Рекомендации для родителей "Развитие эмоционального интеллекта дошкольников"
консультация (старшая группа)

Аникина Елена Викторовна

Пока ребенок мал, взрослые порой не задумываются, что станет в его жизни главным, вырастет ли он целеустремленным, общительным, добрым и терпимым к другим людям. Но сложный процесс формирования личности нельзя предоставлять воле случая. Надо помочь ребенку усвоить нормы нравственного поведения, научить достойно выходить из конфликтных ситуаций, помочь обрести уверенность в себе, потому что из всего этого формируется эмоциональное благополучие ребенка, которое во многом зависит от отношений с окружающими людьми. Основы таких взаимоотношений закладываются в детском возрасте: если ребенок не научится общаться со сверстниками в детстве, вряд ли это удастся ему в зрелом возрасте.

Эмоционально-положительное, содержательное отношение с окружающими людьми является важнейшим условием полноценного развития ребенка!!!

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рекомендации для родителей по развитию эмоционального интеллекта дошкольников:

Эмоциональный Интеллект– это способность распознавать свои чувства и эмоции и управлять ими, а также понимать чувства других людей. Чем лучше у человека он развит, тем более осознанно он строит свою жизнь и отношения с другими людьми.

Если ваш ребенок ещё не знает, как называются его чувства и часто не может понять и рассказать, что с ним происходит – помогите ему в этом, научите понимать и рассказывать о своих эмоциях и чувствах.

Формируйте у ребёнка словарик эмоций, чтобы он мог сказать:

– Я так рад!

– Я злюсь!

– Я боюсь.

– Мне одиноко.

– Я грущу.

– Я беспокоюсь.

– Я скучаю.

– Я волнуюсь и т. д.

Разрешайте ребёнку испытывать эмоции

Не запрещайте ребёнку испытывать любые его эмоции. Ведь запрещая, мы учим ребёнка их подавлять. Но при этом они никуда не денутся, а будут создавать в нём тревогу, напряжение и агрессию.

Помните, что нет плохих и хороших эмоций. Есть приятные и неприятные. И каждая эмоция может быть в отдельном конкретном случае полезна.

Расскажите и покажите ребёнку, что он может выражать эмоции разными способами:

Сказать вам про них: «Мне грустно»«мне смешно» 

Нарисовать их.

Слепить из пластилина или из песка.

Через физические действия: попрыгать, побегать, потанцевать.

Написать о том, что он чувствует.

Рассказать через игру.

Назовите чувства ребёнка, которые он сейчас переживает:

– Ты очень скучаешь по папе.

– Понимаю, тебе это обидно.

– Я вижу, как тебе приятно.

– Я понимаю, тебе сейчас грустно.

– Похоже, ты очень разозлился.

Будьте примером для ребёнка – говорите ему о том, что чувствуете. Рассказывайте ему о своих эмоциях и чувствах. Ведь дети смотрят на нас и учатся.

Принимайте чувства ребёнка, сочувствуйте и поддерживайте его. Объясняйте и предлагайте варианты решения возникшей ситуации:

– Извини меня, я не хотела тебя обидеть, давай обнимемся.

– Давай подумаем, что можно сделать.

– Понимаю, как тебе обидно.

– Папа очень любит тебя и не даёт тебе (сладкое, игрушку и т. д., т. к. это вредно для тебя.

– Предложи мальчику поменяться.

– Я вижу, ты хочешь побыть одна. Приходи, когда будешь готова снова играть вместе.

– Мне тоже было бы обидно, Я ТЕБЯ ПОНИМАЮ.

Вариантов таких поддерживающих фраз бесконечное множество, но главное в них – это сочувствие, принятие, поддержка и УВАЖЕНИЕ к чувствам ребёнка.

И это совсем не значит, что вы должны во всём ему уступать и идти «на поводу». Вы можете придерживаться своей линии поведения, и при этом принимать чувства ребёнка и помогать ему их проживать.

Примеры диалогов с ребёнком

Диалоги, приведённые ниже, создают безопасное пространство, в котором ваш ребёнок научится лучше понимать себя и других, а также будет чувствовать вашу поддержку и принятие.

Давайте разберём конкретные ситуации.

Пример 1. Вы видите, что ребёнок обижается

Вместо таких обидных фраз, как: «перестань обижаться»«на обиженных воду возят»«да ладно, ерунда какая»«я тоже на тебя обижусь» и т. д., ОЗВУЧЬТЕ чувство ребёнка: «Я вижу, что ты обиделся на меня (папу, бабушку, мальчика)».

Далее, объясните ребёнку, ПОЧЕМУ он это чувствует:

– Потому что я так строго тебе сказала и стало неприятно;

– Потому что папа не дал тебе, чего ты хотел;

– Бабушка пошутила над тобой и тебе это не понравилось;

– Мальчик не дал тебе игрушку и т. д…

Научите ребёнка тому, как он может сказать о переживании своими словами: «Ты можешь сказать: «Я обиделся на тебя» и тогда мне будет понятно, что с тобой.»

Пример 2. Вы видите, что ребёнок злится

Вместо: «хватит злиться»«злиться нельзя»«фу какая ты некрасивая, когда злишься»«хорошие девочки не злятся»«злюка»«иди злиться в свою комнату» и т. д., скажите:

– Я вижу, ты сердишься на сестру, потому что она сломала твой домик. Конечно, это неприятно, когда то, что ты строишь, ломают. Ты можешь сказать сестре: «Я злюсь на тебя, так делать нельзя!». Давай подумаем, как это можно исправить.

Пример 3. Вы видите, что ребёнок капризничает

Вместо: «хватит ныть»«рот закрой»«надоела уже»«ну что тебе еще нужно»«я тоже устала»«прекрати сейчас же», скажите:

– Я вижу, что тебя что-то беспокоит. Возможно, ты устал или не выспался, или голодный? А может быть, тебе хочется моего внимания? Ты можешь сказать: «Мама, мне грустно, обними меня, я хочу твоего внимания». Иди ко мне.

– Я понимаю, ты расстроился, потому что не хотел уходить с площадки. Давай мы вечером снова придем сюда. А сейчас, по дороге домой поиграем в игру «кто больше увидит красных машин».

Пример 4. Вы видите, что ребёнок боится или волнуется

Вместо: «трусишка»«это совсем не страшно»«не придумывай всякую ерунду», скажите:

– Я вижу, ты немного боишься, потому что в комнате темно. Расскажи мне, что тебя беспокоит (слушаете). Давай подумаем, что можно сделать. Оставить тебе ночничок и открытую дверь в комнате? Я могу с тобой посидеть.

– Я вижу, что ты волнуешься, потому что никогда здесь раньше не был. Все будет хорошо. Давай я тебе сейчас подробно расскажу, что будет происходить и тебе это поможет.

Уважаемые родители поделитесь в комментариях:

- Какая идея вам понравилось больше всего?

- Что из этого списка вы бы хотели сделать в самое ближайшее время с ребенком?

Благодарим за внимание и сотрудничество! 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование эмоционального интеллекта дошкольника

Эссе о формировании эмоционального интеллекта дошкольника...

Развитие эмоционального интеллекта дошкольников

Эмоциональная сфера играет важную роль в жизни детей, помогая им полнее и глубже воспринимать действительность, реагировать на нее. В старшем дошкольном возрасте складываются основные психические ново...

Презентация опыта работы по теме: " Условия для развития социального и эмоционального интеллекта дошкольников"

Социально-эмоциональное развитие – это целенаправленное развитие у ребенка осознанного эмоционально - положительного отношения к себе, другим людям, окружающему миру, умение ...

КОНСУЛЬТАЦИЯ «Эмоциональный интеллект дошкольника».

Эмоциональный интеллект - важное понятие в дошкольной педагогике и психологии. ФГОС ДО1 определяет развитие эмоционального интеллек­та как составляющую социально-коммуникативно­го развития.Впе...

Методические рекомендации по развитию эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста

В методических рекомендациях представлены теоретические основы и предложены практические рекомендации по развитию эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста.  Также, в качестве пример...

Методические рекомендации для педагога "Эмоциональный интеллект"

[[{"type":"media","view_mode":"media_original","fid":"26978100","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"180","width":"600"}}]]...

Рекомендации по развитию эмоционального интеллекта.

Все перечисленные упражнения помогут вашему ребенку познакомиться с многообразием человеческих эмоций, разобраться в своих чувствах и лучше понять поведение окружающих.Вы можете выбрать несколько упра...