Детско-родительский клуб "Скоро в школу". Мастер-класс на тему "Экспериментальная деятельность как средство интеллектуального развития старших дошкольников"
опыты и эксперименты (старшая группа)

Бусовикова (Мусонова) Оксана Викторовна

Развитие познавательных способностей, активности детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Ход мероприятия20.42 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 15 с. Кабанск»

Мастер – класс

на родительском клубе

для воспитанников

старших и подготовительной к школе групп

и их родителей

Тема: «Экспериментальная деятельность

как средство интеллектуального развития

старших дошкольников»

Подготовила:

воспитатель высшей квалификационной категории

Мусонова О.В.

с. Кабанск

Цель: развитие познавательных способностей, активности детей дошкольного возраста.

Участники родительского клуба: дети старших и подготовительной к школе групп и их родители.

Место проведения: музыкальный зал.

Материал и оборудование: музыкальный зал оборудован под научную лабораторию; на полках размещены различные приборы для опытов; специализированная одежда.

Ход мероприятия:

       Уважаемые родители! Особое значение для развития личности ребёнка имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека, так как овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребёнка, его личностный рост.    Важную роль в этом должна играть активизация экспериментальной деятельности ребёнка.

        Главное достоинство этого метода – непосредственный контакт ребёнка с предметами и материалами, что даёт детям реальное представление об изучаемом объекте, познание его свойств, качеств, возможностей. Поэтому знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, всегда осознанны и более прочны.

       Итак, уважаемые родители, мы приветствуем Вас в нашей лаборатории и предлагаем принять участие в экспериментальной деятельности вместе со своими детьми. И так как наша исследовательская деятельность рассчитана на соответствующий возраст детей, сегодня - дети будут лаборантами, Вы - их помощниками, а я старшим научным сотрудником. Вы увидите, что проведённое с ребёнком время оставит неизгладимый след общения на уровне сотрудничества, соучастника.

       И мы уверены, что дома, ребёнок захочет повторить эти же самые опыты, самостоятельно, без помощи, показывая своё умение и навыки уже не только для родителей, но и окружающих его людей!

       Итак, готовы?

Опыт № 1 «Чистый или грязный?»

 Материал и оборудование:

снег;

- воронки;

- вата синтетическая;

- прозрачные стаканы;

- подносы на каждый стол.

        Наступила зима. Все: и взрослые, и дети, рады зимним развлечениям, пушистому белому снегу. Многие из ребят, любят пробовать его на вкус и думают, что если снег белый – значит чистый и не вреден здоровью. А ведь они не задумываются, что съев его, можно заболеть, от того, что он не совсем чист и можно простудиться - от того, что он холодный.

       Мы набрали на улице снега.

       Скажите, какой он? Да, кажется таким белоснежным. Но так ли это на самом деле, мы предлагаем Вам проверить.

       Сейчас его разложим в тарелочки – пусть немного полежит. Мы к нему ещё вернёмся.

       А пока, предлагаем провести другие опыты.

Опыт № 2 «Волшебная кружка»

Материал и оборудование:

прозрачная кружка (стакан);

- вода в кувшине;

- лист плотной бумаги.

       Этот опыт совсем прост и даже похож на фокус. Здесь нам понадобятся прозрачные стакан или кружка и лист плотной бумаги. Предлагаю вам налить из кувшина воду в кружку до самого края. Накройте листом бумаги и аккуратно придерживая его, быстро переверните кружку кверху дном. На всякий случай, проделывайте всё это над любой ёмкостью. Теперь уберите ладонь… Фокус! Вода по-прежнему остаётся в кружке!

       Как так?

Объяснение:

       Дело в давлении атмосферного воздуха. Давление воздуха на бумагу снаружи больше давления воды на неё изнутри стакана и, соответственно, не позволяет бумаге выпустить воду из ёмкости.

Опыт № 3 «Чудеса с яйцом»

        Для этого опыта нам понадобится совсем простой материал: 

- сырое яйцо;

- вода в кувшине;

- поваренная соль;

- высокий прозрачный стакан;

- столовая ложка.

1. Наливаем половину стакана воды.

2. Опускаем с помощью ложки в стакан яйцо.

        Что произошло? (оно опустилось на дно) Но что произойдёт, если  в воду добавить соль?

3. Вынимаем яйцо  и добавляем в воду 4 столовых ложки соли.

4. Мешаем.

5. Снова осторожно опускаем яйцо в воду и наблюдаем за происходящим. Яйцо плавает на поверхности.

Объяснение:

      Солёная вода имеет большую плотность, чем обычная водопроводная. Именно соль поднимает яйцо на поверхность. А если добавлять в уже имеющуюся солёную воду пресную, то яйцо будет постепенно опускаться на дно.

Опыт № 4 «Вода поднимается по салфетке»

       Нам понадобится следующий материал: 

- пластиковый стакан;

- бумажная салфетка;

- вода в кувшине;

- фломастеры;

- ножницы.

       Наливаем больше половины стакана воды. Раскроем салфетку. А теперь складываем пополам. И снова пополам. Раскрываем и по сгибу отрезаем четвёртую часть салфетки. Получится прямоугольник. Складываем его так, чтобы получилась узкая полоска. Теперь, когда полоска готова, нужно отступить от нижнего края примерно 3 см и начать рисовать фломастером разноцветные линии. Должен получиться коврик. Затем салфетку поместим в стакан с водой так, чтобы нижний конец с цветной линией был примерно на 2 см в воде.

Результат: вода по салфетке быстро поднимается вверх, закрашивая весь длинный кусок салфетки цветными полосками.     Почему коврик получился полностью цветным? (его закрасила вода)

       Как она поднимается вверх? Волокна целлюлозы, из которой состоит бумажная салфетка, пористые, и вода использует их как путь наверх.

Опыт № 5 «Дырявый пакет»

       Если в сосуде с водой появилась дырка, то такой сосуд логично назвать дырявым. И заделать такую дырку обычно не так–то просто. А если речь идёт о полиэтиленовом пакете. Что будет если пакет, случайно «чем-то» проткнули?

        Для этого опыта нам понадобится следующий материал:

- полиэтиленовый пакет (не дырявый);

- вода в кувшине;

- остро наточенные карандаши;

- поднос или тазик.

       Возьмём полиэтиленовый пакет и наполним его наполовину водой. Для удобства завяжем. Наполненный водой пакет осторожно проткнём насквозь острым карандашом в том месте, где Вам захочется. Делать это лучше над ёмкостью – ведь всякое может случиться.

      Итак, что мы видим?

      Пакет удерживает воду, хотя его проткнули не один и не два раза…

Объяснение:

       Объясним, почему так получилось. Пакет сделан из полиэтилена, который очень эластичен. Когда мы протыкаем пакет карандашом, полиэтилен легко растягивается и как бы обволакивает карандаши, не давая воде проникнуть через отверстия (дырочки). Поэтому жидкость не выливается.

        А вот теперь, вернёмся к нашему снегу. Что с ним стало?

Правильно, он превратился в водичку, то есть от тепла растаял. Давайте же рассмотрим какая вода чище, та, что из-под крана или та, что получилась из растаявшего снега?

         Как увидеть? Процедить обе жидкости через вату в воронке, после чего, мы сможем увидеть – какая вода чище. Давайте попробуем!

Опыт № 6 «Цветное молоко»

         Сегодня мы предлагаем вам стать художниками и немного порисовать.

         Для этого нам понадобится: 

- цельное молоко;

- пищевые красители;

- жидкое моющее средство;

- ватные палочки;

- тарелка.

        Всё это найдётся в каждом доме, разве, что придётся докупить красители и молока, особенно если участвовать в эксперименте будет не один ребёнок.

       Итак, наливаем в тарелку молоко, чтобы оно полностью покрыло дно. Теперь набираете пипеткой цветной краситель и аккуратно капаете несколько капель в тарелку с молоком.

       Дальше возьмите сухую ватную палочку и покажите, как Вы ей касаетесь молока. Просто коснитесь, не нужно смешивать краски рукой. Что получилось? Верно, ничего.

       Затем надо взять чистую, сухую ватную палочку, окунуть её в моющее средство, и коснуться палочкой в самый центр тарелки с молоком. Молоко начнёт двигаться, а цвета - перемешиваться. Разве это не красиво?

Объяснение:

     Моющее средство вступает в реакцию с молекулами жира в молоке и приводит их в движение. Именно поэтому для опыта не подходит обезжиренное молоко.

        Чтобы повторить цветной взрыв в молоке просто добавьте ещё капельку моющего средства.

Спасибо, за сотрудничество!


 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер – класс для педагогов ДОУ. «Деятельность как средство социально- нравственного воспитания дошкольников»

  Цель мастер - класса:·        Освоение и последующее активное применение технологии в практической деятельности воспитателя.·...

Кинематограф, как средство интеллектуального развития старших дошкольников.

Жизнь- это театр, а актёры в нём мы, у каждого своя роль........

"Игра против лености ума!" ( дидактическая игротека как средство интеллектуального развития старших дошкольников)

           Часто от школьных педагогов можно услышать упреки в адрес родителей «У вашего ребенка леность ума». Ленивый ум. Что это такое? Это отсутстви...

Мастер класс для педагогов: «Исследовательская деятельность как средство успешного развития любознательности детей»

Данный мастер класс может быть интересен педагогам, работающим по теме экспериментирования и поисковой деятельности детей. Педагог, использующий экспериментирование в своей работе, найдет для себя что...

мастер- класс "Использование технологии Синквейн в речевом и познавательном развитии старших дошкольников"

Презентация к мастер - классу "Использование технологии синквейн в речевом и познавательном развитии старших дошкольников"...

Мастер-класс для педагогов «Исследовательская деятельность как средство успешного развития любознательности детей»

Здравствуйте, уважаемые педагоги. Сегодня я хочу поделиться с вами опытом работы по организации поисково-исследовательской деятельности детей среднего дошкольного возраста. Тема моего мастер класса: «...