Мастер-классы для родителей
консультация

Наталья Анатольевна Киреева

Провожу ежегодно для родителей детей с ОВЗ и инвалидностью мастер-классы по темам:

1. «Мозжечковая стимуляция применение игр и упражнений, а так же специального оборудования для закрепления звуков речи в домашних условиях»

2. «Мозжечковая стимуляция  - применение игр и упражнений, а также специального оборудования для автоматизации звуков речи в домашних условиях»

3. Консультация для родителе "Развиваем ребёнка в домашних условиях"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер – класс для родителей по теме инновационного педагогического маршрута: «Мозжечковая стимуляция применение игр и упражнений, а так же специального оборудования для закрепления звуков речи в домашних условиях»

«Если вы мне расскажите, я быстро забуду,

если вы мне напишите, я прочитаю, но тоже забуду

а если вы вовлечёте меня в дело,

 я буду это знать и запомню».

Одним из эффективных методов развития речи является метод мозжечковой стимуляции. Мозжечковая стимуляция - это система физических упражнений, направленных на совершенствование функций мозжечка, активно участвующих в формировании речи.

Мозжечок - это место сбора информации, которая поступает из всех отделов мозга, его задача быстро переработать информацию и отправить её по адресу (лобные доли). И если есть нарушение связи между мозжечком и лобными долями, то у ребёнка будут нарушены речь, а также психическое и интеллектуальное развитие. Многие исследователи считают, что мозжечок - это «ключ» к обучению.

Симптомы мозжечковой недостаточности:

- ребенок с трудом может стоять с закрытыми глазами, вытянув руки вперед;

- ребенок/ подросток/ взрослый плохо удерживает равновесие, когда стоит на одной ноге;

- ребенок/ подросток/ взрослый демонстрирует плохую координацию движений и много лишних движений;

-у людей с мозжечковой недостаточностью отмечается низкий мышечный тонус, особенно в руках.

 

Существует ряд показаний к проведению мозжечковой стимуляции.

1.Проблемы с речью:

- непроговаривание слов, перестановка слогов;

- логоневроз (обычное заикание);

- дислексия - избирательное нарушение способности к овладению навыками чтения и письма при сохраненной общей способности к обучению. Очень часто сочетается

 дисграфией – нарушением письма;

- нарушениях аутистического спектра.

2. Особенности моторики:

- угловатые, неплавные движения;

- дискоординация движения рук при выполнении действий двумя руками;

- «дрожание» глаз при взгляде в сторону;

- ребенок поздно начинает ходить, говорить, наблюдается замедленный темп речи.

3. Психоэмоциональные особенности:

- быстрая возбуждаемость и скорая повышенная утомляемость;

- невнимательность, несобранность, отвлекаемость.

4. Проблемы с сосредоточением, вниманием и плохой памятью.

5. Плохое поведение, частые перепады настроения, импульсивность.

Стимуляция мозжечка приводит к активизации других зон головного мозга. По мнению ученых познавательные и интеллектуальные функции можно улучшить через упражнения на равновесие. Регулярные упражнения на равновесие  способствуют созданию и укреплению необходимых нейронных связей между отделами головного мозга, дефицитарность которых вызывает различные трудности у детей.

Игры и упражнения для развития мозжечковой стимуляции проводятся:

1-от простого к сложному;

2-поэтапного освоения;

3-попеременно (выполнение упражнений двумя руками, правой, левой, поочередно);

4.направленности движений (выполнение упражнений по центру, вправо, влево, по кругу);

5-усложнения инструкции, то есть выполнение упражнений с использованием балансировочных тренажеров;

Игры и упражнения:

1. Ведет по лини трафарета с начало правой, затем левой или одновременно двумя руками симметричные линии, спирали, восьмерки, закрепляем название правой и левой руки. При этом проговаривая слова, четверостишия, поговорки для закрепления звуков в речи.

2.Закрепляем названия упражнения для выполнения правой и левой руки-(сабля, заяц, ладонь, кулак). Используем кинезиологические упражнения для обеих рук, с одновременным проговариванием слов, четверостиший, чистоговорок. Упражнения направлены на развитие координации, формирование содружественных движений двумя руками. Когда левая и правая рука выполняют одновременно одинаковые или разные движения.

3.Усложняем работу и закрепляем звуки в речи, отрабатывается с помощью специального оборудования «моторной дорожки». Дети идут по моторной дорожке с выполнением упражнения одновременно пальцами правой и левой руки, и с проговариванием звуков в речи в чистоговорках, скороговорках. Отработав с детьми одновременное правильное произношения звука в речи с движениями правой и левой руки в движении по моторной дорожке, мы используем для усиления закрепления звуков в речи для самоконтроля балансировочную подушку или балансир «Бельгоу»

Упражнения с использованием балансировочного оборудования – балансировочная подушка, доски Бельгоу- мы вовлекаем в работу различные анализаторные системы.

(Ребенок в положении сидя на балансировочной подушке или на доске Бельгоу).

1.Упражнения для рук - имитация плавания. Можно двумя руками поочередно. Вращательные движения руками, двумя сразу и по очереди.

2. Стоя на доске, держим перед собой палочку, делаем вдох и на выдохе начинаем прокатывать палочку между ладонями, произнося поставленный звук.

3.Стоя на доске, переносим центр тяжести на левую ногу, произносим слог, затем на правую ногу, произносим другой слог или повторяем этот же.

4.Стоя на доске, наклониться вперед, взять мяч, мешочек.

Упражнения с мешочками (используются разно весовые мешочки - от легкого к тяжёлому) и массажными мячами.

1.Стоя на доске, ощупывали мешочек, догадываясь, что внутри. Затем перекладывали один мешочек с руки на руку, над головой, спереди.

2.Стоя на доске, берем мешочек в правую руку, отводим сначала в одну, затем в другую сторону, произносим слог с автоматизированным звуком, затем, переложив в правую руку мешочек, поднимаем руку вверх и произносим следующий слог, аналогичные манипуляции с левой рукой, далее, держим мешочек двумя руками, произносим слог и вытягиваем руки перед собой.

Упражнений с мешочками: (для воспитателей в работе с детьми в группе)

Ребенок занимает исходное положение на балансировочной доске, балансирует, удерживаясь на её поверхности. При правильном, устойчивом положении ребенка на доске, ему предлагается выполнить упражнения. Каждое упражнение повторяется до 10 раз.

-Взрослый кидает ребенку мешочек с крупой, ребенок ловит мешочек одной рукой (при этом можно проговаривать прямой и обратный счет до 10).

-Взрослый кидает мешочек, ребенок ловит мешочек двумя руками (при этом можно проговаривать прямой и обратный счет до 10).

-У ребенка в руках мешочек, у взрослого в руках мешочек - мешочки кидать друг другу и ловить одновременно (при этом можно проговаривать прямой и обратный счет до 10).

-Ребенок держит мешочек перед собой, подбрасывает вверх двумя руками, ловит его двумя руками (при этом можно проговаривать прямой и обратный счет до 10).

-Ребенок держит мешочек перед собой, подбрасывает вверх одной рукой (правой / левой), ловит одной рукой (при этом можно проговаривать прямой и обратный счет до 10).

-Ребенок держит мешочек перед собой, подбрасывает вверх двумя руками, пока мешочек летит обратно, ребенок должен хлопнуть в ладоши (1 раз, с усложнением 2 / 3 раза), поймать мешочек двумя руками.

-Ребенок держит мешочек, подбрасывает вверх одной рукой – правой, ловит левой.

-Ребенок держит мешочек, подбрасывает вверх одной рукой – левой, ловит правой.

-Ребенок держит мешочки в двух руках, подбрасывает вверх двумя руками, ловит двумя руками.

-Ребенок держит мешочек, взрослый держит мешочек; ребенок бросает вниз мешочек из рук, при этом ловит мешочек, который ему бросил взрослый.

-Ребенок разворачивает тело на доске на 90 градусов, так чтобы ноги не меняли своего положения, подбрасывает и ловит мешочек одной рукой (поворот в левую/в правую сторону).



Предварительный просмотр:

Мастер – класс для родителей по теме инновационного педагогического маршрута: «Мозжечковая стимуляция применение игр и упражнений, а также специального оборудования для закрепления звуков речи в домашних условиях»

Свое выступление хочу начинать со словами Жан Жака Руссо:

«Если вы мне расскажите, я быстро забуду, если вы мне напишите, я прочитаю, но тоже забуду, а если вы вовлечёте меня в дело, я буду это знать и запомню».

Почему речь сложнее развивать чем другие неврологические умения. Многие родители годами водят ребёнка к логопедам, дефектологам, нейропсихологам и другим специалистам. Почему так происходит. Нужна глубина того как устроен процесс говорения и какая база нужна для того, чтобы ребёнок мог произносить слова. Во-первых, важно понимать, что во время разговора одновременно задействованы от 8 до 12 областей головного мозга.  И если хотя бы одна из них повреждена или не развилась должным образом, это скажется на качестве речи. Во-вторых, чтобы говорить необходимы «созревшие» сенсорные пути. Это наши сенсорные системы. Разберём слово сенсорная интеграция. Теория сенсорной интеграции разработана западным психологом специалистом по детскому развитию Джин Айрес.

 Сенсорный-от латинского «восприятие». Совокупность ощущений, полученных организмом от внешних раздражителей. Чем правильнее работают сенсорные системы, тем больше достаточной информации получает мозги выдает больше адекватных ответов.

Интеграция-«восстановление», «восполнение», «соединение», Процесс объединения частей в целое. Интегрировать-означает собрать воедино разные части, заставить их работать более сложно как единая система.

Сенсорная интеграция-это сложный процесс происходящий в центральной нервной системе. Человек способен организовать и упорядочить восприятие сигналов, которое считывает его тело.

Современных детей очень трудно чем-нибудь увлечь, удивить, заинтересовать. У них отмечается неусидчивость на занятиях, быстрая потеря интереса к трудной работе над собственной речью. логопедам, да и всем другим специалистам коррекционной сферы приходится искать новые способы поддержания интереса у детей. Отечественные логопеды адаптировали метод сенсорной интеграции к решению речевых задач в работе с детьми с нарушениями речи. Поэтому на своих коррекционно –развивающих занятиях для я активно интегрирую сенсорные системы. В моей работе сенсорная интеграция ориентирована на работу с базовыми сенсорными системами: вестибулярной, тактильной, перцептивной с дополнительным включением слуха, зрения. Мы ничего не делаем с глазами, ушами и другими органами чувств ребёнка. Мы обучаем мозг правильно воспринимать сигналы от них. Необходимо стимулировать моторные пути ребенка давать ему возможность двигаться, использовать мелкую моторику и речь.

Игры и упражнения для развития вестибулярной системы. Основная цель этих упражнений – стимулировать вестибулярный аппарат, улучшить чувство равновесия, ощущения положения тела в пространстве и способность восстанавливать равновесие. У некоторых детей это сможет снизить боязнь движения.

Игры и упражнения для развития проприоцептивной системы Основная цель этих упражнений -стимулировать проприоцептивную систему (восприятия сигналов от мышц, связок, суставов), улучшить осознание тела, ощущения положения тела в пространстве и оптимальное приложение силы.

Игры и упражнения для развития тактильной системы.

Основная цель этих игр -предоставить ребенку разнообразные тактильные ощущения и повысить терпимость к тактильным стимуляциям. Некоторые задания привязаны также улучшить способность ребенка к различению материалам на ощупь. Игры и упражнения на развитие тактильной системы поощряют стремление ребёнка к основному исследованию окружающего мира.

В работе с детьми я использую: комплекс игр и упражнений, с использованием массажных шариков, мешочков с наполнением и мои помощники разнообразные балансиры, в том числе балансировочная доска «Бильгоу» разработанная Френком Бельгоу педагогом из Америки, так он н заметил взаимосвязь между двигательной активностью и развитием речи. Выполнение различных упражнений на балансировочной доске позволяет улучшить синхронизацию и взаимодействие полушарий мозга и как следствие взаимодействия вестибулярной системы, зрительной, тактильной, кинестетической системы. В результате повышается эффективность работы мозговых функций связанных с процессом обучения. Опыт показал, что данные упражнения способствуют формированию устойчивой положительной мотивации к занятиям у детей, ускоряется процесс автоматизации, дифференциации и введения звука в речь. Метод сенсорной интеграции способствует улучшению тактильной чувствительности ребёнка, координации движений, лучшему осознанию собственного тела в пространстве, значительному развитию мелкой и крупной моторики, пониманию свойств и качеств предметов, осознания себя в окружающем мире.

Игры и упражнения:

Применяем зеркальное рисование, когда ребенок рисует на песке одновременно двумя руками симметричные линии, спирали, восьмерки, произнося нужный нам звук, изолированно, используя наглядные трафареты.

Используем кинезиологические упражнни я- для обеих рук с одновременным проговариванием изолированного звука, или закрепления звука в слогах. Упражнения направлены на развитие координации, формирование содружественных движений двумя руками. Когда левая и правая рука выполняют одновременно разные движения.

Упражнения с использованием балансировочной доски Бельгоу- мы вовлекам в работу различные анализаторные системы.

(Ребенок в положении сидя на доске Бельгоу).

1.Упражнения для рук - имитация плавания. Можно двумя руками поочередно. Вращательные движения руками, двумя сразу и по очереди.

2. Стоя на доске, держим перед собой палочку, делаем вдох и на выдохе начинаем прокатывать палочку между ладонями, произнося поставленный звук.

3.Стоя на доске, переносим центр тяжести на левую ногу, произносим слог, затем на правую ногу, произносим другой слог или повторяем этот же.

4.Стоя на доске, наклониться вперед, взять мяч, мешочек.

Упражнения с мешочками (используются разно весовые мешочки - от легкого к тяжёлому) и массажными мячами.

1.Стоя на доске, ощупывали мешочек, догадываясь, что внутри. Затем перекладывали один мешочек с руки на руку, над головой, спереди.

2.Стоя на доске, берем мешочек в правую руку, отводим сначала в одну, затем в другую сторону, произносим слог с автоматизированным звуком, затем, переложив в правую руку мешочек, поднимаем руку вверх и произносим следующий слог, аналогичные манипуляции с левой рукой, далее, держим мешочек двумя руками, произносим слог и вытягиваем руки перед собой.



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Развиваем ребёнка в домашних условиях»

Здравствуйте уважаемые родители, меня зовут Наталья Анатольевна. Я работаю учителем-дефектологом. Дефектолог – это специалист, который занимается с особенными детьми (коррекционный педагог). Развивает память, внимание, мышление, познавательные процессы, элементарно-математические представления, сенсорные эталоны (цвет, форма, величина).

Тема нашей консультации называется «Развиваем детей в домашних условиях». Я покажу вам доступные, развивающие игры и упражнения, в которые вы сможете со своими детьми, поиграть дома.

Ведь процессе игры ребенок чувствует себя не просто близким маме человечком, видит их чувства, эмоции, и тоже радуется. Уважаемые родители, играйте дома с детьми!

ИГРЫ

1.Цель: развивать речь, внимание, сенсорные ощущения, цвет, форму, счёт.

Ход игры. У всех дома найдутся цветные крышечки от фрутоняни или из -под пластиковых бутылочек. Предлагаем ребёнку наполнить крышечками цветные одноразовые, пластмассовые стаканчики, проговариваем ребёнку цвет каждого цветного стаканчика (основные цвета-синий, красный, жёлтый, зелёный). Цвет крышечки должен быть как цвет у стаканчика. И так наполняем все цветные стаканчики цветными крышечками. Можно высыпать крышечки из стаканчиков и посчитать, сколько крышечек в каждом стаканчике. Ребёнок проговаривает все свои действия.

2. Цель: развивать речь, внимание, память, мышление, познавательные процессы, сенсорные ощущения, цвет, форму.

Ход игры. На просторах интернета можно скачать карточки-сюжетные картинки. И с помощью крышечек выложить на трафарете картинку, каждая крышечка соответствует цвету картинки. Ребёнок проговаривает все свои действия. Получается цветная мазайка из крышечек.

3. Цель: развиваем речь, мелкую моторику, сенсорные ощущения, сенсорные эталоны (цвет, форму, величину). Массаж кистей рук.

Ход игры. После пасхи у каждого в квартире остались красители для яиц. Можно окрасить крупы в разный цвет, либо смешать фасоль, горох, в глубокой ёмкости и нужно спрятать там мелкие предметы. Это могут быть предметы из киндер -сюрприза, либо другие мелкие предметы, разные по форме, цвету, величине, сенсорным ощущениям. Ребёнок должен запустить руку в емкость с крупой и на ощупь определить, либо достать и рассказать, что он достал. Можно сосчитать сколько игрушек он достал.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

мастер класс "Работа с родителями"

мастер класс для педагогов по работе с родителями "Безконфликтное поведение в семье"(с элементами тренинга) Цель: Освоение и последующее активное примениение тренингов в практической деятельности педа...

Совместный мастер-класс детей и родителей по изготовлению самодельной куклы

Работа с родителями и детьми очень ценны в моей деятельности....

Мастер-класса с участием родителей и детей первой младшей группы «Игрушки из солёного теста»

Цель: Познакомить с возможностью использования соленого теста – тестопластика в совместном творчестве родителей и детей.Задачи:- познакомить с историей возникновения соленого теста, технол...

Мастер-класс. Тема: "Привлечение родителей к воспитанию культурно- гигиенических навыков у детей раннего возраста посредством использования игровых приемов и художественного слова.

Ваши дети растут не по дням, а по часам все больше радуя и удивляя вас. Только-только ваше ненаглядное солнышко лежало в кроватке, и вот уже пухлые ножки уверенно исследуют квартиру. Недавно ребенок л...

Мастер- класс с участием родителей в ясельной группе «Игрушки из соленого теста».

Мастер- класс с участием родителей в ясельной группе «Игрушки из соленого теста».Цель: Познакомить с возможностью использования соленого теста – тестопластика в совместном творчестве родителей и детей...

Мастер-класс "Мастерская для родителей "Рисуем вместе"

Из материалов мастер-класса родители узнают много полезного и интересного о нетрадиционных техниках рисования, о том как обычное рисование превратить в необычное при помощи простых предметов....

Мастер-класс с участием родителей «Чудо-Хлеб» Подготовила и провела воспитатель ГБДОУ №1 Алиева Таибат Рамазановна. Цель: Создать условия для формирования умений работать с тестом используя знакомые приёмы лепки. Привлечь родителей к участию в вос

Мастер-класс с участием родителей «Чудо-Хлеб»Подготовила и провела воспитатель ГБДОУ №1 Алиева Таибат  Рамазановна.Цель: Создать условия для формирования умений работать с  тесто...