Профилактика дорожно-транспортного травматизма (из опыта работы воспитателя подготовительной группы)
статья (подготовительная группа)

Филонова Людмила Владимировна

Одной  из  важных  проблем  в  обеспечении  безопасности  дорожного движения  является  профилактика  детского  дорожно-транспортного травматизма 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Профилактика дорожно-транспортного травматизма (из опыта работы воспитателя подготовительной группы)

Филонова Людмила Владимировна,

 воспитатель ГБДОУ детский сад №82

Фрунзенского района Санкт-Петербурга

 

С каждым годом интенсивность движения транспорта на дорогах г. Санкт-Петербурга возрастает, а вместе с этим увеличивается и количество дорожно-транспортных происшествий, причиной которых чаще всего являются дети. Приводит к этому, как правило, незнание ПДД, пренебрежение ими, отсутствие навыков поведения на дороге, а также безучастное отношение взрослых к поведению детей на дороге. Вот почему уже в дошкольном возрасте необходимо учить детей ориентироваться в дорожной обстановке. Это тем более важно знать будущему первокласснику, так как ему придется ежедневно преодолевать небезопасный путь от дома в школу и обратно. В связи с чем, считаю данную проблему наиболее актуальной на сегодняшний день.

Правила  дорожного  движения  едины  для  детей  и  взрослых.  К сожалению, они написаны "взрослым" языком без всякого расчета на детей. Только нашими совместными усилиями, используя знания педагогов и родителей, их терпение и такт, можно научить детей навыкам безопасного общения со сложным миром перехода улиц и дорог. Известно, что привычки, заложенные в детстве, остаются на всю жизнь. Вот почему с самого раннего возраста  необходимо  учить  детей  правилам  дорожного  движения.  В  этом должны принимать участие родители, педагоги, а также окружающие люди.

Одной  из  важных  проблем  в  обеспечении  безопасности  дорожного движения  является  профилактика  детского  дорожно-транспортного травматизма . Поэтому главная задача взрослых - доступно разъяснить правила  ребенку,  а  при  выборе  формы  обучения  донести  до  детей  смысл, опасность несоблюдения правил, при этом, не исказив их содержания. Детей необходимо  обучать  не  только  правилам  дорожного  движения,  но  и безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте. С правилами дорожного движения знакомим детей систематически и последовательно, усложняя программные требования от одной возрастной группы к другой. Уже с младшего дошкольного возраста наши дети получают первые сведения о правилах дорожного движения и поведения на улице. В  системе  используются  целевые  прогулки,  на  которых изучают  различные  ситуации  на  улице  и  во  дворе,  педагоги  знакомят детей с понятиями: улица, дорога, тротуар, со значением сигналов светофора. На прогулках дети наблюдают за движением транспорта, пешеходов, учатся различать автомобили. При знакомстве детей с разными видами транспортных средств дети изучают новые  слова  по  дорожной  тематике:  руль,  фары,  кабина,  салон,  колесо автомобиля,  показывают  действия,  выражаемые  глаголами:  поехал, остановился, едет  прямо,  тормозит и  т. д., а  также  знакомятся с  правилами поведения в общественном транспорте, впоследствии закрепляя полученные знания на практике.

В подготовительной к школе группе разрозненные сведения о правилах дорожного движения связываются в последовательную и стройную систему представлений. В  играх  они  самостоятельно  отрабатывают  навыки  правильных действий  при  переходе  проезжей  части  со  взрослыми,  понимание пространственной терминологии  (левая — правая сторона, впереди - сзади, навстречу, напротив и другие). Наши дети четко знают и практически используют имеющиеся знания правил дорожного движения на улице, различают дорожные знаки, рассуждают о работе сотрудников ГИБДД, четко знают дорогу от дома до детского сада и обратно и многое другое. В работе с детьми по обучению ПДД мы используем следующие формы взаимодействия: целевые прогулки к светофору, перекрестку и остановке, наблюдения за транспортом и пешеходами, беседы по ПДД, ежедневные минутки безопасности, рассматривание иллюстраций и картин, чтение произведений и заучивание стихотворений по ПДД, использование различных дидактических (настольных, словесных и других) игр, организация сюжетно-ролевые игр с использованием множества атрибутов и предметов-заместителей, проведение подвижных игр по ПДД, игр-тренингов, проведение игровых занятий и вечеров-развлечений, соревнований, викторин, конкурсов и выставок рисунков.

Организуя занятия и беседы, мы исходим из того, что в дошкольном возрасте дети лучше воспринимают материал, преподнесенный в форме игры при активном участии самого ребенка, что помогает детям научиться правильно вести себя в окружающей дорожной обстановке. Так, например, в течение года дети знакомятся с библиотечкой художественной детской литературы по обучению ПДД: Серяков И. «Улица, где все спешат», Михалков С. «Моя улица», «Велосипедист», «Шагая осторожно», Маршак С. «Милиционер», «Мяч» и другие.

Но не стоит забывать и о влиянии правильной организации ППРС с учетом новых требований ФГОС - в группе оформлен содержательный, красочный и мобильный центр «Островок безопасности», где размещается весь материал для индивидуальной, совместной работы с детьми и самостоятельной деятельности ребенка по обучению основам безопасного поведения. Здесь собран наглядный и игровой материал по правилам дорожного движения. Материал пополняется и обновляется в течение всего учебного года. Для наглядности обучения ПДД мы изготовили макеты улиц с перекрестками, дорожными знаками, светофорами, что позволяет, например, моделировать и разрешать проблемные ситуации на дороге. В своей работе широко используем готовый учебно-методический материал: «Методические рекомендации по обучению детей дошкольного возраста правилам дорожного движения», «Дошкольникам о правилах дорожного движения», «Безопасность на улицах и дорогах» и другое. А также создаем копилку собственных методических разработок - это и картотеки разнообразных игр по ПДД, конспекты занятий, бесед, досугов и развлечений, цикл наблюдений по ПДД и целевых прогулок, наглядно-просветительский материал (памятки, буклеты и т. д.) и другое.

Активизируем работу по пропаганде ПДД и безопасного образа жизни среди родителей через разнообразные формы: анкетирование, наглядная информация на стендах в виде памяток, буклетов, листовок, консультаций и рекомендаций, папки-передвижки, встречи-беседы, устные журналы, проведение совместных с детьми игровых занятий и развлечений, родительских собраний, круглый стол по ПДД, участие в конкурсах рисунков, маршрутные листы следования ребенка от дома до ДОУ и братно.

Одно из основных направлений в работе по профилактике дорожно-транспортного травматизма – это сотрудничество с семьями наших воспитанников. Мы стараемся строить контакт так, чтобы родители из пассивных слушателей становились активно действующими участниками процесса усвоение и закрепления ПДД их детьми, знакомим их с программными требованиями, привлекаем к изготовлению материала для проведения занятий, игр, выполнению различных заданий с детьми. В информационных стендах для родителей систематически появляется информация, которая знакомит родителей с методами формирования дорожной культуры у детей, сознательного выполнения правил дорожного движения самими взрослыми. Рекомендованный материал вызывает большой интерес и отклик у родителей.

Взаимодействие с социумом также имеет немаловажное значение в привитии ребенку навыков безопасного поведения на дороге. С этой целью мы проводим: акции по ПДД с распространением агитационных листовок среди автомобилистов, экскурсии по городу и в близлежащие школы, беседы и досуговые мероприятия с сотрудниками ГИБДД, посещение тематических мероприятий в центральной библиотеке и многое другое. Конкурсы, викторины и развлечения по ПДД, которые для наших детей организуют работники центральной библиотеки также дают положительный результат в усвоении детьми знаний по правилам дорожного движения.

Все это позволяет комплексно решать задачи обучения детей безопасному поведению в дорожной среде, учитывая возрастные особенности детей уровень их психического и физического развития, воспитывать дисциплинированность и сознательное выполнение правил дорожного движения, культуру поведения в дорожно-транспортной среде.

Осуществляя работу по ознакомлению детей с правилами дорожного движения, мы уверены, что знания и навыки передвижения по улице обеспечивают самостоятельность и должную культуру поведения наших выпускников, и послужат им прочным фундаментом для подготовки к обучению в школе.

Литература

1.  Авдеева  Н.Н.,  Князева  О.Л.,  Стеркина  Р.Б.  Безопасность:  Учебное пособие  по  основам  безопасности  жизнедеятельности  детей  старшего дошкольного возраста. – М.: ООО «Издательство АСТ - ЛТД», 1998.

2.   Авдеева Н.Н.,  Князева  О.Л.,  Стеркина  Р.Б.  Безопасность  на  улицах  и дорогах:  Методическое  пособие  для  работы  с  детьми  дошкольного возраста. – М.: ООО «Издательство АСТ - ЛТД», 1997.

3.  Белая К.Ю., Зимонина В.Н.  Как обеспечить безопасность дошкольников. – М.: МИПКРО, 1998.

4.  Бондаренко  А.К.  Дидактические  игры  в  детском  саду.  –  М.: Просвещение,1991.

5.  «Добрая Дорога Детства» (ДДД). Детское приложение к всероссийскому ежемесячнику «STOP – газета». М. ООО «Стоп - газета – безопасность на дорогах», 2010 – 2013.

6.  Методические  рекомендации:  формирование  у  детей  и  подростков навыков безопасного поведения на улицах и дорогах. - М.: Издательский Дом Третий Рим, 2007.

7.  Нам  на  улице  не  страшно  (воспитание  у  детей  в  детском  саду  и  семье навыков  дисциплинированного  пешехода).  Сборник  методических рекомендаций  для  работников  детских  учреждений  и  родителей.  Под ред. Е.П. Арнаутовой. – М.: «АВИКО ПРЕСС», 2000.

8.  Степаненкова  Э.Я.  Дошкольникам  - о  правилах  дорожного  движения.  - М.: Просвещение, 1978.

 9.  Степаненкова Э.Я., Филенко М.Ф. Дошкольникам о правилах дорожного движения.  Пособие  для  воспитателя  детского  сада.  - М.:  Просвещение,1979.

10. Сыч В.Д. Методические указания к плакатам по изучению в детском саду правил дорожного движения. – М.: Просвещение, 1980.

11. Скоролупова  О.А. Занятия с  детьми старшего дошкольного возраста  по теме «Правила и безопасность дорожного движения». – М.: Издательство Скрипторий 2003», 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья. Организация групповой работы дошкольников в ходе выполнения проекта в детском саду (из опыта работы воспитателя подготовительной группы).

Организация групповой работы дошкольников в ходе выполнения проекта в детском саду (из опыта работы воспитателя подготовительной группы). Проект "Путешествие с волшебным треугольником.Приоритетно...

Статья "Здоровьеформирующие и здоровьесберегающие технологии в работе с дошкольниками (из опыта работы воспитателя подготовительной группы)"

Статья Здоровьеформирующие и здоровьесберегающие технологии в работе с дошкольниками (из опыта работы воспитателя подготовительной группы)...

Методическая разработка статьи "Работа дошкольников в малых группах: методика организации и проведения" из опыта работы воспитателя подготовительной группы.

В статье представлен личный опыт воспитателя подготовительной группы при организации работы дошкольников в малых группах....

«Здоровьеформируюшие и здоровьесберегающие технологии в работе с дошкольниками (из опыта работы воспитателя подготовительной группы)»

Здравствуйте, уважаемые коллеги!Данная статья отражает не сколько методы и техники физического развития детей, сколько самих воспитателей и их возможностей передать личный опыт и быть личным примером ...

Работа дошкольников в малых группах: методика организации и проведения (из опыта работы воспитателя подготовительной группы).

Борисова Светлана ЛеонидовнаВоспитательГБДОУ детский сад №9 комбинированного видаПушкинского района Санкт-Петербурга  Работа дошкольников в малых группах: методика организации и проведения...

Работа дошкольников в малых группах из опыта работы воспитателя подготовительной группы.

Работа дошкольников в малых группах из опыта работы воспитателя подготовительной группы.В играх дети спонтанно объединяются в группы. Общение в таких группах имеет неформальный характер. Дети связаны ...

Работа дошкольников в малых группах: методика организации и проведения (из опыта работы воспитателя подготовительной группы).

Данный методический материал представляет собой руководство для воспитателей, работающих с дошкольниками в малых группах. В нем представлена методика организации и проведения занятий, основанная на оп...