Консультация для родителей младшей группы: «Игры дома и на даче».
консультация (младшая группа)

     Впереди лето – пора отпусков, детского отдыха. Родителям детей, имеющих речевые недостатки, и летом нельзя забывать о своих проблемах. Важно помнить, что сформированные в течение года навыки (выработанные артикуляционные уклады, поставленные звуки, выученные стихи, пальчиковые игры) за летний период могут, как укрепиться и войти в привычный стереотип, так и потеряться.

     Если ребенок лето проводит в непосредственной близости с родителями, владеющими приемами логопедического воздействия, то можно снизить интенсивность занятий, но не забывать о них совсем.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx27.75 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей младшей группы: «Игры дома  и на даче».

Уважаемые родители!!!

     Впереди лето – пора отпусков, детского отдыха. Родителям детей, имеющих речевые недостатки, и летом нельзя забывать о своих проблемах. Важно помнить, что сформированные в течение года навыки (выработанные артикуляционные уклады, поставленные звуки, выученные стихи, пальчиковые игры) за летний период могут, как укрепиться и войти в привычный стереотип, так и потеряться.

     Если ребенок лето проводит в непосредственной близости с родителями, владеющими приемами логопедического воздействия, то можно снизить интенсивность занятий, но не забывать о них совсем.

    Если ребенок уезжает на лето, например, к бабушке, то необходимо бабушку предупредить о ваших проблемах, предоставить материал по закреплению речевых навыков (домашние логопедические тетради, копии выученных стихов, пересказов и т.д.) и убедительно, доходчиво объяснить близким, как важны для ребенка эти упражнения и игры. Закрепление звуков в речи – это тренинг: чем больше количество повторений, тем быстрее и качественнее идет введение звуков в речь ребенка. Другими словами, формируется привычка правильного произношения, вытесняя привычку дефектного произношения.

       В логопедической практике много случаев, когда летний период «отбрасывает» положительные результаты коррекции на несколько шагов назад. После продолжительного отпуска часто ребенок приходит с прежними речевыми проблемами. За время отдыха он потерял сформированные навыки, недостаточно закрепленные. Логопеду и ребенку приходится начинать все сначала, а хотелось бы двигаться дальше!

 

Методические рекомендации родителям. Работа с детьми по предупреждению нарушения слоговой структуры слова.                                                          

           Нарушение речи у дошкольников являются очень распространенными и оказывают отрицательное влияние на психическое развитие ребенка, а в дальнейшем, на эффективность его обучения. У большинства из этих детей наряду с  нарушениями фонетико-фонематической  лексикой, грамматической стороны речи в той или иной степени присутствует искажение слоговой структуры слова. Своевременное  и целенаправленное устранение нарушений  речи детей способствует развитию мыслительной деятельности, усвоению дошкольной и  школьной программы, социальной адаптации  детей.

       В раннем возрасте нарушение слоговой структуры свойственно всем детям, но его не стоит оставлять без внимания, у детей с нормальным речевым развитием такое нарушение проходит с возрастом.

       Первые проявления подобного дефекта можно заметить в раннем возрасте (после3-х лет). По мере роста ребенка развитие его речи, нарушение слоговой структуры может стать менее заметным, но всегда обнаруживает себя, как только ребенок столкнется с новым и достаточно сложным словом. Дети сначала стараются сознательно избегать в спонтанной речи употребления труднопроизносимых для них слов. А если в дошкольном возрасте не было проведено коррекции данного вида речевого нарушения, то в школе, на почве нарушения языкового анализа и синтеза слов появляется нарушение письма ( т.е. дисграфия).

Виды нарушений могут быть следующими:

1.Нарушение количества слогов.

- сокращение (пропуски) слога – «моток-молоток»

- опускание слогообразующих гласных «пинино-пианино»

- увеличение числа слогов за счет вставки гласных в сочетания согласных «команата-комната»

2. Нарушение последовательности слогов в слове:

- перестановка слогов «деворе-дерево»

- перестановка звуков соседних слогов «гебемот-бегемот»

3. Искажение структуры отдельного слога:

- сокращение степени согласных «тул-стул»

- вставки согласных в слог «лимонт-лимон»

4 .Употребление слогов (косокосы-абрикосы)

5. Циклическое повторение, настойчивое воспроизведение слов (били, били, билитекарь, библиотекарь).

6. Замена предшествующих звуков последующими, (нананасы- ананасы)

7. Смешение элементов слов « в холодилтнице» (в холодильнике и хлебнице).

        Нарушение слоговой структуры слов сохраняется у детей с патологией речевого развития на протяжении многих лет, обнаруживается всякий раз, как только ребенок сталкивается с новой звуко-слоговой структурой слова. Все эти особенности формирования слоговой структуры слова мешают нормальному развитию устной речи (накоплению словаря, усвоению понятий) и затрудняют общение детей,  несомненно, препятствуют звуковому анализу и синтезу, следовательно, мешают обучению грамоте, а также вызывает проявление так называемых вторичных психических наслоений. Коррекционная работа по преодолению нарушения слоговой структуры слов складывается из развития речеслухового восприятия и речедвигательных навыков.

        В связи с этим необходимо  с раннего возраста развивать у ребёнка  умение слушать, чувствовать и воспроизводить  ритм. Это  способствует усвоению ритмической структуры слов родного языка и подготавливает к дальнейшему развитию речи.

 Помочь в этом могут следующие игры:

-  Для развития  слуховой памяти: «Где позвонили?» «Узнай музыкальный инструмент по звучанию» и другие варианты.

-  Слухового внимания: « Сколько раз ударили в барабан?», «Кто позвал».

- Работа над ритмом и темпом  (сначала над простым, затем над сложным). Детям предлагаются различные способы воспроизведения ритма: отхлопывание в ладоши, отстукивание мячом об пол, использование музыкальных ударных инструментов — барабана, бубна, металлофона.

«Веселые инструменты» Берется музыкальный инструмент и задается ритмический рисунок. Ребенку нужно воспроизвести услышанное с помощью хлопков или ударов ладонью по столу.

«Передай привет».  Хлопками по плечу передают заданное количество ударов в заданном взрослым темпе.

Упражнения на развитие координации рук: пальчиковые гимнастики (можно использовать книги: Т.Ю. Бардышева «Разговорчивые пальчики», «Забодаю, забодаю» и др.)

«Делай как я». (Воспроизведение серий движений руками - ногами).

«Движения животных». Ребенку нужно воспроизвести движения животного в заданном темпе в зависимости от его характера (мишка - вперевалку, медленно, зайчик – быстро с подскоками.)

Графические упражнения:

«Продолжи строчку», «Выложи орнамент», «Укрась тарелочку», «Что следующее», «Собери бусы».

- Артикуляционная гимнастика:

«Весёлый язычок» (например «Сказка о веселом язычке»)

Игры и упражнения, направленные на развитие умения выделять звука из слова:

«Паровозик» (выделять последний звук и подбирать следующее слово-вагончик, начинающееся на этот звук.)

«Подбери слово» (подбираем слова на заданный звук, слог.)

-  Игры, направленные на формирование чувства рифмы:

«Доскажи словечко» (отрывки из детских стихов)

«Подбери рифму» (ложка - кошка, танки - санки).

В эти игры вы можете играть с ребенком дома, в  гостях, по дороге в детский сад, транспорте.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей (младшая группа) "Игры интересные и полезные"

«Рука – это инструмент всех инструментов», сказал ещё Аристотель. «Рука-это своего рода внешний мозг», писал Кант. Жан – Жак Руссо в своём романе о воспитании «Эмиль» так написал о потребностях малень...

консультация для родителей младшей группы " Игры с пальчиками."

Помочь родителям консультацией, какую роль играют пальчиковые игры на развитие речи ребенка. Особенно тут уместен фольклорный жанр....

Консультация для родителей младшей группы «Играйте вместе с детьми»

Все родители знают, что дети очень любят играть, поощряют их самостоятельные игры, покупают все возможные  игрушки. Но не все при этом не задумываются, о значении детских игр. Считают , что дети ...

Консультация для родителей младшей группы "Играйте вместе с детьми!"

 Родители знают, что дети любят играть, поощряют их самостоятельные игры, покупают игрушки. Но не все при этом задумываются, каково воспитательное значение детских игр. Они считают, что иг...

Консультация для родителей младшей группы "Играем вместе с детьми"

Консультация для родителей младшей группы "Играем вместе с детьми"...