Совместный детско-родительский проект «Развитие связной речи у детей с ТНР средствами мнемотехники»
статья (старшая, подготовительная группа)
«Развитие связной речи у детей с ТНР средствами мнемотехники»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sovmest_proekt.docx | 24.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Совместный детско-родительский проект
«Развитие связной речи у детей с ТНР средствами мнемотехники»
Выполнили воспитатели: Сысолятина О.В..
высшая квалификационная категория
Сулейманова Г.Ж.
высшая квалификационная
категория
Паспорт проекта:
Вид проекта: информационно-познавательно-творческий.
Продолжительность: среднесрочный (сентябрь-ноябрь 2022).
Участники проекта: воспитатели, дети, родители.
Актуальность
Развитие связной речи у детей дошкольного возраста является одной из главных задач детского сада на современном этапе.
Очень важно научить ребенка выражать свои мысли грамотно, последовательно, точно, выделяя главное в своём рассказе.
Только обладая хорошо развитой связной речью, ребенок сможет давать развернутые ответы на вопросы, последовательно, полно и аргументировано излагать свои мысли, воспроизводить содержание текстов, составлять рассказы, сказки.
Связная речь является основным показателем умственного развития дошкольника, средством общения со сверстниками и взрослыми, необходимым условием успешного обучения в школе.
В настоящее время у детей все чаще наблюдаются речевые нарушения, которые резко ограничивают их общение с окружающими людьми. Главной задачей развития связной речи ребенка является совершенствование монологической речи. Эта задача решается через различные виды речевой деятельности: пересказ литературных произведений, составление описательных рассказов о предметах, объектах, явлениях природы, создание разных видов творческих рассказов, заучивание стихотворений, а также составление рассказов по картине.
Обучение связной речи – трудоемкий процесс. Особенно трудно он дается в среднем дошкольном возрасте. Чтобы облегчить детям формирование связной речи, в своей педагогической практике решила использовать современный метод – мнемотехнику.
Дошкольный возраст — это возраст образных форм, и основными средствами, которыми ребёнок овладевает в этом возрасте, являются образные средства: сенсорные эталоны, различные символы и знаки (прежде всего, это разного рода наглядные модели, схемы, таблицы и т. п.)
По моему мнению, мнемотехника является эффективным средством развития связной речи дошкольников.
Мнемотехника - система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.
Использование мнемотехники в настоящее время становится актуальным. Основной «секрет» мнемотехники очень прост и хорошо известен.
Особенность методики – применения не изображения предметов, а символов для опосредованного запоминания. Это значительно облегчает детям поиск и запоминание слов, а также эффективнее развивает связную речь дошкольников.
Гипотеза: эффективность формирования связной речи у детей будет существенно повышена, если планировать и применять в работе приемы мнемотехники, а также комплексно использовать все средства и методы для развития связанности речи.
Проблема: у воспитанников группы, недостаточно развита речь, они с трудом рассказывают о событиях своей жизни, не могут пересказать сказку, плохо запоминают стихотворения, с трудом воспроизводят литературный текст.
Цель: Повышение качества овладения детьми дошкольного возраста связной монологической речью средствами мнемотехники.
Задачи:
- Повысить уровень речевой активности детей.
- Развивать связную монологическую речь.
- Обогащать словарный запас.
- Развивать умение с помощью мнемотаблиц рассказывать знакомые сказки, рассказы, стихи, скороговорки.
- Упражнять в умении отгадывать и загадывать загадки с помощью мнемотаблиц.
- Формировать умение использовать схему-модель как план пересказа.
- Развивать у детей умственную активность, сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать, выделять существенные признаки.
- Создать благоприятную развивающую среду для развития психических процессов: памяти, внимания, образного мышления.
- Совершенствовать систему взаимодействия с родителями в процессе работы по теме проекта.
- Помочь родителям овладеть приемами мнемотехники для формирования связной речи у детей в домашних условиях.
- Повышение компетентности родителей в вопросах повышения уровня связной речи детей через организацию и проведение совместной творческой и речевой деятельности.
Ожидаемые результаты:
- У детей повысится уровень речевой активности, появится связная монологическая речь.
- Повысится самостоятельность детей в использовании речевых высказываний.
- Сформируется умение рассказывать и запоминать различные рассказы, сказки, стихи при помощи мнемотаблиц.
- Расширятся знания о характерных особенностях предметов и явлений окружающего мира, пополнится словарный запас.
- Улучшатся показатели связности, последовательности речи детей посредством использования мнемотехники.
- У детей сформируются умения использовать схему-модель как план пересказа.
- Повысится компетентностьродителей в вопросах организации и проведения совместной творческой и речевой деятельности с опорой на мнемотаблицы.
Этапы реализации проекта.
Подготовительный этап:
- Изучение Интернет-ресурсов;
- Выявление уровня речевого развития детей группы;
- Определение проблемы;
- Подбор информации, методического материала для реализации проекта;
- Формулирование цели и задач проекта;
- Подбор наглядно-дидактического материала по теме проектадля использования в режимных моментах, занятиях, на прогулке;
- Изготовление схем-моделей для пересказа знакомых сказок, заучивания стихов, скороговорок, запоминания литературных текстов;
- Оформление информационного уголка для родителей по теме проекта;
- Пополнение РППС группы материалами мнемотехники (мнемотаблицы,), наглядно-дидактическим материалом. (Приложение)
- Привлечение родителей к участию в проектной деятельности.
Основной этап
- Внедрение перспективного плана работы развитию связной речи детей дошкольного возраста средствами мнемотехники;
- Презентация "Мнемотехника, как эффективное средство развития связной речи дошкольников";
- Картотека специальных символов, слов.
- Цикл занятий с использованием приемов мнемотехники;
- Чтение художественной литературы в соответствии с перспективным планом;
- Создание центра речевого развития (пополнение мнемотаблицами, схемами);
- Рассматривание наглядно-иллюстративного материала (мнемотаблицы, схемы);
- Консультации для родителей;
- Подбор медиатеки программных художественных произведений (стихи, сказки);
- Пополнение центра речевого развития материалами по теме проекта совместно с родителями;
- Папка-передвижка для родителей «Развитие речи дошкольников в семье»;
- Выпуск буклета-памятки для родителей по использованию мнемотаблиц
Заключительный
- Итоговое мероприятие – занятие "Рассказывание сказки "Теремок";
- Анализ, обобщение и распространение опыта работы по результатам проекта на образовательных интернет-сайтах;
- Фоторепортаж.
Чем раньше мы будем привлекать детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники (схемы-модели), тем понятней и грамотней станет их речь, которая является важным показателем умственных способностей ребенка.
Реализация данного проекта поможет добиться положительных результатов в речевом и общем умственном развитии детей. У детей появится культура и выразительность речи, точность в употреблении средств художественной выразительности. В дальнейшем планирую продолжить использование приёмов мнемотехники в работе над развитием связной речи, при этом расширяя их диапазон собственными наработками.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Детско-родительский образовательный проект:«Развитие мелкой моторики как средство формирования речи детей раннего возраста»
Известно, что между речевой функцией и общей двигательной системой человека существует тесная связь. Пальчиковые игры и упражнения - уникальное средство для развития мелкой моторики и ре...
Детско-родительский образовательный проект: "Развитие мелкой моторики как средство формирования речи у детей младшего дошкольного возраста"
"Развитие мелкой моторики как средство формирования речи у детей младшего дошкольного возраста"...
Тема: «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста посредством мнемотехники»
Цель: Изучить приемы мнемотехники для развития связной речи детей дошкольного возраста.Задачи:Обучающие:1. Изучить различные приемы мнемотехники2. Разработать и изготовить мнемотаблицы на различные те...
Мастер - класс "Формирование связной монологической речи у детей с ОНР средствами мнемотехники учителем – логопедом ДОУ"
Мастер - класс учителя - логопеда для педагогов и гостей конкурса "Воспитатель года - 2018"Данный мастер - класс решал следующие задачи: .показать значимость технологии для формирования...
Семинар- практикум в ДОУ "Развитие связной речи у детей дошкольного возраста приёмами мнемотехники"
Семинар позволяет обобщить, распространить опыт работы ДОУ по применению приёмов мнемотехники, дать практические рекомендации молодым педагогам по развитию речи у дошкольников....
Развитие связной речи у детей дошкольников при помощи мнемотехники
Развитие связной речи у детей дошкольников Развитие культуры речи становится всё более актуальной проблемой в нашем обществе. Снижающийся уровень культуры, бедное, безграмотное «говорение&r...
Проект на тему: Использование технологии мнемотехники для развития связной речи у детей дошкольного возраста: "Секреты мнемотехники"
Проблема развития связной речи детей хорошо известна широкому кругу педагогических работников. Владение родным языком – это не только умение правильно строить предложения. Дети овладевают родным...