Конспект родительского собрания с элементами тренинга "Эйдетика -память без границ"
методическая разработка

Батазова Лариса Анатольевна

На собрании мы решили познакомить родителей с игровой методикой – эйдетикой; повысить родительскую компетентность в вопросах развития интеллектуальных способностей ребенка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_rod.sobr_._eydetika_-pamyat_bez_granits.docx30.12 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка – детский сад №15 «Парус».

Родительское собрание с элементами тренинга в подготовительной группе на тему

 «Эйдетика – память без границ».

Авторы : воспитатель Батазова Л.А

воспитатель Щербакова О.С

                                                 

                                                  г. Новоалтайск

2020г.

Родительское собрание с элементами тренинга в подготовительной группе на тему

 «Эйдетика – память без границ».

Цель: познакомить родителей с игровой методикой – эйдетикой; повысить родительскую компетентность в вопросах развития интеллектуальных способностей ребенка.

Задачи:

- познакомить родителей с приемами эйдетики и играми, с помощью которых в условиях семьи можно легко развивать образное и ассоциативное мышление, память и воображение без особых усилий;

- упражнять  родителей в умении самостоятельно подбирать игры и упражнения для развития интеллектуальных способностей детей;

- дать практические рекомендации о создании положительного благоприятного климата, обеспечивающего сближение и взаимопонимание детей и взрослых.

Форма проведения: традиционное  родительское собрание с элементами тренинга.

Участники: воспитатели и родители подготовительной группы «Ручеек».

Оборудование:  мультимедийный проектор, презентация, клубок ниток, 10карточек с картинками для игры «Образные крючки», ручки, листы, буклеты.

План.

1. Вступительное слово.

2. Основная часть. Знакомство с Эйдетикой и ее приемами.

3. Заключение.

1. Вступительное слово.

Добрый вечер, уважаемые родители!

Мы рады приветствовать вас на нашем родительском собрании.

Всем известна крылатая фраза «Кто владеет информацией – тот правит миром».

И действительно, внушительный багаж знаний позволяет нам решать задачи любой степени сложности. Ведь человек с хорошим интеллектом – это гарантия высокого качества жизни. Поэтому умственные способности следует развивать с самого раннего возраста.

Интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста обеспечивает способность ребенка в дальнейшем успешно обучаться, быстро и без особых усилий схватывать полученную информацию и запоминать любой материал.

Все дети  воспринимают и запоминают информацию через мир образов. Память эффективнее удерживает  и сохраняет ту информацию, которая яркая, необычная, нестандартная. Чем  больше ребенок фантазирует, придумывает, тем больше он  создает образов, в процессе чего память ребенка улучшается.

2. Основная часть.

(слайд №1)

Именно поэтому мы хотим вас сегодня познакомить с интересной игровой методикой , которая называется Эйдетика.

Вспомните, пожалуйста, когда вы последний раз фантазировали,  придумывали, креативили? 

А когда играли и вовлекали в процесс запоминания свою память?.......(ответы родителей)

Предлагаем вам небольшой тест – разминку на проверку вашей памяти.

Игра называется «Образные крючки» - это основа основ эйдетики.

Ваша задача запомнить 10 слов  с помощью «эйдосов» - образов, которыми будут являться картинки.  (показ 10 картинок)

Итак, мы запомнили с вами 10 слов, а теперь давайте попробуем их припомнить. Я показываю вам картинку, а вы мне называете быстро слово. (показ тех же 10 картинок).

Молодцы! И перепутать ничего нельзя, потому что каждая картинка – это образный крючок.

(слайд №2)

Так что же такое Эйдетика?

Эйдетика (от греческого «эйдос» – образ) – это уникальная игровая методика развития образного мышления, которая позволяет воспринимать большие объёмы информации с эффективным запоминанием.

Эйдетика  для детей предлагает простые и интересные методики развития памяти, которые эффективны и не дают скучать даже самым непоседливым детям.

(слайд №3)

Немного истории.

Термину  “эйдетика” уже более 100 лет. Впервые он был введен в науку сербским ученым Виктором Урбанчичем в 1907 г .

 Затем методика разрабатывалась на протяжении 20-40 годов в Германии немецким ученым Эриком Йеншем и его единомышленниками.

В России изучением эйдетики занимались отечественные ученые-психологи – Павел Петрович Блонский,  Лев Семенович Выготский и Александр Романович Лурия.

В 1989 г. в России открывается первая школа эйдетики для детей и взрослых. Ее основатель – Матюгин Игорь Юрьевич.

Здесь учатся работать с информацией, запоминать по специальной методике большие объемы текста, развивают память, образное мышление и воображение.

Эйдетика – это не только развитие внимания, воображения, памяти, различных видов мышления, но и способ подачи учебного материала. Она привлекает все анализаторы ребенка: позволяет не только увидеть, но и потрогать, услышать, попробовать, понюхать; подает новое через хорошо знакомые детям образы. 

(слайд №4)

Ведь метод эйдетики построен на простых принципах:

  •  Воображение +положительные эмоции = усвоенная информация;
  •  Радостная , веселая атмосфера (игры не совместимы с принуждением, создают атмосферу свободного и радостного творчества);
  •  Мобильность и доступность игрового материала (каждая игра-это комплекс задач, которые ребенок выполняет с помощью картинок, игрушек, тактильных карточек, кубиков и т.п)
  •  Разделение информации, в соответствии с особенностями каждого ребенка

(слайд №5)

Как же помочь ребенку запоминать необходимую информацию и вовремя вспоминать ее?

«Эйдетика» предлагает строить работу с детьми с помощью различных ассоциаций:  свободных, связанных с предметными образами;  цветовых; ассоциаций, связанных с геометрическими формами; тактильных; предметных; звуковых; вкусовых; обонятельных; графических;

Свободные ассоциации связаны с предметными образами. Во время игры нельзя использовать предметные изображения.

Главный вопрос звучит так : «О чем ты подумал?»

Например:

Вы: - У меня в руке клубок ниток. О чем ты подумал?

Ребенок: - Я подумал о котенке, потому что он любит играть с нитками.

                - Я подумал о бабушке, потому что из ниток она любит вязать.

 Важно:  Ребенок должен обосновать свой ответ.          

 (слайд №6)

Цветовые ассоциации и ассоциации с геометрическими фигурами. Для работы нужны карточки с нарисованными пятнами различных цветов, но не цветные изображения предметов или явлений; и с нарисованными геометрическими фигурами. И наборы карточек с различными изображениями предметов. Ребенок должен выбрать те предметы , с которыми у него ассоциируется цвет или форма, которые ему демонстрирует взрослый, и обязательно обосновать ответ.

 (слайд №7)

Тактильные ассоциации. Для этого вида работы нужно иметь набор тактильных карточек, каждая из которых имеет свою фактуру: мех, наждачная бумага, фланель, веревка, палочки, капельки воска, велюр, пуговицы, куски проволоки и т.д. (их можно изготовить своими руками)

Принципы работы остаются такими же, как и в предыдущих видах работы: «О чем ты подумал, прикоснувшись к этой картинка?» (я подумал про зайчика, потому что он пушистый…..)

(слайд №8)

Звуковые ассоциации. В эйдетике применяются аудио записи различных звуков и шумов. Можно создать целую коллекцию звуков, распределив по разным группам: бытовые шумы, звуки природы, музыкальные звуки, звуки улицы и тому подобное.

Еще есть второй способ использования звуков.

Нужно сделать мешочки и положить в них различные предметы, порождающих звуки. Например: в один мешочек положите бумагу, в другой-монеты, в другие – коробочку с пластмассовыми шариками, камешками, фасолью и т.п.

Вопрос: «О чем ты подумал, услышав этот звук?».

Обонятельные и вкусовые ассоциации.

 Здесь все достаточно просто: нюхаем, пробуем, угадываем. Но эйдетика не предусматривает угадывать, вопрос будет такой же, как раньше: «О чем вы подумали?». Можно использовать коробочки с разными вкусами и запахами.

(слайд №8)

Предметные ассоциации. Этот вид ассоциации предусматривает установление связей предметов или между собой, или с их признаками. Для использования этого приема вам нужно иметь набор разных предметов: ниточку, палочку, трубочку, бумажку, кусок ткани, шишку, каштан, камушек, ракушку, монетку, пуговицу.

Взрослый берет нитку и говорит: «Длинное и гибкое». О чем вы подумали? Или вы держите монетку и говорите: «Круглое и железное». О чем вы подумали?

Мы с вами рассмотрели , как при помощи различных ассоциаций можно развивать образно – ассоциативное мышление. А сейчас давайте рассмотрим цепной метод.

(слайд №9)

Цепной метод.

Суть: связать между собой логическими цепочками отдалённые друг от друга предметы, когда из одного образа выплывает другой, помогая воспроизвести правильную последовательность.

Такой метод помогает детям развивать фантазию и воображение.

Давайте снова включим свое воображение и попробуем сыграть в игру, которая называется «Телевизор», а почему она так называется, вы сами сейчас все поймете.

Пример:  возьмем 10 разных слов и попробуем для начала их просто запомнить.

(карлсон, диван, арбуз, ручей, чемодан, апельсины, курица, джинсы, лягушка, сапоги)

(слайд №10)

Попробуйте повторить эти слова в той же последовательности…. Не получается…

А давайте попробуем  с этими словами составить фантастическую историю, цепочку образов, некий  видеофильм…..(родители составляют историю)

Посмотрим, что у вас получилось…..(зачитывают)

(карлсон  сел на   диван, на диване лежит арбуз,из арбуза течет ручей сока, по  ручью плывет чемодан,из чемодана посыпались апельсиныапельсины схватила курица и т.д.

- Нелепица? Но именно она поможет вспомнить все! Если человек способен образно мыслить, то любую информацию он воспроизведет легко.

(слайд №11)

Мнемотехника  – это совокупность различных приемов, которые позволяют легче запоминать большие объемы информации. Структуру мнемотехники можно представить в виде мнемоквадратов, мнемодорожек и  мнемотаблиц.

Мнемоквадрат – это отдельная карточка — изображение с закодированной информацией. Рисунок в квадрате обозначает, либо одно слово, либо словосочетание, либо простое предложение. Это может быть как предмет, так и действие (Например: ребенок ходит в детский сад у него есть шкаф и кроватка. Для того чтобы запомнить где его шкаф и кровать, на  них наклеивают картинку, например, «Слоненок». И теперь ребенок знает, что вещи, на которых есть «слоненок»- его вещи)

(слайд №12, слайд № 13)

Мнемодорожки и мнемотаблицы – это последовательность четырех или более мнемоквадратов, расположенных линейно или ТВ виде таблицы. Рисунок в каждом квадрате, соответствует одному слову или словосочетанию. Опираясь на изображения, ребенок составляет историю из нескольких простых предложений. При помощи мнемотехники очень хорошо заучивать стихи, составлять описательные рассказы, пересказывать, легко запомнить большой обьем информации.

(слайд №14)

Друдлы – это задачи – головоломки, в которых нужно домыслить. В переводе с английского, друдлы – «каракули», в которых невозможно точно сказать, что это такое.

Друдлы обладают удивительной способностью развивать креативное воображение и образное мышление. Когда показываете друдл, поворачивайте его под разными углами, чтобы дети увидели как можно больше ракурсов этого изображения, чтобы использовать больше резервов выбранного друдла.

Давайте посмотрим, на сколько вы креативны….(обсуждаем картинки с друдлами)

3. Заключение.

Мы с вами рассмотрели несколько методов и приемов игровой методики – эйдетики. Как это выглядит в теории,  мы теперь знаем. В дополнение к вышеизложенному, хотим предложить вам буклеты с упражнениями для тренировки памяти и мышления дошкольников. В процессе развития образной памяти и ассоциативного мышления,  эти упражнения можно брать за основу, а в дальнейшем придумывать что-то свое новое….(раздаем буклеты)

Использование этих и других приемов эйдетики в ежедневной работе является чрезвычайно эффективным, к тому же, интересным способом саморазвития и формирования мышления, памяти, речи, креативности у дошкольников.

(слайд №15)

А закончить наше сегодняшнее собрание хотелось бы словами французского писателя Анатоля Франса

«Учиться можно только весело…Чтобы переварить знания, надо поглощать их с аппетитом».

Спасибо за внимание!

Используемая  литература:

Лурия А.Р. Маленькая книжка о большой памяти

Черемошкина Л. ВРазвитие памяти детей

Матюгин И.Ю. Запоминание цифр

Интернет источники:

1. https://chudor.ru/vospitatelyu/opyt-raboty-vospitatelya-dou/41-eydetika-v-uchebnoy-deyatelnosti-doshkolnikov

2. https://zhenskayatema.ru/ejdetika-chto-eto-ejdetika-dlya-detej-uprazhneniya-dlya-razvitiya.html

3. http://razvitiedetei.info/doshkolnoe-razvitie/ejdetika-uprazhneniya-dlya-detej.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект родительского собрания с элементами тренинга "Послушные фигуры"

Цель: знакомство и сплочение родителей; повышение психолого-педагогической культуры родителей; обогащение родителей знаниями о развитии творческих способностей у детей....

Конспект родительского собрания с элементами мастер-класса.

Конспект родительского собрания с элементами мастер-класса "Волшебные краски"....

Конспект родительского собрания с элементами игрового тренинга на тему: «Адаптация детей к детскому саду»

Предлагаю вашему вниманию конспект родительского собрания, который может быть полезен воспитателям ранних групп детского сада. Информация об адаптации актуальна для родителей, которые впервые устраива...

Конспект родительского собрания в группе раннего возраста. Тема: «В детский сад без слез!» (с элементами тренинга)

Цель:знакомство с родителями своих будущих воспитанников, распространение педагогического опыта, знаний среди родителей. Задачи:создать условия для знакомства родителей друг с другом, рассказать ...

Конспект: Родительское собрание с элементами тренинга «Играем вместе с детьми» (с детьми с РАС)

Цель родительского тренинга: Повышать компетентность родителей по вопросу развития социально-коммуникативной сферы дошкольников с РАС в домашних условиях....

Конспект родительского собрания с элементами тренинга «Играем вместе с детьми» (с детьми с РАС)

Дети с аутизмом тоже хотят играть! Просто они не умеют играть в наши игры. Им надо помочь!...