Роль игры в формировании и развитии личности ребёнка
консультация (средняя группа)

Родительское собрание

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_igry_v_formirovanii_i_razvitii_lichnosti_rebyonka.docx24.02 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание на тему

"Роль игры в формировании и развитии личности ребёнка"

Цель и задачи:

  1. Повысить уровень педагогической культуры родителей.
  2. Дать родителям знания о значении игры в развитии и воспитании ребенка.
  3. Заинтересовать проблемой приобщения ребенка к игре в условиях семьи и детского сада.

Форма проведения: консультация с элементом тренинга.

Ход собрания

  1. Вступительное слово

Добрый день, уважаемые родители! Мы рады встрече с Вами. Сегодня мы поговорим с Вами о детских играх, о значении их в познании окружающего мира, о влиянии на развитие наших детей. Для того чтобы наш разговор был задушевным и откровенным, предлагаю вам настроиться, немного поиграть.

Игра – приветствие «Цветные ладони»

Цель: Установить контакт между родителями, сформировать у них эмоционально- положительный настрой.

Родители хаотично двигаются. Воспитатель держит три “ладони”, вырезанные из цветного картона синего, красного и желтого цвета. Варианты сигналов: красная “ладонь” надо пожать руку, синяя “ладонь” – погладить по плечу, желтая “ладонь” – поздороваться “спинками”.

А теперь улыбнулись соседу справа, улыбнулись соседу слева. Улыбка может согреть своим теплом, показать ваше дружелюбие и улучшить настроение.

2. Мини-лекция на тему "Роль игры в формировании и развитии личности ребёнка"

На сегодняшний день педагогика и психология ставят перед системой дошкольного воспитания цель – подготовить гармонично развитого, разносторонне развитого ребёнка к поступлению в школу.

Личные качества ребёнка формируются в активной деятельности, которая является ведущей на каждом возрастном этапе. В дошкольном возрасте такой деятельностью является игра. Уже на ранних и старших возрастных ступенях именно в игре дети имеют наибольшую возможность быть самостоятельными, по своему желанию обобщать со сверстниками, реализовывать и углублять свои знания и умения.

Н.К. Крупская писала: «Для ребят дошкольного возраста игры имеют исключительное значение, игра для них учёба, игра для них труд, игра для них серьёзная форма воспитания. Игра для них - способ познания окружающего. Играя, они изучают цвета, форму, пространственные отношения…».

Подобную мысль высказывал и А.И. Горький: «Игра - путь детей к познанию мира, в котором они живут…».

Через игру ребёнок входит в мир взрослых, овладевает духовными ценностями, усваивает предшествующий социальный мир.

Дошкольное детство - короткий, но важный период становления личности. В эти годы ребёнок приобретает первоначальное знание об окружающей жизни, у него начинает формироваться определённое отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер.

Игра - самостоятельная деятельность, в которой дети впервые вступают в общение со сверстниками. Их объединяет единая цель, совместные усилия к её достижению, общие интересы и переживания. В игре ребёнок начинает чувствовать себя членом коллектива, справедливо оценивать действия и поступки своих товарищей и свои собственные. Творческая коллективная игра является школой воспитания чувств дошкольника.

Игра - важное средство умственного воспитания ребёнка. Знания, полученные в детском саду и дома, находят в игре практическое применение и развитие. Воспроизводя различные события жизни, эпизоды из сказок и рассказов, ребёнок рассуждает над тем, что видел, о чём ему читали и говорили, смысл многих явлений, их значение становится для него более понятным.

Воплощение жизненных впечатлений в игре – процесс сложный. Творческую игру нельзя подчинять узким дидактическим целям, с её помощью решаются важнейшие воспитательные задачи. Игровую роль дети выбирают в соответствии со своими инструментами, своими мечтами о будущей профессии. Они ещё по-детски наивны, не раз изменяются, но важно, что ребёнок мечтает об участии в полезном для общества труде. Постепенно в игре у ребёнка формируются общие представления о значении труда, о роли различных профессий.

В игре умственная активность детей всегда связана с работой воображения: нужно найти себе роль, представить себе, как действует человек, которому хочется подражать, что он говорит. Воображение проявляется и развивается так же в поиске средств, для выполнения задуманного; прежде чем отправится в полёт, необходимо соорудить самолёт; для магазина надо подобрать необходимый товар, а если его не хватает – изготовить самому.

 Так в игре развиваются творческие способности будущего дошкольника. Интересные игры создают бодрое, радостное настроение, делают жизнь детей полной, удовлетворяют их потребность в активной деятельности. Даже в хороших условиях, при полноценном питании ребёнка, он будет вялым, плохо развиваться, если его решили увлекательной игры В игре все стороны детской личности формируются в единстве и взаимодействии.

Организовать дружный коллектив, воспитать у детей товарищеские чувства, организаторские умения можно только в том случае, если удаётся увлечь их играми, отражающими труд взрослых, их благородные поступки, взаимоотношения.

В игровой деятельности также происходит развитие подструктур личности ребенка и сфер психики, обеспечивающих их выполнение. К ним относятся интеллектуальная, мотивационная, эмоциональная, волевая, предметно-практическая, экзистенциальная и сфера саморегуляции. Эти сферы в развитом виде характеризуют целостность, гармоничность, индивидуальность и разносторонность человека. От их развития зависит его социальная активность. Они же определяют его образ жизнедеятельности. Рассмотрим их сущности, прежде всего в качестве целей развития школьника. Интеллектуальная сфера, характеризуется видами, стилем мышления, качествами ума, познавательными процессами, мыслительными операциями, умениями учиться, внепредметными и предметными знаниями, умениями и навыками, целостной системой общеобразовательных и специальных знаний. Мотивационная сфера включает всю совокупность потребностей, мотивов и целей человека, которые формируются и развиваются в течение всей его жизни. Эмоциональная сфера характеризуется не только эмоциями и чувствами, но также тревожностью и самооценкой. Волевая сфера характеризуется осознанной постановкой человеком цели, сверхзадачи. Человеку с развитой волей присущи целеустремленность, преодоление внешних и внутренних препятствий, преодоление мышечного и нервного напряжения, самообладание, инициатива. Сфера саморегуляции характеризуется свободой выбора целей и средств их достижения; осознанностью их выбора; совестливостью, самокритичностью, разносторонностью и осмысленностью действий; умением соотносить свое поведение с действиями других людей; добропорядочностью, рефлексией, оптимистичностью; умением человека управлять своими физическими и психическими состояниями, умением удерживать их на должном уровне. Предметно-практическая сфера включает в себя способности, поступки, умения учащихся в различных видах деятельности и общении. Экзистенциальная сфера характеризуется гармонией чувств и поступков, слова и дела, чувств и общения, которые выражаются в жизненной позиции человека по отношению к себе и другим. Таким образом, организация в учебном процессе игровой деятельности младших школьников, направленной на их личностное развитие, предполагает, с одной стороны, осознание педагогом тех психических сфер, развитие которых обеспечивает конкретная игра, с другой — использование тех игр, которые обеспечивают комплексное развитие сфер психики ребенка. Г. К. Селевко описывает три функции игровой деятельности — воспитывающую, развивающую и социализирующую. Обратимся к его интерпретации названных функций. Воспитывающая функция учебных игр исходит из специфики игры, ее характера, которые востребуют волевые усилия, развивают целеустремленность, так как без них нет победы в игре. Одновременно, игра способствует развитию самодисциплины, так как нарушение игровых правил ведет к разрушению игрового пространства, точно также как неумение вести себя в коллективе либо выводит участника ее вне игры или разрушает игру. Развивающая функция состоит в том, что игра ставит участника в такие ситуации, что он вынужден самостоятельно искать решение проблемы. Однако для этого необходимо научиться формулировать эту проблему, обсудить ее, что без хорошего развития мышления и речи представляется затруднительным. Игра в любом ее виде способствует творчеству, развитию находчивости, воображения, особенно деловые игры. Постоянный активный поиск, некоторая непредсказуемость игры, заключенная в ней тайна, способствует поддержанию познавательного интереса, развитию мотивации учебной деятельности. Социализирующая функция заключена в том, что через игру происходит приобщение к общечеловеческой и национальной культуре, происходит полилог культур. Не в назидательной, а в непринужденной форме учащийся обучается основным нормам поведения в обществе. Обладая уникальными психотерапевтическими свойствами, игра вводит ребенка с наименьшими для него потерями в общество, при этом учащийся сам проводит диагностику, определяя ближайший уровень развития.

В игре мы выделяем обучающую, развивающую, воспитывающую и социализирующую функции, которые воздействуют на все сферы личности. Причем обучающая функция игры выступает источником и средством развития и воспитания личности.

 Влияние игры на развитие личности ребенка Большое влияние на формирование личности ребенка оказывают такие игры, как: сюжетно-ролевые и тематические дидактические, подвижные и театрализованные игры.

Результатом игры являются более глубокие представления детей о жизни и деятельности взрослых людей, об их обязанностях, переживаниях, мыслях и отношениях. Результатом игры являются также формирующиеся в процессе игры товарищеские чувства, гуманное отношение к людям, разнообразные познавательные интересы и умственные способности детей. В игре развиваются наблюдательность и память, внимание и мышление, творческое воображение и воля. Важнейшим результатом игры является глубокая эмоциональная удовлетворенность детей самим процессом игры, в наибольшей мере, отвечающей их потребностям и возможностям действенного познания окружающего мира и активного общения с людьми. Таким образом, можно сказать, что в игре происходит развитие всех сфер личности ребенка.

  1. Советы родителям
  • Очень часто родители заботятся о том, чтобы накупить детям как можно больше игрушек, и притом сложных, дорогих, всячески разукрашенных. Они думают тем доставить больше удовольствия детям и способствовать их развитию. Но в этом они ошибаются. Дети ценят игрушки не с точки зрения, с которой ценят их взрослые. Детям в игрушках дороги побуждения, толчки к собственному творчеству и гибкий материал для выражения их замыслов.
  • Как рано, поразительно рано проявляются в играх первые зародыши тех форм поведения, которые много лет спустя, подвергшись усложнениям и превращениям, определяют ценность данной личности.
  • Детям следует приобретать игрушки разных видов: сюжетно-образные (изображающие людей, животных, предметы труда и быта); двигательные (различные каталки, коляски, спортивные игрушки); строительные наборы (деревянные объёмные геометрические формы); дидактические (разборные башенки, пирамидки, настольно-печатные игры, мозаики и т. п.); игрушки-забавы, полуготовые  игрушки, которые можно доделать самому ребенку.
  • Приобретение игрушек должно зависеть не от бюджета семьи, а от педагогической ценности игрушки. Соблюдайте чувство меры: обилие игрушек не улучшает детские игры, оно рассеивает внимание дошкольника, мешает сосредоточиться на игровом замысле.
  • Для нравственного воспитания дошкольников особенно важны сюжетно-образные игрушки: куклы, мишки, другие животные, Чебурашка, Буратино и т.п. Не следует иметь специально игрушки для мальчиков и девочек. Всем детям одинаково нужны куклы, транспорт, двигательные игрушки и конструктор. Если сын не приучен с ранних лет играть сюжетно-образными игрушками, приобретите ему куклу в образе мальчика, космонавта или матроса, а дочери – техническую игрушку. Отведите малышу удобное место для игр, найдите время поиграть с ним.

Включаясь в игру детей, старайтесь ненавязчиво советовать, подсказывать сыну, дочери, во что и как играть, как выполнять взятую на себя роль.

  • От взрослых зависит, как ребенок обращается с сюжетно-образными игрушками; являются ли они друзьями, партнерами в его играх или малыш остается к ним равнодушен. Участие взрослых в игре и их отношение к кукле, мишке – пример поведения и отношений к ним ребенка.

У сына, дочери должна быть любимая образная игрушка (мишка, обезьяна, кукла, Чебурашка), с которой он гуляет и играет. Такая игрушка может вместе с ребенком участвовать в просмотре мультфильмов, чтении книг, прогулках. В играх с детьми установите правила обращения ребенка с образными игрушками. Она должна иметь место, имя, находиться в определенной позе (сидя, стоя, лежа). Приучайте малыша ухаживать за игрушками: не бросать их, не держать за волосы, за ноги.

  • Приучайте детей к порядку и бережливости. Для хранения игрушек хорошо иметь открытые полки, еще лучше отдельный игровой уголок.
  • Книги, пластинки, карандаши – не игрушки. Выделите для них особое место для занятий ребенка дома. Эти учебные пособия развивают детское мышление, приучают к систематическим занятиям, усидчивому труду.
  • Купив новую игрушку, покажите ребенку, как с ней можно играть, подскажите, как ее использовать в сочетании с другими игрушками, покажите разные варианты игр с ней. Например, устройте для куклы комнату, «пригласите» все игрушки на «день рождения».

Поиграйте вместе с ребенком, пригласите по возможности сверстников или детей, близких по возрасту. Помогите им распределить игровые роли, составьте простой игровой сюжет, следите за взаимоотношениями детей, учите их правилам общения. Еще лучше, если кто-то из родителей поиграет вместе с детьми. Совместные игры не только обогащают игровой и нравственный опыт детей, но и повышают их эмоциональный настрой.

Взрослым игры с ребенком помогают понять его духовные интересы, запросы, потребности, лучше изучить характер складывающейся личности дошкольника.

  1. Заключительная часть

Итак, игра доставляет ребенку много положительных эмоций, он очень любит, когда с ним играют взрослые. В завершении мне хочется пожелать вам удачи. Играйте со своими детьми, они в этом очень нуждаются и вы, между прочим, тоже, ведь с помощью игры вы становитесь ближе друг к другу, начинаете больше узнавать друг о друге, можете повлиять на душевное состояние и поведение вашего ребёнка.

Источники:

1. https://www.art-talant.org/publikacii/13622-roly-igry-v-razvitii-rebenka (Дата обращения: 12.02.2023)

  1. Михайленко, Т. М. Роль игровой деятельности в развитии личностного потенциала учащихся / Т. М. Михайленко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 10 (144). — С. 438-441. — URL: https://moluch.ru/archive/144/40406/ (дата обращения: 25.04.2023).
  2. https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2018/03/22/roditelskoe-sobranie-rol-igry-v-razvitii-i-vospitanii (Дата обращения: 12.02.2023)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал выступления на педагогическом совете Тема: «Роль театра в формировании гармоничной, творческой личности ребёнка»

В человеке всегда заложено творческое начало, и театр, как вид искусства, наиболее полно способствуют творческому развитию личности дошкольников. Театр - одно из ярких эмоциональных средств, формирующ...

Отчёт по теме самообразования «Роль социо-игровых технологий в развитии личности ребёнка дошкольника»

Данный отчёт раскрывает основные аспекты работы по теме самообразования «Роль социо-игровых технологий в развитии личности ребёнка дошкольника». В отчёте содержится материал по практическо...

"Роль родителей в воспитании и развитии личности ребёнка"

Консультация для родителей, которая поможет мамочкам и папочкам оценить свою роль в воспитании своего ребёнка...

«Игра в формировании интегративных качеств личности ребёнка»

Предшкольный возраст является решающим этапом в формировании фундамента физического и психического здоровья ребёнка, именно в этот период закладываются основные черты личности ребёнка, формируется его...

«Игра в формировании интегративных качеств личности ребёнка».

ИГРА В ФОРМИРОВАНИИ ИНТЕГРАТИВНЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ РЕБЁНКА.  Предшкольный возраст является решающим этапом в формировании фундамента физического и психического здоровья ребёнка, именно в это...

Родительское собрание "Преодоление трудностей при формировании и развитии личности ребёнка с ОВЗ, ребёнка-инвалида"

Родительское собрание "Преодоление трудностей при формировании и развитии личности ребёнка с ОВЗ, ребёнка-инвалида"...