КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Развиваем тактильные ощущения дома и на улице»
консультация (старшая группа)

Климова Лариса Сергеевна

Мы рождаем детей, чтобы их любить, воспитывать и готовить к самостоятельной жизни. Все родители знают, какая это большая ответственность. Как много душевных сил, труда надо вложить в маленькое существо для того, чтобы он усвоил принятую в обществе систему ценностей, установок, приобрел необходимые знания и умения. Конечно, родители детей с нарушением зрения встречают намного больше проблем, чем родители зрячих детей. И один из главных вопросов, который мучает родителей, заключается в том, как и чем заниматься с детьми, чтобы они не отставали в развитии от своих зрячих сверстников.

Дошкольный возраст в жизни каждого ребенка - очень важный период для его дальнейшего развития. Ведь в это время развивается и формируется «фундамент» его личности. Особенно важен этот период для ребенка с нарушением зрения, так как в этом возрасте у него должны сформироваться механизмы адаптации, которые позволят ему приспособиться к беспрепятственному функционированию в окружающем его мире без зрительного контроля. Это очень трудная задача для маленького человечка, мы не можем рассчитывать на то, что ребенок сам, естественным образом, приспособится к преодолению трудностей, вытекающих из его инвалидности. Уже с первых месяцев и лет жизни он должен иметь постоянную и систематическую помощь со стороны родителей.

Как же мы можем помочь нашему ребенку?

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon taktiln_konsult.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«Развиваем тактильные ощущения дома и на улице»

                                       

Консультация для родителей «Развиваем тактильные ощущения у детей дома и на улице».

Мы рождаем детей, чтобы их любить, воспитывать и готовить к самостоятельной жизни. Все родители знают, какая это большая ответственность. Как много душевных сил, труда надо вложить в маленькое существо для того, чтобы он усвоил принятую в обществе систему ценностей, установок, приобрел необходимые знания и умения. Конечно, родители детей с нарушением зрения встречают намного больше проблем, чем родители зрячих детей. И один из главных вопросов, который мучает родителей, заключается в том, как и чем заниматься с детьми, чтобы они не отставали в развитии от своих зрячих сверстников.

Дошкольный возраст в жизни каждого ребенка - очень важный период для его дальнейшего развития. Ведь в это время развивается и формируется «фундамент» его личности. Особенно важен этот период для ребенка с нарушением зрения, так как в этом возрасте у него должны сформироваться механизмы адаптации, которые позволят ему приспособиться к беспрепятственному функционированию в окружающем его мире без зрительного контроля. Это очень трудная задача для маленького человечка, мы не можем рассчитывать на то, что ребенок сам, естественным образом, приспособится к преодолению трудностей, вытекающих из его инвалидности. Уже с первых месяцев и лет жизни он должен иметь постоянную и систематическую помощь со стороны родителей.

Как же мы можем помочь нашему ребенку?

Необходимо, начиная с первых лет жизни ребенка, активно развивать осязание и мелкую моторику.

Почему такое большое значение уделяется развитию этих навыков? Потому что осязание выступает мощным средством компенсации нарушенного зрения, потому что именно осязание позволяет малышу, имеющему проблемы со зрением, познать признаки и свойства окружающего мира. Действительно, разве можно с помощью слуха или обоняния узнать длину или высоту предмета, структуру его поверхности? Учеными давно доказано, что осязание имеет тот же механизм, что и зрение. Ведь если зрячий человек рассматривает какой-то большой предмет, глаза его движутся по контуру этого предмета, точно так же руки незрячего движутся по контуру этого предмета при обследовании. И глаз, и рука способны отразить форму, величину, направление, удаление, телесность, покой и движение. Помимо перечисленных категорий глаз различает краски и тени. Рука чувствует плотность тела, его гладкость или шероховатость и степень нагретости. Рука, ощупывающая предметы, дает незрячему все, что дает нам глаз, за исключением окрашенности предметов и чувствования вдаль, за пределы длины руки. Их основное сходство – в двигательном поведении.

Вместе с тем, как показывает практика, часто родители незрячего ребенка, уделяя много внимания его интеллектуальному развитию, не заботятся о развитии его осязания. Многие взрослые, жалея малыша, не дают проявить ему самостоятельность в быту - кормят его, одевают, обувают. А ведь социально-бытовые навыки - хорошая основа для развития мелкой моторики. Действительно, застегивая пуговицы, застежку- «молнию», зашнуровывая ботинки, завязывая бантики, дети учатся совершать точные координированные движения. Все эти навыки очень пригодятся им при обучении в школе, ведь чтение и письмо по Брайлю (рельефно-точечным шрифтом) предполагает высокий уровень развития осязания и мелкой моторики.

Как же происходит осязательное обследование предметов:

1.      Приемы осязательного обследования

Обследование предмета или изображения проводится обеими руками (правая рука – поисковая, левая – контролирующая)

Обследование симметричных фигур или рисунков проводится обеими руками, начиная от верхней средней точки.

При обследовании асимметричных предметов или изображений левая рука фиксирует начало обследования предмета, правая обследует весь предмет, выделяя его части.

2.      Алгоритм изучения предмета

Первичное ознакомление. Выдели общую форму, величину предмета.

Выдели основные части предмета.

Опиши структуру поверхности основных частей, их форму, величину.

Что это за предмет? Расскажи о его назначении.

3.      Алгоритм изучения внешнего вида животных

Первичное ознакомление. Выдели общую форму, величину животного.

Выдели основные части его тела: голова, туловище, хвост, лапы, крылья.

Обследуй по плану: форма, величина, структура поверхности частей его тела.

Что это за животное? Составь рассказ о его внешних признаках. Где оно живет? Используется ли человеком?

4.      Алгоритм изучения внешнего вида растений

Первичное ознакомление. Выдели общую форму, величину растения.

Найди значимую часть растения (у цветка – соцветие, у дерева – листья, у овощей и фруктов – ту часть, которую употребляют в пищу). К какому классу относится это растение?

Выдели части растения: корень (у травянистых), стебель, листья, ветки, цветок, плоды, семена.

Обследуй и опиши основные части растения: структуру их поверхности, форму, величину, температуру, толщину и количество стеблей, веток.

Что это за растение? Опиши его внешний вид. Где оно растет? Применяется ли человеком? Для чего?

Прогулки.

Не держите своего ребенка запертым в четырех стенах. Наоборот, стремитесь к тому, чтобы он получил самые разнообразные впечатления, которые будут способствовать его развитию, овладел разнообразными необходимыми ему навыками. Гуляйте с ним, ходите в гости, выезжайте за город, водите ребенка в кино, театры, музеи. Всесторонне знакомьте его с тем миром, в котором живете сами и в котором предстоит жить ему.

    Прогулки с вашим ребенком могут быть разными: просто во дворе возле дома или прогулка в парк, или еще куда-нибудь. Однако не должно быть прогулок бесцельных. Пусть каждая прогулка будет для вашего ребенка маленьким уроком.

Куда бы вы ни пришли с ребенком, обязательно познакомьте его с этим местом, особенно, если это место для него новое. Дайте возможность ребенку все обследовать руками, до всего дотронуться. Если это игровая площадка, то обойдите ее всю, покажите границы площадки, все предметы, которые на ней находятся, и все препятствия. Ребенку необходимо получить достаточно полное представление обо всей площадке, а не только о том уголке, где вы предпочитаете с ним гулять. Помогите ему познакомиться и обследовать горку, качели, песочницу. Покажите ему, где пролегают дорожки, какие растут на площадке деревья, кусты. Если необходимо, то поднимите ребенка на руки, чтобы он смог дотянуться до верха обследуемых объектов.

К одному и тому же месту гуляния первое время, пока ваш ребенок не полностью изучил его, лучше возвращаться довольно часто, чтобы ребенок чувствовал себя все свободней и свободней. Это воспитывает в нем уверенность в себе.

В дошкольном возрасте главным и направлением деятельности ребенка является игровая, то есть, играя, ребенок познает мир.  Поэтому с первых дней жизни мы окружаем его игрушками, приобретаем игры.


В какие игры Вы можете поиграть с ребенком дома:

1. Тактильные дощечки

 Взять несколько дощечек и обшить их тканью с разной тактильной поверхностью. На каждый вид ткани по две дощечки. Можно просто давать ребёнку в руки и говорить какие они - мягкие, шершавые, гладкие и т.д.

 2. Розетка

Помните: «Всё, что может быть обследовано руками, надо давать слепому ребёнку для ознакомления».

Розетку прикрепить к картонке (дощечке), подобрать разные вилки, учить ребенка втыкать и вынимать вилки.

3.Коробочки.
Берёте спичечные коробки, обклеиваете их разными тканями и предлагаете ребёнку подобрать две одинаковые части коробочек, можно также прятать в них что-нибудь.

4. Мозаика БОЛЬШАЯ

Наклеиваем на фишки разный тактильный материал- разный для каждого цвета;

-просим сделать дорожку, как у мамы;

-поставить фишки в верхнем правом, левом углу по вертикали и горизонтали и т.д.

5. Нюхалки

Можно играть как в лото. То, что внутри и то что собственно и пахнет можно купить в магазине «Всё Для душа и для души». Упаковать в коробочки от Киндер-Сюрпризов

6. Тактильные Ладошки

 Игровое развивающее пособие состоит из 12 изображений ладошек, изготовленных из шести разных материалов (наждачной бумаги, пробкового материала, фольги гладкой и ребристой, сукна и пластика) различной фактуры (гладкие, колючие, рифленые, шершавые). При этом 6 “ладошек” помещены на фанерной панели по 3 в 2 ряда (размер панели 35х25х0,6), а 6 дублей тех же “ладошек” помещены на шести фанерных квадратах размером 11,5х11,5х0,6 каждый. Панель и квадраты помещены в деревянную коробку с крышкой – задвижкой.

7. Шершавый лабиринт

Тренирует чувствительность пальцев.

8. Книжка с тканью

Купите в магазине канцелярских товаров папку на кольцах (с арочным механизмом), соберите разные виды ткани и наклейте их на картон или просто прикрепите наподобие страничек в книжку.  Карточки можно вытащить и прикрепить обратно.

9. Домино.

 Взять обычное детское домино и вместо картинок наклеить самый разный тактильный материал (монеты, колючие части от липучек и т.д.) Каждой костяшки по две штуки. Тоже можно давать для осязания (только не маленьким детям -им лучше дощечки), потом искать одинаковые. Деткам постарше можно сделать домино, где на костяшках будут по два тактильных материала и тогда уже играть как в обычное домино.

10. Домино объёмное

Покупаете обычные фишки домино – деревянные детские и наклеиваете объёмные геометрические фигуры. Цвет можно обозначить разным на ощупь тактильным материалом.

11. Чудесный мешочек или коробочка.

 Сложить в коробку различные мелкие бытовые предметы и игрушки (шарик, кубик; ложка, чашка, блюдце из игрового набора и т.д.) Ребенок достает, обследует и называет.

12. Сортировка.

Дома можно раскладывать по коробочкам разные по фактуре или материалу, из которого сделаны, предметы:

-положи все деревянные игрушки в большую коробку, а металлические в маленькую

- положи все твердые в круглую баночку, мягкие на тарелочку.

Крупы: фасоль, горох

На улице сортировать различные камушки (большие и маленькие; круглые и овальные; гладкие и шершавые и т.д.)

                  Удачи Вам в развитии Ваших детей!!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей. Влияние тактильных ощущений на развитие речи.

Консультация предназначена для родителей и воспитателей...

Консультация для родителей «Развиваем речь ребёнка, играя дома»

Дорогие родители! Богатый словарный запас дошкольника, выразительная речь, речевая активность - это важные компоненты успешности ребёнка не только в дошкольном возрасте, но и в шко...

Консультация для родителей «Развиваем тактильные ощущения у детей»

А знаете ли Вы, какое огромное значение для развития ребенка имеют тактильные ощущения? Что развитие мелкой моторики пальцев рук —один из показателей интеллектуального развития ребѐнка? Прикосно...