Предметно - развивающая среда групповых комнат
консультация (младшая группа)

Майорова Вита Станиславовна

Предметно - развивающая среда группы младшего возраса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razviv._sreda_yasli.doc21.95 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребёнка – детский сад «Радуга»

п. Вейделевка Белгородской области».

Предметно-развивающая среда

в группах раннего возраста.

                                         

                                        Подготовила воспитатель:

Майорова В.С.

Вейделевка, 2022г.

         Цель:  создания развивающей среды в дошкольном учреждении - обеспечить систему условий, необходимых для развития разнообразных видов детской деятельности  и совершенствованию структуры детской личности.

Задачи:

  • Сконструировать и наполнить предметно – развивающую среду содержанием в соответствии с возрастом;
  • Обеспечить эффективность использования предметно - развивающей среды  при развитии личности ребенка, его способностей, самостоятельности и инициативности творчества.

2 слайд

 Неоценимую роль в развитии ребёнка играет предметно-развивающая среда.    Предметно-развивающая среда – это совокупность объектов материального характера для развития ребёнка, предметных и социальных средств обеспечения разного вида деятельности воспитанников. Она способствует развитию самостоятельности, инициативности и даёт детям возможность  реализовать способности, которые у них имеются. Предметно-развивающая среда улучшает опыт эмоционального и практического взаимодействия ребёнка с окружающими людьми, а также помогает поднять познавательную активность всех детей группы.

Ведь предметная среда-это не только набор тематических зон, самое главное – это среда обитания малыша, в которой он находится большую часть времени. Социальный опыт и новые сведения об окружающем, маленький ребёнок получает от других людей, в первую очередь от взрослых (педагогов и родителей) в непосредственном общении с ними. Источником знаний социального опыта и развития ребёнка, является так же среда пребывания ребёнка. Поэтому очень важно, чтобы эта среда была именно развивающей.

   

 3 слайд

 Главными задачами воспитания и обучения детей раннего возраста являются:

- сохранение здоровья ребёнка;

- полноценное физическое развитие;

- развитие речи;

- развитие игровой деятельности;

- сенсорное развитие;

- формирование основных психических процессов;

- развитие умственных познавательных и творческих способностей.

 4  слайд

В период раннего детства малыши познают окружающий мир. Моя задача, как воспитателя, сделать это окружение для ребёнка интересным, ярким, запоминающимся. Одним из определяющих факторов воспитания малышей является предметно-развивающая среда, в которой выделяются направления:

  • познавательное развитие (сенсорное развитие, экспериментирование);
  • .речевое развитие (центр книги);
  •  физическое развитие (центр двигательной активности);
  •  художественно-эстетическое развитие (центр ИЗО деятельности, центр театра);
  • .социально-коммуникативное развитие

  5 слайд

В раннем возрасте интенсивно развивается центральная нервная система малышей, формируется мозг (учится «отражать» окружающий мир), психика-как отражательная способность мозга. Чтобы развивался мог, он должен отражать яркий, насыщенный впечатлениями мир, вызывающий слух, зрение, тактильную чувствительность, т.е все виды восприятий.

   Развивающая среда должна выполнять образовательную, развивающую, стимулирующую, организационную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребёнка.

6 слайд

Групповое помещение условно подразделяется на три зоны:

  •  Спокойная зона: «Центр познания», «Уголок уединения», «Центр книги», «Центр природы»;
  •  Зона средней интенсивности: «Центр конструирования», «Центр воды и песка», «Лаборатория», «Центр ИЗО-деятельности»;
  •  Зона насыщенного движения: «Центр двигательной активности», «Центр театра», «Центр игры».

7-8-9 слайд

   Особое влияние предметно – развивающая среда оказывает на развитие игровой деятельности ребёнка раннего возраста. Игра является ведущей деятельностью. Хотя ведущей деятельностью в раннем возрасте является предметная, однако именно в этот период зарождается сюжетно – ролевая игра.

Все игрушки среднего размера, позволяющие более разнообразно использовать окружающее малыша пространство, создавать развёрнутые и содержательные сюжеты. Предлагая детям поиграть в сюжетные игры, мы способствуем развитию желания играть вместе со сверстниками, а также формируем начальные навыки ролевого поведения (понимать роль в игре).

Для мальчиков характерно освоение пространства групповой комнаты и желание больше использовать в игре предметы-двигатели (машины, тележки, каталки), а также свободно перемещаться из одного конца комнаты в другую.

Потребность в движении является важной задачей при организации предметно – развивающей среды.

10-11-12 слайд

 В зоне двигательной активности  расположено оборудование для проведения подвижных игр, утренней гимнастики, а так же для самостоятельных игр детей. (горка, сухой бассейн). В спортивном уголке имеются мячи, дуги, гимнастические палки, кольцебросс. Физкультура благоприятно влияет на здоровье и общее развитие ребёнка. У них развиваются такие физические качества, как ловкость, выносливость, быстрота, сила. Среда должна быть не только развивающая, но и развивающаяся. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребёнка, необходимо пополнять и обновлять.

13-14 слайд

Сенсорное воспитание – это целенаправленное совершенствование, развитие у детей сенсорных процессов: ощущений, восприятий, представлений. Сенсорное воспитание направлено на развитие зрительного, слухового, тактильного и др. видов восприятий и ощущений. Его основная задача – помочь ребёнку накопить представление о форме, цвете, величине предметов и т.д.

15 слайд

В зоне конструирования  находятся строительные материалы. При сооружении различных построек ребёнок ищет способы расположения и соединения деталей. Ценность крупных лёгких строительных деталей в том, что малыши действуя с ними, разнообразно перемещаются по всей комнате. С огромным удовольствием сооружают вместе с воспитателем поезда, корабли и отправляются в путешествие.

16-17 слайд

В центре «песок – вода» дети учатся экспериментированию с различными предметами. Организуя игры с песком и водой, мы знакомим детей со свойствами различных предметов и материалов, закрепляя элементарные представления о форме, величине, цвете предметов, развивая мелкую моторику. Малыши очень любят такие игры. Песок можно пересыпать из ладошки в ладошку, из совка в формочку, в него  можно закапывать различные предметы и откапывать их. Игры с водой вызывают положительные эмоции. Дети переливают воду из одной ёмкости в другую, пускают кораблики. Знакомятся с такими понятиями, как тёплый -  холодный, сухой – мокрый, тонет не тонет и др.

18-19 слайд

Развитие активной речи является основной задачей раннего возраста. Книга способствует развитию речевых навыков малыша, закладывает первые кирпичики интеллекта, учит образному мышлению, является незаменимым источником новой ценной информации. Поэтому в книжном уголке подобраны книги, соответствующие возрасту детей.

20-21 слайд

 Ранний возраст, наиболее благоприятен для развития изобразительной деятельности. Моя задача – создать условия для её развития, заметить и поддержать к ней интерес ребёнка. Наши малыши любят проводить время с карандашами в руках, маленькие фантазёры создают свои первые шедевры.

22 слайд

 Подводя итог вышеизложенному, можно сказать, что развивающая среда – это система, обеспечивающая полноценное развитие детской деятельности и личности ребёнка. Она предполагает единство социальных, предметных и природных средств обеспечения деятельности ребёнка и включает ряд компонентов, необходимых для полноценного физического, эстетического, познавательного и социального развития.

23 слайд.

   Спасибо за внимание! Творческих успехов Вам в обновлении развивающей среды в ваших группах.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модель описание развивающей среды групповой комнаты для детей старшего дошкольного возраста.

Условная зона пространства группового помещения с подвижными зонами границ....

Организация предметно-пространственной среды групповой комнаты и раздевалки в ДОУ в осенний период

Предлагаю вам материал по оформлению групповой комнаты и раздевалки для детей старшей и подготовительной группы (5-7 лет) на  осенний период....

Рекомендации для воспитателей "Оборудование музыкальной предметно-развивающей в групповых комнатах".

Данные рекомендации помогут воспитателям грамотно оборудовать музыкальную предметно-развивающую среду в групповых комнатах....

Предметно-пространственная среда групповой комнаты

Под понятием среды подразумевается окружающая обстановка природного, социально-бытового и культурно-эстетического характера. ПРС группы организуется таким образом, чтобы каждый ребенок имел возмо...

Развивающая предметно-пространственная среда групповой комнаты

Необходимо обновлять развивающую предметно-пространственную среду групповой комнаты, которая позволяет детям осуществлять самостоятельный выбор деятельности в соответствии с их интересами, стимулирует...

Развивающая среда групповой комнаты

Уголки 1 младшей группы....