц или Щ), самые простые по начертанию (не надо заучивать первыми Д, Ж, 3) и резко отличающиеся графически, например: Н, С, П, К.

- Не следует подряд вводить Б и В, Р и Ф, Г и Т - их легко спутать.

Но самая главная задача взрослого заключается в том, чтобы обучение превратилось в увлекательную, занимательную игру. Играя, старайтесь научить ребенка слышать звуки речи, выделять их из слов, узнавать облик букв, сравнивать буквы между собой по внешнему виду и звучанию. Чем увлекательнее будут занятия с буквами, тем быстрее сформируется у малыша интерес к обучению, тем значительнее будут его успехи в овладении чтением.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КВН «Уроки Светофорика» в подготовительной логопедической группе Тема «Учимся читать дорожные знаки» КВН «Уроки Светофорика» в подготовительной логопедической группе Тема «Учимся читать дорожные знаки»

Цели: закреплять и углублять знания детей безопасного поведения на улице - где можно и где нельзя играть; правила безопасного перехода через дорогу, правильного поведения детей при катании на ве...

учим буквы, учимся читать

Прежде чем начать учить с ребенком буквы, учить его читать,  давайте разберемся, что такое буква. Буква - это комбинация графических элементов (вертикальных, горизонтальных, диагональных линий, о...

учим буквы, учимся читать

Учим буквы ,учимся читать Прежде чем начать учить с ребенком буквы, учить его читать, давайте разберемся, что такое буква. Буква - это комбинация графических элементов (вертикальных, горизонтальных,...

Консультация для родителей «Учим буквы учимся читать»

Прежде чем начать учить с ребенком буквы, учить его читать, давайте разберемся, что такое буква. Буква - это комбинация графических элементов (вертикальных, горизонтальных, диагональных линий, окружно...

Консультация для родителей «Учим буквы учимся читать»

Консультация для родителей : «Учим буквы, учимся читать» В консультации даются рекомендации родителям, с чего нужно начинать учить ребёнка...

Конспект занятия « Учимся читать. Звук и буква «Ч»»

познакомить детей с буквой Ч, закрепить навык произношения –ч-  в слогах, словах и фразах; формировать навыки словообразования (учить образовывать сравнительные наречия, существительные с у...

Учим буквы, учимся читать

В данной статье родителям рассказывается, что такое буква, в какой последовательности стоит изучать буквы и как их учить ....