Консультация для родителей «Русская народная сказка как средство развития речи дошкольников».
методическая разработка

Ступникова Екатерина Владимировна

Автор попытался обозначить роль сказок в развитии речи дошкольников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа №1 «Образовательный центр» имени 21 армии Вооруженных сил СССР п.г.т. Стройкерамика муниципального района Волжский Самарской области

структурное подразделение «Детский сад «Солнышко».

Консультация для родителей  «Русская народная сказка как средство развития  речи дошкольников».

Мы все с вами в детстве любили слушать русские народные сказки. Я думаю, что нет в нашей стране человека, который не любит их.  Именно со сказок, которые мы читаем детям, и начинается их знакомство с окружающим миром и отношениями в нём.  

 Русская сказка – популярный и любимый жанр фольклора, потому что в ней не только занимательный сюжет, не только удивительные герои, но и присутствует поэзия, открываются человеческие чувства и взаимоотношения: доброта, справедливость, приобщение к русской культуре, к мудрому народному опыту, родному языку.

В сказках главные герои рыбы, звери, птицы, они разговаривают друг с другом, объявляют друг другу войну, мирятся. Изображая животных, сказка придает им человеческие черты, описывает повадки, высмеивает пороки. 
Волшебные сказки – сказки, где происходит чудо, приключения, геройства, превращения. В основе сюжета таких сказок находится повествование о поисках потери или недостачи с помощью чудесных средств или волшебных помощников.  Бытовые сказки – сказки об обыденной жизни, в них добру, честности, благородству противопоставляется жадность, зло, зависть.

В русской народной сказке есть замечательные средства, которые оказывают стимулирующее влияние на умственное и речевое развитие ребенка. Русская народная сказка, выступая фольклорным жанром, владеет важным потенциалом для становления речи детей. Русская народная сказка - удивительное явление этнического творчества. Простая и незамысловатая внешне, она интересна и маленькому ребенку, и взрослому. На речь младших дошкольников русская народная сказка оказывает особое положительное влияние. Сказка развивает образность мышления, выразительность речи, так как богата лирическими вставками, колоритными чертами персонажей, ритмической напевностью, диалогами. Слушая сказки, ребенок обучается звукам родной речи, ее мелодике.

В русских народных сказках наблюдается использование широкого круга средств, создающих неповторимый образ героя, природы и мира, который окружает героев. Средства, которые используются в сказках, применяются для описания природы, людей, зданий, государств, предметов быта. Постоянные эпитеты используются для создания образов. Повторы привлекают внимание читателя, некоторые из них носят эмоциональный характер. Гиперболы делают более ярким качества героя или события, все гиперболы в русских волшебных сказках носят эмоциональный характер.

Рекомендации для родителей.

  1. Народные сказки сочетают в себе как народную мудрость, так и прекрасный образец использования речевых форм, поэтому с детьми важно регулярно читать народные сказки.
  2. При отборе сказок для чтения с ребенком отдавайте предпочтение небольшим по объему, избегайте тех сказок, где в обилие используются незнакомые для ребенка слова.
  3. В ходе прочтения сказки обязательно обращайте внимание ребенка на незнакомые для него слова. Читайте их четко, объясняйте ребенку их смысл. Приводите примеры того, как новое слово можно использовать в речи.
  4. После прочтения сказки обязательно обсудите с ребенком содержание сказки, ее смысл, поведение основных героев. Можно спросить, кто из героев понравился ребенку больше всего и почему, как бы он сам поступил в той или иной ситуации.
  5. Старайтесь, чтобы ребенок понимал не только прямой смысл сказки, но и тот глубокий подтекст, что в нее заложен. Если ребенок сам не понимает мораль сказки, то нужно обязательно ее пояснить.
  6. Заостряйте внимание вашего ребенка на новых, незнакомых для него словах; называйте их четко, несколько раз, затем в беседе с ребенком обязательно расскажите о том, что слово означает (если ребенок сам до конца этого не понял), затем приведете примеры того, как новое слово можно использовать в речи; обязательно поощряйте дальнейшее использование ребенком новых слов в речи.
  7. Побуждайте ребенка верно называть желаемые им вещи, не стремитесь схватывать смысл исковерканных слов, старательно «не понимайте» желаний ребенка до тех пор, пока он не постарается назвать слово верно (если ребенок не может произнести слово верно по уважительным причинам – постарайтесь привлечь внимания ребенка и назвать слово верно самостоятельно, и поступать так каждый раз при использовании этого слова).
  8. В игровой форме обучайте ребенка составлению предложений; это можно делать через вопросно-ответную форму (А собачка какая? А где она? А что сейчас делает? А теперь скажи все вместе), через игру в словесное лото и пр. способами.

Составила воспитатель: Ступникова Е.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Хакасские народные сказки как средство приобщения дошкольников к народной культуре.

Хакасские народные сказки как средство приобщения дошкольников к народной культуре....

Консультация для педагогов: «Русская народная сказка как средство развития связной речи старших дошкольников»

в этой статье вы узнаете, что такое сказка, с какими сказками необходимо знакомить детей дошкольного воозрвста и многое другое....

Проект Русская народная сказка – как средство приобщения дошкольников к истокам русской народной культуры.

quot;Сказка-ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок". И потому, каждая сказка несет в себе главную мысль: беречь то, что нас окружает, быть настоящим другом, помогать друг - другу, смело боро...

Консультация «Русская народная сказка – как средство приобщения дошкольников к истокам русской народной культуры.»

Консультация «Русская народная сказка – как средство приобщения дошкольников к истокам русской народной культуры.» была подготовлена к проекту " Русская народная сказка – как средство приобщения дошко...

«Русская народная сказка – как средство приобщения дошкольников к истокам русской народной культуры»

laquo;Русская народная сказка – как средство приобщения дошкольников к истокам русской народной культуры»...

Консультация для педагогов: «Русская народная сказка как средство развития связной речи старших дошкольников»

laquo;Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок».Это выражение знакомо каждому человеку с детства. Со сказки начинается знакомство ребенка с миром человеческих в...