Консультация для родителей. Речевое развитие детей 5-6 лет.
консультация (старшая группа)

Коробченко Галина Григорьевна

Старший дошкольный возраст — важный этап подготовки ребенка 5-6 лет к школе. У родителей ещё есть время чтобы подтянуть речевые навыки ребёнка до совершенства. Ведь чем лучше развитие речи, тем проще первокласснику будет учиться, писать и читать, усваивать школьную программу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Речевое развитие детей 5-6 лет.19.46 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей.

Речевое развитие детей 5-6 лет.

Воспитатель Коробченко Г. Г.

Старший дошкольный возраст — важный этап подготовки ребенка 5-6 лет к школе. У родителей ещё есть время чтобы подтянуть речевые навыки ребёнка до совершенства. Ведь чем лучше развитие речи, тем проще первокласснику будет учиться, писать и читать, усваивать школьную программу.

                Характерные особенности развития речи детей 5 – 6 лет

Все компоненты речи в этом возрасте совершенствуются, ведь они необходимы для дальнейшего школьного обучения.

Фонетика: произношение звуков

Ребенок 5-6 лет готов выговаривать правильно все звуки. Но, некоторым детям все еще не даются шипящие и «р» (его заменяют на «л»). Причем изолированно они могут правильно произносить «р», а в словах — нет. Даже те элементы, которые они говорят всегда правильно, могут «хромать» в словах со сложной слоговой структурой.

Характерная особенность развития речи ребенка 5 -6 лет — он замечает, как говорят друзья и свои собственные ошибки, то есть появляется критичность.

Словарный запас дошкольников

Он насчитывает от 2500 до 3000 слов. Словарь дополняется обобщающими словами.

Еще одна особенность развития речи 5 – 6 лет— дети оперируют многими понятиями. Могут назвать природные явления, предметы быта, времена года, профессии, виды транспорта, животных (домашних-диких), птиц, фрукты-овощи. Причем они имеют представление о том, к примеру, как выращивают фрукты, овощи, какие изменения происходят при разных сезонах, о том, какие животные обитают в лесу, а какие на ферме. Ориентируются в пространстве, знают названия месяцев, дней недели, праздников, правила дорожного движения для пешеходов. Им нравится рассуждать о том, что они видят, о происходящем. Общение способствует развитию речи, и наоборот. Простые слова они говорят правильно, не меняют и не пропускают слоги. Но вот сложные или малознакомые слова могут искажать.

Грамматический строй речи:

В большинстве случаев дети говорят распространенными простыми предложениями, но появляются и сложные. Предложения становятся более оформленными грамматически — в них присутствуют основные части речи.

Появляются собирательные существительные (детвора, белье, листва), прилагательные, которые обозначают свойства и состояние вещей (обледенелый, застывший). Детям доступны абстрактные понятия (душевный, милый, добрый).

Выделяют такие особенности развития речи: ребята правильно применяют предлоги, спрягают существительные по падежам и числам, согласовывают существительные с числительными (три снегиря, пять шоколадок), образуют притяжательные прилагательные (мамин, медвежий, лисий).

Ребята могут неправильно употреблять существительные в именительном, родительном падежах во множественном числе (карандаш — много карандашов) и приставки с пространственным значением (подошел, зашел, вошел). Это считается нормой развития речи в этом возрасте.

Связная речь:

Дошкольники говорят вполне связно, последовательно и логично. Они могут составить рассказ по картинке или серии иллюстрацией, пересказать небольшую историю или сказку объемом 50 предложений. Могут вести монолог, оперируют фразами. У них достаточно сформированы речевые навыки, чтобы точно выражать свои мысли, желания, делиться впечатлениями.

В этом возрасте характерны следующие особенности:

  1. Словарный запас включает до 3000 слов, они запоминаются на лету;
  2. Дети выговаривают все звуки;
  3. Артикуляционный аппарат полностью сформирован;

4.  Умеют управлять своим голосом — тональностью, громкостью;

5.  Доступен простой звуковой анализ: могут найти звук в слове и   подобрать слова, которые начинаются на него;

6.  Оперируют обобщающими словами, разными категориями (посуда, транспорт, времена года, животный мир);

7. Развитие связной речи 5 – 6 лет.

Занимайтесь с ребенком. Разговаривайте много, ведите диалог, отвечайте на вопросы, читайте и обсуждайте книги, фильмы

Игры на развитие речи дома.

Предлагаем комплекс упражнений. Они проводятся в форме игры:

  1. Дни недели. Называем дни недели, хлопаем в ладоши — один хлопок на один слог. Потом взрослый просто хлопает, а ребята угадывают день недели;
  2. Слушаем слова. Взрослый выбирает тематику, например, «Ферма», и 3 слова на эту тему (корова, морковь, поле). Далее сочиняет историю с этими словами. Задача — каждый раз, когда взрослый говорит одно из трех слов, подпрыгивать;
  3. Рифмуем. Взрослый выбирает любое слово, придумывает рифмы к нему. Потом описывает его, не называя. К примеру, «велосипед» — «то, что посылают дедушке с бабушкой в письме» («привет»). Дошкольники должны угадать его;
  4. Если я… Взрослый придумывает фразы, которые начинаются на «Если я…», а дети должны их закончить. «Если я лягу спать в одежде», «Если я не съем кашу», «Если я вдруг стану большим»;
  5. Яблочная эстафета. Понадобятся яблоки и палочки (маленькие). Ребенок должен положить по одной палочке, называя слово: описывая яблоко: красное, наливное, круглое, спелое;
  6. Часть и целое. Для игры нужен мячик. Взрослый бросает его малышу, называет деталь какого-то предмета (крыло, экран, руль). Ребёнок должен сразу сказать, к какой вещи относится деталь и бросить мячик обратно;
  7. Договори слово. Понадобится мячик. Взрослый бросает его ребенку, говорит начальный слог любого слова. Задача ребёнка — договорить слово, кинув мячик обратно;
  8. Противоположности. Изучаем антонимы. Взрослый говорит слово (сладкий, большой), а ребёнок говорит обратное по значению (кислый, маленький). С мячом играть еще интереснее;
  9. Сто вопросов. Взрослый берёт несколько предметов, которые хорошо известны ребёнку. Например, книгу, вилку, банан, игрушку. Ещё понадобится 50 фишек. Игра заключается в том, что ребенок задаёт вопросы относительно каждой вещи. Они могут быть самыми невероятными. За каждый вопрос малыш получает фишку. Играть можно и одному, но в компании из нескольких человек интереснее;
  10.  Посчитай

Цель: упражнять в согласовании существительных с числительными 1-2-5. Ход игры: взрослый называет один предмет, дети отвечают, как будет звучать 1-2-5 предметов.

Один мяч, два мяча, пять мячей.

Одна кукла, две куклы, пять кукол.

Одно облако, два облака, пять облаков.

  1.  Объясните, почему…

Цель: научить правильно, строить предложения с причинно-следственной связью, развитие логического мышления.

Ход игры: взрослый объясняет, что дети должны будут закончить предложения, которые начнет говорить ведущий, используя слово «потому что». Можно подобрать несколько вариантов к одному началу предложения, главное, чтобы они все правильно отражали причину события, изложенного в первой части. За каждое правильно выполненное продолжение игроки получают фишку. Выигрывает тот, кто соберёт больше фишек.

В играх может принимать участие как один ребёнок, так и несколько его друзей (до 6-ти человек). Чем больше людей, тем веселее.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей: "Речевое развитие детей в общении со сверстниками".

В развитии речи детейведущая роль принадлежит взрослым: воспитателю в детском саду, родителям и близким - в семье...

Консультация для родителей "Речевое развитие детей 5 лет"

Консультация для родителей "Речевое развитие детей 5 лет"...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ ИГРУ» (Создание условий в семье для речевого развития ребёнка 3-4 лет)

Цель: привлечение родителей к вопросу и проблеме речевого развития детей 3-4-х лет в условиях семьи....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ ИГРУ» (Создание условий в семье для речевого развития ребёнка 3-4 лет)

Речь – это способность говорить, выражать словами свою мысль. Речь напрямую зависит от умственной деятельности: она определяется ею и вместе с тем является показателем уровня умственного развити...

Консультация для родителей «Речевое развитие детей 2–3 лет. Речевые игры с детьми»

Данна консультация направлена на просвещение родителей в вопросах норм речевого развития детей 2-3 лет. А также предлагаются речевые игры для дальнейшего развития...

Консультация для родителей «Речевое развитие детей 2–3 лет. Речевые игры с детьми»

Речь детей раннего возраста постоянно улучшается, ребенок каждый день учит новые слова, и как губка впитывает в себя их. Многие мамы двухлетних детей не понимают, что каждый ребенок индивидуален...

Консультация для родителей "Речевое развитие детей 2-3 лет. Речевые игры с детьми"

Консультация для родителей  "Речевое развитие детей 2-3 лет. Речевые игры с детьми"....