Ребёнок раннего возраста: рекомендации нейропсихолога
консультация (младшая группа)

Бутинова Марина Юрьевна

Советы родителям детей раннего возраста от нейропсихолога

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2023_sovety_neyropsihologa_dlya_detey_rannego_vozrasta.docx19.51 КБ

Предварительный просмотр:

Ребёнок раннего возраста: рекомендации нейропсихолога

Ко мне всё чаще приходят на консультации с детьми раннего возраста: самым маленьким клиентам от 9 месяцев (хотя формально я работаю с 2 лет). И это отлично! Ведь чем раньше начать, тем быстрее можно скомпенсировать возможные дефициты и задержки.

Конечно, все родители боятся аутизма. Поэтому самые распространенные жалобы: «не смотрит в глаза», «нет указательного жеста», «не понимает речь». По итогам консультаций в некоторых случаях у детей действительно наблюдается выраженный дефицит в коммуникативной сфере, но далеко не всегда это сразу аутизм. У большинства детей на минимальные неврологические нарушения накладывается еще и средовое воздействие, вследствие чего может происходить задержка речевого и психического развития. Проще говоря, условия жизни современной семьи не всегда способствуют здоровому развитию. И сейчас я это пишу не для того, чтобы обвинить. Большинство родительских ошибок я также совершила со своим ребенком.

Итак, пройдемся списком по самым очевидным и часто встречающимся ошибкам, которые имеют отношение к развитию всех сфер психики ребенка (а не только коммуникации и речи).

  • Нельзя. Слишком много игрушек вокруг ребенка. В результате от избытка стимулов ребенок не может сосредоточиться на конструктивной деятельности, исследовании свойств одного предмета. В результате происходит задержка развития регуляторной сферы, ребенок демонстрирует «полевое поведение».
  • Надо. Даем в доступе 1-2 игрушки. Остальные убраны в непрозрачные ящики/коробки. Убрали эти, потом достали новые. Постепенно можно увеличивать количество игрушек на открытых полках, чтобы ребенок мог сам выбирать. В процессе ребенок учится убирать игрушки за собой (видит пример, привыкает к нему).

 

  • Нельзя. Электронные игрушки: шумящие, светящиеся. Их количество свести к минимуму, не оставлять в открытом доступе. Четко следить за реакцией ребенка и тем, как они с ними играет (чтобы не было перевозбуждения). Это большая нагрузка на сенсорные системы.
  • Надо. Игрушки из природных материалов, а также дающие тактильную стимуляцию. Чистые природные цвета. Крупный рисунок по типу 1 деталь – 1 цвет (мелкий пестрый рисунок может «зашумлять» зрительное восприятие, не давать увидеть целостную картинку, выделить зрительные образы). Достаточно крупные детали (в том числе у конструкторов). Утяжеленные игрушки (мячик – из толстой резины, например, кубики из дерева). Музыкальные игрушки (не электронные, а, например, бубен, маракасы, браслеты с колокольчиками итд). Обязательно кукла (даже у мальчиков, но не барби, а обычный пупс).
  • Нельзя. Пренебрегать двигательным развитием в первый год жизни. Не пускать на пол. Очень часто ко мне приходят родители с информацией «все было по норме», а по факту оказывается, что совсем не по норме, хотя формальные сроки «сел-пошел» примерно соответствуют интернету.
  • Надо. В норме ребенок должен ползать (сначала по-пластунски, потом на четвереньках). «Сразу стал и пошел в 7-9 месяцев» – это не ок. С 5 месяцев ребенок должен много времени проводить на полу. Не держите в колясках-кроватках. Стимулируйте нахождение в позе «на боку» примерно с 2.5-3 месяцев. В том числе держите на руках в этой позиции. Из этой позы ребенок учится перевороту и затем выходу в позу для ползания. Родителям младенцев: почитайте книжку Галины Лупандиной-Болотовой «Сидеть-ползать-ходить» и обязательно подпишитесь на аккаунт @samsmogu Анны Серенко.
  • Нельзя. Избегать горшка или зацикливаться на нем. Давить на ребенка с темой горшка.
  • Надо. С года-полутора иногда показывать, как вы ходите в туалет (пусть это вас не шокирует, но человек существо социальное, так происходит научение). Играть в то, как куколка/мишка писают и какают на игрушечный горшок. Сказки, где упоминается горшок и соответствующие дела как бы между делом. Пусть детский горшок будет в открытом доступе у ребенка (а не только в туалете за закрытой дверью). Давать ребенку быть без подгузника дома, чтобы почувствовал ощущения от тела, когда описался, обкакался. Комментировать нейтрально (не ругать!!!) эти события: «ты пописал», «ты покакал», чтобы формировалось понимание данных актов, связь позывов в теле и результата.
  • Нельзя. Гаджеты до 2 лет. Панический страх гаджетов.
  • Надо. Для детей раннего возраста гаджеты не полезны. Но и совсем их демонизировать не стоит. Важно понимать, что гаджет не должен быть заменой взаимодействия с родителями и обычной игры. Гаджет сам по себе вреда не приносит, это как автомобиль, в обращении с которым важно знать правила безопасности. Если водить неаккуратно, не соблюдать правила – попадете в аварию. Но виноват не автомобиль, а водитель.
  • Нельзя. Телевизор и музыка постоянно фоном в квартире.
  • Надо. Тишина на фоне, четкая речь родителя. Короткие фразы, доступные пониманию на уровне ребенка. Интонирование речи для привлечения внимания ребенка. Чистые понятные звуки (пение птиц, можно приятную музыку – классика, детские песенки — но не постоянно фоном, а как «пища» для сенсорной сферы). Игры с музыкальными инструментами (см. книгу «300 игр на развитие слухового внимания» Елены Молчановой и подобные). Короткие ритмичные песенки и стишки («Сорока-ворона» итд). Игры в «ладушки» — также с ритмом. Рассматривание книжек типа «Картинка и под ней короткий комментарий или стишок», который читает родитель, показывая пальцем на картинку.
  • Нельзя. Учить буквы до 5 лет.
  • Надо. Готовим «базу» для чтения и письма. Для этого нужно сформировать крупную и мелкую моторику, зрительное и слуховое восприятие, произвольное внимание и достаточный уровень осведомленности об окружающем мире. В свою очередь, для этого давать «пищу» всем сенсорным системам ребенка. Обязательно формировать слуховое внимание и читать ребенку вслух (многие дети не слушают, когда им читают, потому что слуховое внимание недостаточное). Наблюдать за природой, обсуждать увиденное. Учиться мыслить и рассуждать, а не заучивать.
  • Нельзя. Развивать мелкую моторику без учета крупной. При этом постоянная беготня и залезание на шкафы не считается развитой крупной моторикой.
  • Надо. Давать ребенку возможность насытиться ощущениями от своего тела. Особенно от проприоцептивной (это информация от мышц, суставов и сухожилий) и вестибулярной систем. Играть в мяч с самого раннего возраста (сначала катаем, потом учим кидать; чем младше ребенок – тем больше мяч, и он должен быть достаточно тяжелым). Учим играть в двигательные игры: замри-отомри, «море волнуется раз», «классики» (это уже для деток постарше). Используем ортопедические коврики. Беговел. Игры по типу «сосиска в тесте» (заворачиваем ребенка в одеяло, коврик и продавливаем, тискаем, катаем). Игры в «лошадку» (катаем ребенка на спине, плечах).
  • Нельзя. Куча кружков и секций. Я вижу, что многие уже с 2 лет начинают водить на кружки.
  • Надо. Важно выстраивать родительскую коммуникацию с ребенком. Как правило, тревога, что без доп. занятий ребенок якобы не разовьется, находится в голове у мамы. Часто родители не знают, как им общаться с собственным ребенком. Как играть. Поэтому происходит замещение кружками. В результате «убивается» собственная мотивация к познанию, природное любопытство ребенка. Я не против кружков после 4 лет, здесь как с гаджетами (см. пример с автомобилями выше).
  • Нельзя. Отсутствие коммуникативных игр и телесного взаимодействия.
  • Надо. Играть в «ку-ку» практически с рождения. Эмоционально и мимически включаться в игру на раннем этапе, стимулируя включение малыша в коммуникацию. Играть в фольклорные игры по типу «по кочкам-по кочкам, по ровненькой дорожке», «ладушки», «сорока-ворона» и другие. Носить на руках, обнимать, тискать, делать массажики. Избегать физических наказаний. Отлучать от груди не по календарю, а по готовности ребенка (это стресс, и важно, чтобы ребенок имел ресурс для этого), но и не тянуть, если ребенок готов (обычно отлучение происходит между 1 и 2 годами). Профилактировать материнскую депрессию и выгорание (они имеют прямое отношение к нарушениям развития у детей).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей.Рекомендации для родителей по сенсорному воспитанию ребёнка раннего возраста в семье

Консультация для родителей.Рекомендации  по сенсорному воспитанию ребёнка раннего возраста в семье....

Буклет. Психологические особенности развития ребёнка раннего возраста. Безопасность ребёнка раннего возраста.

Буклет. Психологические особенности развития ребёнка раннего возраста. Безопасность ребёнка раннего возраста. Информация для родителей....

Консультация для воспитателей групп раннего возраста на тему: «Игрушка как средство общения и психического развития ребёнка раннего возраста»

Игрушка является главной частью окружающей действительности, когда у малыша ещё не достаточно развита речь, он пользуется взглядом, мимикой, жестом указывая на заинтересовавшую его игрушку. Во взгляде...

Консультации для родителей "Развитие ребёнка раннего возраста и рекомендации родителям2

Развитие ребёнка раннего возраста и рекомендации родителям "Третий год жизни"...

Закаливание детей раннего возраста. Рекомендация для родителей по закаливанию детей раннего дошкольного возраста

Цель: Повышение компетентности родителей в вопросах укрепления здоровья детей раннего возраста.Задачи: Познакомить родителей с комплексом мероприятий по закаливанию детей раннего возраста.По...

Закаливание детей раннего возраста. Рекомендация для родителей по закаливанию детей раннего дошкольного возраста

Рекомекндации родителям по закаливанию детей раннего дошкольного возраста...

Рекомендации логопеда родителям «Ребёнок раннего возраста»

laquo;Расскажи – и я забуду.Покажи – и я запомню.Сделай со мной – и я научусь». Ваши дети находятся на этапе активного исследования окружающего мира. Развитие речи станов...