Совместный детско-родительский проект «Развитие связной речи у детей с ТНР средствами мнемотехники»
статья (старшая, подготовительная группа)

«Развитие связной речи у детей с ТНР средствами мнемотехники»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sovmest_proekt.docx24.48 КБ

Предварительный просмотр:

Совместный детско-родительский проект

 «Развитие связной речи у детей с ТНР средствами мнемотехники»

                                                         Выполнили воспитатели: Сысолятина О.В..

                                                                                                  высшая квалификационная                                                                         категория

Сулейманова Г.Ж.

высшая квалификационная                                                                      

  категория

                                                                         

    Паспорт проекта:

Вид проекта: информационно-познавательно-творческий.

Продолжительность: среднесрочный (сентябрь-ноябрь 2022).

Участники проекта: воспитатели, дети, родители.

Актуальность

Развитие связной речи у детей дошкольного возраста является одной из главных задач детского сада на современном этапе.

Очень важно научить ребенка выражать свои мысли грамотно, последовательно, точно, выделяя главное в своём рассказе.

Только обладая хорошо развитой связной речью, ребенок сможет давать развернутые ответы на вопросы, последовательно, полно и аргументировано излагать свои мысли, воспроизводить содержание текстов, составлять рассказы, сказки.

Связная речь является основным показателем умственного развития дошкольника, средством общения со сверстниками и взрослыми, необходимым условием успешного обучения в школе.

В настоящее время у детей все чаще наблюдаются речевые нарушения, которые резко ограничивают их общение с окружающими людьми. Главной задачей развития связной речи ребенка является совершенствование монологической речи. Эта задача решается через различные виды речевой деятельности: пересказ литературных произведений, составление описательных рассказов о предметах, объектах,  явлениях природы,  создание разных видов творческих рассказов, заучивание стихотворений, а также составление рассказов по картине.

Обучение связной речи  – трудоемкий процесс. Особенно трудно он дается в среднем дошкольном возрасте. Чтобы облегчить детям формирование  связной речи, в своей педагогической практике решила использовать современный метод – мнемотехнику.

Дошкольный возраст — это возраст образных форм, и основными средствами, которыми ребёнок овладевает в этом возрасте, являются образные средства: сенсорные эталоны, различные символы и знаки (прежде всего, это разного рода наглядные модели, схемы, таблицы и т. п.)

По моему мнению, мнемотехника является эффективным  средством развития связной речи дошкольников.

Мнемотехника - система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций. 

Использование мнемотехники в настоящее время становится актуальным. Основной «секрет» мнемотехники очень прост и хорошо известен.

Особенность методики – применения не изображения предметов, а символов для опосредованного запоминания. Это значительно облегчает детям поиск и запоминание слов, а также эффективнее развивает связную речь дошкольников.

Гипотеза: эффективность формирования связной речи у детей будет существенно повышена, если планировать и применять в работе приемы мнемотехники, а также комплексно использовать все средства и методы для развития связанности речи.

Проблема: у  воспитанников группы, недостаточно развита речь, они с трудом рассказывают о событиях своей жизни, не могут пересказать сказку, плохо запоминают стихотворения, с трудом воспроизводят литературный текст.

Цель: Повышение качества овладения детьми дошкольного возраста связной монологической речью средствами мнемотехники.

Задачи:

  • Повысить уровень речевой активности детей.
  • Развивать связную монологическую речь.
  • Обогащать словарный запас.
  • Развивать умение с помощью мнемотаблиц рассказывать знакомые сказки, рассказы, стихи, скороговорки.
  • Упражнять в умении отгадывать и загадывать загадки с помощью мнемотаблиц.
  • Формировать умение использовать схему-модель как план пересказа.
  • Развивать у детей умственную активность, сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать, выделять существенные признаки.
  • Создать благоприятную развивающую среду для развития психических процессов: памяти, внимания, образного мышления.
  • Совершенствовать систему взаимодействия с родителями в процессе работы по теме проекта.
  • Помочь родителям овладеть приемами мнемотехники для формирования связной речи у детей в домашних условиях.
  • Повышение компетентности родителей в вопросах повышения уровня связной речи детей через организацию и проведение совместной творческой и речевой деятельности.

Ожидаемые результаты:

  • У детей повысится уровень речевой активности, появится связная монологическая речь.
  • Повысится самостоятельность детей в использовании речевых высказываний.
  • Сформируется умение рассказывать и запоминать различные рассказы, сказки, стихи при помощи мнемотаблиц.
  • Расширятся  знания о характерных особенностях    предметов и явлений окружающего мира, пополнится словарный запас.
  • Улучшатся показатели связности, последовательности речи детей посредством использования мнемотехники.
  • У детей сформируются умения использовать схему-модель как план пересказа.
  • Повысится компетентностьродителей в вопросах организации и проведения совместной творческой и речевой деятельности с опорой на мнемотаблицы.

Этапы реализации проекта.

Подготовительный этап:

  • Изучение Интернет-ресурсов;
  • Выявление уровня речевого развития детей группы;
  • Определение проблемы;
  • Подбор информации, методического материала для реализации проекта;
  • Формулирование цели и задач проекта;
  • Подбор наглядно-дидактического материала по теме проектадля использования в режимных моментах, занятиях, на прогулке;
  • Изготовление схем-моделей для пересказа знакомых сказок, заучивания стихов, скороговорок, запоминания литературных текстов;
  • Оформление информационного уголка для родителей по теме проекта;
  • Пополнение РППС группы материалами мнемотехники (мнемотаблицы,), наглядно-дидактическим материалом.  (Приложение)
  • Привлечение родителей к участию в проектной деятельности.

Основной этап

  • Внедрение перспективного плана работы развитию связной речи детей дошкольного возраста средствами мнемотехники;
  • Презентация "Мнемотехника, как эффективное средство развития связной речи дошкольников";
  • Картотека специальных символов, слов.
  • Цикл занятий с использованием приемов мнемотехники;
  • Чтение художественной литературы в соответствии с перспективным планом;
  • Создание центра речевого развития (пополнение мнемотаблицами, схемами);
  • Рассматривание наглядно-иллюстративного материала (мнемотаблицы, схемы);
  • Консультации для родителей;
  • Подбор медиатеки программных художественных произведений (стихи, сказки);
  • Пополнение центра речевого развития материалами по теме проекта совместно с родителями;
  • Папка-передвижка для родителей «Развитие речи дошкольников в семье»;
  • Выпуск буклета-памятки для родителей по использованию мнемотаблиц

Заключительный

  • Итоговое мероприятие – занятие "Рассказывание сказки "Теремок";
  • Анализ, обобщение и распространение опыта работы по результатам проекта на образовательных интернет-сайтах;
  • Фоторепортаж.

Чем  раньше мы будем привлекать детей рассказывать или  пересказывать, используя метод мнемотехники (схемы-модели), тем понятней и грамотней станет их речь, которая  является важным показателем  умственных способностей ребенка.

Реализация данного проекта поможет добиться положительных результатов в речевом и общем умственном развитии детей. У детей появится  культура и выразительность речи, точность в употреблении средств художественной выразительности. В дальнейшем планирую продолжить использование приёмов мнемотехники в работе над развитием связной речи, при этом расширяя их диапазон собственными наработками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Детско-родительский образовательный проект:«Развитие мелкой моторики как средство формирования речи детей раннего возраста»

  Известно, что между речевой функцией и общей двигательной системой человека существует тесная связь. Пальчиковые игры и упражнения - уникальное средство для развития мелкой моторики и ре...

Детско-родительский образовательный проект: "Развитие мелкой моторики как средство формирования речи у детей младшего дошкольного возраста"

"Развитие мелкой моторики как средство формирования речи у детей младшего дошкольного возраста"...

Тема: «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста посредством мнемотехники»

Цель: Изучить приемы мнемотехники для развития связной речи детей дошкольного возраста.Задачи:Обучающие:1. Изучить различные приемы мнемотехники2. Разработать и изготовить мнемотаблицы на различные те...

Мастер - класс "Формирование связной монологической речи у детей с ОНР средствами мнемотехники учителем – логопедом ДОУ"

Мастер - класс учителя - логопеда для педагогов и гостей конкурса "Воспитатель года - 2018"Данный мастер - класс решал следующие задачи: .показать значимость технологии для формирования...

Семинар- практикум в ДОУ "Развитие связной речи у детей дошкольного возраста приёмами мнемотехники"

Семинар позволяет обобщить, распространить опыт работы ДОУ по применению приёмов мнемотехники, дать практические рекомендации молодым педагогам по развитию речи у дошкольников....

Развитие связной речи у детей дошкольников при помощи мнемотехники

Развитие связной речи у детей дошкольников Развитие культуры речи становится всё более актуальной проблемой в нашем обществе. Снижающийся уровень культуры, бедное, безграмотное «говорение&r...

Проект на тему: Использование технологии мнемотехники для развития связной речи у детей дошкольного возраста: "Секреты мнемотехники"

Проблема развития связной речи детей хорошо известна широкому кругу педагогических работников. Владение родным языком – это не только умение правильно строить предложения. Дети овладевают родным...