"Возрастные особенности детей 4 - 5 лет"
консультация (средняя группа)

Исаева Оксана Анатольевна

Возраст от четырех до пяти лет – это средний дошкольный период. Он является очень важным этапом в жизни ребенка. Это период интенсивного развития и роста детского организма. На данном этапе существенно меняется характер ребенка, активно совершенствуются познавательные и коммуникативные способности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vozrastnye_osobennosti_detey_4.docx19.25 КБ

Предварительный просмотр:

                     Возрастные особенности детей 4 - 5 лет

         Возраст от четырех до пяти лет – это средний дошкольный период. Он является очень важным этапом в жизни ребенка. Это период интенсивного развития и роста детского организма. На данном этапе существенно меняется характер ребенка, активно совершенствуются познавательные и коммуникативные способности. Ребенок может понять душевное состояние другого человека, он учится сопереживать. Именно в этот период дошкольники испытывают особенную потребность в поощрении и обижаются на замечания и на то, если их старания остаются незамеченными, становятся очень чувствительными  и ранимыми.

Значительно возрастают физические возможности ребенка, дошкольник становится более ловким и быстрым по сравнению с младшими. У него значительно увеличивается объем памяти,  повышается устойчивость внимания: дошкольники могут в течение непродолжительного времени (15–20 минут) сосредоточенно заниматься каким-либо видом деятельности:  сюжетной лепкой, аппликацией, рисованием, но основным видом  по-прежнему остается игра. Дети этого возраста обожают наряжаться и переодеваться. Необходимо предоставлять дома как можно больше вещей для – ряжения, творческих выступлений детей.

Значительно улучшается звукопроизношение детей, активно растет словарный запас. Средний дошкольник может сочинить небольшую сказку или песенку, понимает, что такое рифмы. Ребенок уже способен  описать свои эмоции, пересказать небольшой художественный текст, ответить на вопросы взрослого.

         Первостепенную важность приобретают контакты со сверстниками. Если раньше ребенку было достаточно игрушек и общения с родителями, то теперь ему необходимо взаимодействие с другими детьми. Они играют небольшими группами от 2-5 человек. Девочки больше любят семейные и бытовые темы (дочки-матери, магазин). Мальчики предпочитают играть в моряков, военных, рыцарей. На этом этапе дети начинают устраивать первые соревнования, стремятся добиться успеха.

Родителей ребенок расценивает как источник новых сведений, поэтому задает им множество разнообразных вопросов. Необходимо уделять достаточно времени познавательным беседам с детьми, больше гулять, ходить на экскурсии, учитывая реальные познавательные интересы детей.

Нужно детям читать не только художественную, но и познавательную литературу, т.к. ребенок активно интересуется животными, слушает с удовольствием  об океане или пустыне, о других странах и людях, а так - же с удовольствием слушает истории из жизни родителей или других людей.

Очень хорошо рассказывать детям сказки, а  после чтения обязательно выделить  хорошие и плохие поступки героев.

Учитывая психологические и возрастные особенности детей 4–5 лет, в детском саду проводятся  тематические занятия, на которых педагог объясняет правила поведения в коллективе, дома и в общественных местах, основы безопасности, развивая речь, совершенствуя гигиенические навыки, делая акцент на становление и всестороннее развитие личности.  При этом учебный процесс, строится на игре.

Многие дети проявляют интерес к цифрам и буквам, однако взрослым не следует ставить задачу как можно быстрее научиться читать. Занятия чтением должны согласовываться с темпом запоминания.

         Воспитывая детей 4-5 лет, нужно помнить, что  именно в это время детям необходимо полноценное общение с родителями. Недостатки воспитания к этому возрасту оформляются в устойчивые неприятные черты характера. Мягко и неагрессивно нужно корректировать негативные проявления, оценивать поступок ребёнка, а не его личность в целом.

 Ребёнку нужно больше  самостоятельности  в самообслуживании, он уже должен стараться сам мыть руки, полоскать рот, умываться, переодеваться,  чистить зубы, расчёсывать волосы, полоскать горло. И важно не столько количество самостоятельно выполняемых процедур, сколько качество выполнения.

         Взрослые должны внимательно выслушивать многочисленные вопросы и отвечать на них, ведь в семье дети черпают первые знания об окружающем мире и своем месте в нем.  Необходимо закладывать нравственные качества, развивать в ребенке доброту, вежливость, отзывчивость, ответственность, любовь к труду. На этом этапе очень важно научить ребенка  общаться со сверстниками: уступать, отстаивать свои интересы, делиться. Конечно,  лучших успехов в воспитании можно добиться в случае тесного и доверительного сотрудничества семьи и дошкольного учреждения.

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Возрастные особенности детей 3-7 лет. Задачи воспитания и развития на разных возрастных этапах.

В материале отражены наиболее яркие возрастные изменения в социальной, интеллектуальной и физической деятельности дошкольников и исходя из этих изменений выделены основные воспитательные задачи....

Возрастные особенности детей дошкольного возраста с нарушениями зрения. Профилактика возрастных заболеваний.

Возрастные особенности детей дошкольного возраста с нарушениями зрения.  Профилактика возрастных заболеваний. Методика проведения зрительной гимнастики. Упражнения со зрительными стимуляторами. У...

Буклеты для родителей "Возрастные особенности детей 3 - 4 лет", "Возрастные особенности детей 4 - 5 лет "

Данные буклеты были подготовлены к родительскому собранию в разновозратной группе....

Консультация для родителей «Возрастные особенности детей 5–6 лет» «Возрастной портрет ребёнка»

Будет учебная деятельность радостной для ребенка или, наоборот, омрачится неудачами, во многом зависит от нас, взрослых, ибо познавательный интерес у ребенка должен быть сформирован в дошкольные годы....

Круглый стол для родителей «Возрастные особенности детей 2-3 лет, особенности физического развития»

Круглый стол для родителей на тему:«Возрастные особенности детей 2-3 лет, особенности физического развития»...

Характеристики особенностей развития детей. Возрастные особенности детей (4-5 лет)

Дошкольники начинают отделять себя от принятой роли. Игровые действия начинают выполняться не ради них самих, ради смысла игры. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей...

Возрастные особенности детей дошкольного возраста с нарушениями зрения. Профилактика возрастных заболеваний.

Возрастные особенности детей дошкольного возрастас нарушениями зрения. Профилактика возрастных заболеваний. ...