Консультация для родителей «Важность сенсорного развития детей»
консультация (младшая группа)

Парахина Марина Ивановна

Сенсорное развитие начинается еще до рождения ребенка, во время формирования его нервной системы. Сразу после появления на свет ребенок учится реагировать на различные стимулы и познавать мир органами чувств. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sensornoe_razvitie.docx31.82 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей «Важность сенсорного развития»

Наверняка многим приходилось слышать хоть что-нибудь о таком понятии, как «сенсорика». Что это такое, однако, сможет объяснить далеко не каждый. Еще меньше число тех, кто в полной мере осознает огромную роль, которую она играет в жизни каждого человека, и в особенности ребенка.

Мамам и папам следует знать, что именно сенсорное развитие является одной из главных составляющих гармоничного и полноценного становления личности малыша.

Сенсорика (от лат. sensus, «восприятие») — категория, описывающая непосредственное восприятие ощущений, внешних воздействий. В физиологии сенсорика — функция нервной системы, заключающаяся в восприятии внешних раздражителей.

Знакомство человека с миром начинается с "живого созерцания": с ощущения и восприятияС восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Сенсорные способности составляют фундамент умственного развития.

Сенсорные процессы неразрывно связаны с деятельностью органов чувств. Предмет, который мы рассматриваем, воздействует на наш глаз; с помощью руки мы ощущаем его твердость (или мягкость), шероховатость и т.д.; звуки, издаваемые каким-либо предметом, воспринимает наше ухо. Таким образом, ощущение и восприятие – непосредственное, чувственное познание действительности.

У человека развито пять органов чувств: орган зрения – глаза, орган слуха – уши, органы обоняния – нос, органы осязания – кожа, органы вкуса – язык.

С помощью органов чувств человек может спокойно ориентироваться в современном мире. Если мы можем увидеть объект, потрогать его, понюхать и услышать его шум, то головной мозг получает соответствующий сигнал и выдает его нам в виде информации о полной безопасности.

Как вы думаете: у всех одинаково развиты органы чувств?

Уровень чувствительности к сенсорным раздражителям у всех нас существенно различается и зависит он от трех факторов:

Первый фактор — это врожденные качества: абсолютный слух, повышенное обоняние генетически наследуются, равно как и возможность врожденных аномалий — слепота, глухота и т. п.

Второй фактор — состояние органов чувств: на них может повлиять травма или болезнь.

Третий фактор — это развитие органов чувств и восприятия, как в процессе спонтанного познания мира, так и в ходе специального обучения. Например, никто не станет сомневаться, что у человека, который с детства пробовал разнообразные блюда разных национальных кухонь, вкус будет гораздо тоньше, чем у того, кто ел только каши и макароны

С помощью глаз, органов зрения, мы можем определить - цвет, форму, величину.

Зрение человека передает практически 90% информации об окружающем нас мире. Без него мир бы был однотипным и неинтересным. Орган зрения является достаточно сложным и не до конца изученным анализатором. Благодаря зрению мы можем любоваться красотой окружающего мира. Только потеряв возможность видеть, человек осознает, как много в его жизни значит зрение. Оно помогает нам существовать с комфортом, наслаждаясь яркими красками великолепных пейзажей и лицом любимого человека. Порой взгляд может многое рассказать без слов, именно поэтому глаза часто называют зеркалом души.

Зрение. Тренируется в условиях хорошей освещенности, при дневном свете, на прогулках. Способствуют тренировкам зрения светлый интерьер комнаты, гармоничное пространство и периодическая смена обстановки. 

Как развивать:

  • много путешествовать, посещать новые места, показывать ребенку разнообразные объекты инфраструктуры и природы: дом, озеро, лес, гора, завод, морская волна, железная дорога и т. д.;
  • окружать ребенка вещами натуральных оттенков, тренировать восприятие полутонов (например, отличать бирюзовый от светло-голубого);
    давать картинки для рассматривания — изображения природы, животных. Показывать художественные произведения, фотографии. Количество деталей и замысловатость сюжетов должны идти по нарастающей. Условно, двухлетке — арбуз, пятилетке — Айвазовского;
  • учить описывать свойства предметов в поле зрения, делать акцент на цветах, формах, размерах;
  • тренировать глазомер — как далеко находится тот или иной предмет. Продемонстрировать расстояние можно шагами, а потом попросить ребенка посчитать в уме примерное количество шагов до выбранного предмета.

Главным органом осязания является кожа. Кончики пальцев, ступни, ладони, губы и прочие части тела, покрытые кожей, имеют огромное количество нервных окончаний, обеспечивающих человеку сильные ощущения. Чувствительность кожи можно разделить на четыре группы, первые две – это реакция на тепло и холод, третья – восприимчивость к боли, четвертая – тактильные прикосновения (чувства осязания и давления). Прежде всего, кожа выполняет защитную функцию - этот орган способен защитить нас, отрегулировать температуру тела в зависимости от окружающих условий, очистить от токсинов и грязи, которые накапливаются внутри и т. д.

Осязание (тактильное восприятие). Тренируется путем прикосновения руками и другими частями тела к различным предметам/поверхностям. 

Как развивать:

  • давать ребенку разные по фактуре игрушки (ткань, металл, дерево, пластик);
  • одевать в одежду из разных по текстуре и плотности тканей. Обращать внимание ребенка на различия в тканях, просить оценить уровень комфорта и описать ощущения от той или иной одежды;
  • делать массаж, используя массажные приспособления (щетки, мячики в пупырышках, массажеры, кремы, масла);
  • рисовать пальцами или кисточкой по телу. Позволить ребенку измазать себя специальными нетоксичными водорастворимыми красками, а потом смыть их в ванной;
  • развивать чувствительность стоп — ходьба по разным поверхностям без обуви, сенсорные коврики (пришитые каштаны, галька, бусины).

Обонянием называется возможность человека улавливать различные запахи. Именно благодаря нему мы можем ощутить запах свежеиспеченной булочки или ароматной курицы, приготовленной с травами и чесноком. Запах свежемолотого кофе, дым костра или аромат любимых духов никогда не стали бы для человека чем-то особенным, не будь этого чувства. Оно помогает также почувствовать и неприятные запахи, например, запах газа, и вовремя устранить неисправность.

Вкусовое восприятие. Ничто так не радует сердце человека, как вкусная здоровая пища. Многие из нас любят вкусно покушать, и нам далеко не безразлично, какой вкус имеет пища. Различать его нам помогают вкусовые сосочки на поверхности языка. Так, самый кончик отвечает за сладкое, корень – за горькое, рецепторы по бокам определяют кислый вкус еды, а о степени солености блюд нам сигнализируют края и окончание языка.

Рацион малыша первых месяцев жизни не отличается разнообразием, поэтому развитие вкусовых ощущений начинается с первым прикормом — примерно в 6 мес. Запахи же младенцы различают с первых минут жизни. Важно следить за чистотой воздуха в комнате малыша. 

Как развивать:

  • побольше гулять с ребенком, особенно в теплое время года, когда воздух наполнен запахами цветущих растений;
  • пополнять «базу данных» запахов у ребенка — озвучивать их, чтобы потом он мог сам идентифицировать разные ароматы. Например: запах дождя, грибов, мыла, выпечки и пр.;
  • вводить в рацион ребенка разнообразные продукты, знакомить с новыми вкусами;
  • объяснять оттенки вкусов: сладкое, горькое, кислое, терпкое, вязкое, жирное/нежирное;
  • соотносить вкусы с определенными продуктами, формируя сенсорные эталоны: малина сладкая, мандарин кислый, рыба соленая и т. д.;
  • давать ребенку пищу разной плотности и фактуры, учить характеристикам продуктов: булка сладкая, мягкая, пышная, ароматная. 

Ну и последний наш пятый орган чувств – это орган слуха.

Органы слуха даны человеку для улавливания различных звуков. Благодаря такой возможности мы можем слышать и понимать человеческую речь, звуки животных и даже едва различимый шелест листьев. Эти нюансы делают нашу жизнь богаче, позволяют общаться без ограничений и иметь возможность реагировать на тон и тембр голоса. Последнее позволяет тонко различать настроение собеседника и регулировать разговор в зависимости от ситуации. Даже небольшое ослабление слуха вносит в жизнь человека дискомфорт и усложняет его коммуникабельность в обществе.

Данный вид сенсорного восприятия начинает формироваться в утробе, поэтому тренировки можно начинать еще в период беременности. Говорить с малышом в животике, включать приятную музыку, избегать неприятных, громких звуков.

Как развивать:

  • говорить с малышом разными голосами — менять тембр в зависимости от настроения, ситуации;
  • читать сказки, имитируя говор персонажей;
  • включать разнообразную музыку, объяснять ее жанр, давать характеристики: спокойная, энергичная, красивая, тяжелая, грустная;
    петь колыбельные;
  • во время инцидентов (ребенок упал, заболел) успокаивать голосом;
  • познакомить ребенка с музыкальными инструментами, купить ему интерактивные звуковые игрушки;
  • продемонстрировать, какие звуки могут издавать бытовые предметы: морковка об терку, расческа о волосы, веник об пол и пр.;
  • учить имитации звуков природы и голосов животных, птиц. 

Почему так  важно  сенсорное развития ребенка.

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п.

Новорожденного можно сравнить с белым чистым листом бумаги. С первых дней жизни малыш нуждается в родительской заботе и помощи, ведь его окружает совсем неизведанный, но такой прекрасный и интересный мир. Детки впитывают информацию, словно губка, однако если они усваивают ее интуитивно, без участия взрослых, то полученные ими знания зачастую оказываются поверхностны.

Оказание помощи детям в освоении сенсорных эталонов- это главная задача взрослых, и педагогов, и родителей!

Что такое сенсорные эталоны?

«Сенсорные эталоны» представляют собой общепринятые образцы внешних свойств предметов.

Сенсорными эталонами мы, взрослые, владеем, совершенно о них не задумываясь. Ребенок оперирует ими с той же легкостью лишь к пяти годам.

 Виды сенсорных эталонов:

- эталоны цвета - семь цветов спектра и их оттенки по светлоте и насыщенности;

- эталоны формы — геометрические фигуры;

эталоны величины — метрическая система мер;

- слуховые эталоны — это звуковысотные отношения, музыкальные ноты, фонемы родного языка;

эталоны вкуса мы делим на сладкий, соленый, горький и кислый;

эталоны запаха мы делим на тяжелые и легкие, сладкие, горькие, свежие и т. д.

Целенаправленный процесс оказания помощи ребенку в сенсорном развитии называется сенсорным воспитанием.

Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно:

- является основой для интеллектуального развития;

- обеспечивает усвоение сенсорных эталонов;

- является основой для развития воображения;

- развивает наблюдательность и внимание;

- влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти;

- позитивно влияет на эстетическое чувство;

- влияет на расширение словарного запаса ребенка;

- дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности;

- обеспечивает освоение навыков учебной деятельности;

- готовит к реальной жизни.

         Низкий уровень сенсорного развития сильно снижает возможность успешного обучения ребенка в школе. Сенсорному развитию ребенка необходимо уделять внимание на протяжении всего дошкольного детства. Однажды выученные названия цветов, освоенные понятия геометрических форм без постоянной тренировки и повторения забываются.

Сенсорное развитие начинается еще до рождения ребенка, во время формирования его нервной системы. Сразу после появления на свет ребенок учится реагировать на различные стимулы и познавать мир органами чувств. Например, он начинает различать цвета и формы, ощущать текстуру и температуру предметов, распознавать звуки и мелодии, ориентироваться в пространстве. Все это важно не только для чувственного опыта малыша, но и для его когнитивных способностей и эмоционального интеллекта. Сенсорное восприятие помогает развивать внимание, память, мышление, влияет на социализацию и коммуникативные навыки. Например, через зрительные и слуховые ощущения дети учатся понимать эмоции других людей и их невербальные сигналы.

Чтобы этот процесс протекал эффективно, а сам ребенок не испытывал дискомфорта от чрезмерной нагрузки, рекомендуется развивать сенсорные умения постепенно и нативно – лучше всего в игровой форме. При этом важно задействовать все органы чувств с разных сторон. Например, для слуховой стимуляции пойте ребенку песенки, разговаривайте с ним, включайте ему музыку и иногда мультфильмы, используйте в играх голос. Так он получает и узконаправленный опыт взаимодействия со звуками и знакомится с комплексным чувственным познанием. То же самое касается других каналов сенсорного восприятия: зрения, обоняния, осязания, вкуса и положения тела в пространстве.

От сенсорного развития ребенка в дошкольном возрасте зависит его понимание пространства, в это время закладывается связь между мозгом и зрением, слухом, обонянием, осязанием. Ребенок учится взаимодействовать с миром.

Исследуйте мир вместе с ребенком

Для самых маленьких ребятишек чувственное развитие – это первый опыт взаимодействия с самыми привычными для нас предметами. Малыш впервые видит коляску, впервые облизывает собственные пальцы, впервые слышит урчание кота, и во всем этом родитель ему помогает. Без мамы или папы ребенок не узнает, как называются предметы, поэтому ваша задача – показывать ему даже самые обычные вещи и рассказывать, что это. Все это – его первый сенсорный опыт, который закладывает основы познания.

Играйте с тактильными материалами

Игры с песком, глиной, камнями, кубиками помогают развивать сенсорное восприятие у детей. Ребенок на ощупь исследует текстуры, формы и размеры объектов и использует эти навыки в дальнейшей жизни. Он узнает на собственном опыте, например, как использовать песок и для чего он нужен. То же самое с камнями, водой, глиной – он понимает, какие они на ощупь и что из себя представляют.

Купите пальчиковые краски

Новая информация о цвете, консистенции красок, текстуре поверхностей запускает процесс идентификации объектов. Со временем ребенок начинает понимать, что значит слово «зеленый», а что – «жидкий». Все это способствует чувственному развитию. Пальчиковые краски интересны дошкольникам в любом возрасте начиная с года. Как показывает практика, даже семилетки охотно играют с тактильными красителями.

Используйте карточки Домана

Есть много карточек для ребят разных возрастов – с изображениями животных, деревьев, грибов и более сложных объектов. Они называются карточками Домана по имени создателя. Их идея заключается в том, что дети быстро учатся и запоминают информацию, если она представлена в наглядной форме. Карточки содержат яркие изображения предметов с названиями. Детям показывают карточки, а они сначала повторяют за взрослым название предмета, а потом идентифицируют его сами. Так формируется его визуальная память.

Помогайте в развитие слухового восприятия

Упражнения, в которых используются разные звуки, помогают установить контакт со слуховым восприятием у детей. Это может быть голос человека или мяуканье кошки, запись мычания коровы или гогота гусей, включенная музыка или игрушки, которые издают звуки, – на пользу пойдет все, что не пугает ребенка. Знакомя ребенка с каким-либо звуком, объясните, что это: «вот так мычит корова», «это стучат капли дождя». Так малыш учится воспринимать слуховые сигналы и соотносить их с информацией о внешнем мире.

Тренируйте память и внимание ребенка

Возьмите три предмета, попросите малыша отвернуться и уберите один из них. Когда ребенок повернется, его задача – понять, какого предмета не хватает. Со временем увеличивайте количество предметов и их сложность. Сначала это может быть апельсин, линейка и шапка – предметы с совершенно разными формой, цветом, текстурой. Чуть позже можно брать предметы со схожими параметрами, к примеру апельсин, помидор и яблоко. У всех предметов схожая форма, а вот цвет отличается. Так ребенок будет учиться распознавать объекты со схожими признаками.

Несмотря на индивидуальные особенности каждого ребенка, существуют возрастные нормы сенсорного развития:

 6-12 месяцев. Ребенок знакомится с окружающим миром и обогащается впечатлениями. Во время первого года жизни он учится следить за яркими, движущимися предметами. Чтобы познакомиться поближе, малыш хватает ручками то, что находится в зоне доступа. Пробует на вкус, рассматривает и оценивает на ощупь. 

 2-3 года. Малыши знают основные цвета, формы и размеры предметов, имеют представление об их сочетании. Могут сложить пирамидку и сортер. Выполняют задачи, требующие навыка группировки предметов, отличающихся друг от друга по 1-2 признакам. 

 4-5 лет. В этом возрасте появляются сенсорные эталоны — устойчивые представления о цветах, формах, размерах окружающих предметов. Ребенок знает и различает не только базовую палитру, но и оттенки, полутона. Прослеживает взаимосвязь между элементами одного ряда, без труда систематизирует большое количество предметов. 

 5-6 лет. Период развития описательной деятельности. Ребенок может охарактеризовать предмет по 3-5 параметрам, нарисовать его, слепить из пластилина прототип. Выполняет сложные глазомерные действия — может рассказать, насколько близко или далеко расположена вещь. У него развито аналитическое восприятие: умение выделять главный объект из подобных, собирать единую форму из множества сегментов (конструирование), сочетать цвета под определенное условие. 

Примерный список приспособлений для сенсорного развития ребенка 2-3 лет: 

  • товары для рисования;
  • музыкальные инструменты;
  • тесто для лепки, мягкая глина, разноцветный песок;
  • сортеры, книжки с вкладышами, пирамидки, матрешки;
  • детские книги, журналы;
  • сенсорные коврики (нашить на полотенце каштаны, бобы, грецкие орехи, пуговицы, бусины, пайетки);
  • кусочки тканей разных цветов и фактур;
  • мозаики, конструкторы («липучки», магнитные);
  • кубики, блоки Дьенеша, палочки Кюизенера;
  • предметы из разных материалов: дерево, глина, солома, фетр, сталь, стекло, пластик.

Книги, которые стоит почитать

Правильное построение занятий невозможно без методологической подготовки. Как проводить тренировки, как заинтересовать ребенка сенсорным развитием и как выполнять задания в процессе игры, читайте в специализированной литературе. 

Вот несколько книг, которые будут вам полезны:

  • «Сенсорное развитие детей раннего возраста. 1-3 года. Методическое пособие для педагогов и родителей» (Елена Янушко).
  • «Монтессори у вас дома. Сенсорное развитие» (Наталья Боброва).
  • «Игры-занятия с малышом от рождения до трех лет. Развитие восприятия цвета, формы и величины» (Э. Г. Пилюгина).
  • «Школа раннего развития. Лучшие задания для начала обучения» (И. Е. Светлова).
  • «Песочная терапия в развитии дошкольников» (Ольга Сапожникова).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Особенности сенсорного развития детей раннего возраста»

Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. И конечно, каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитани...

Консультация для родителей «Особенности сенсорного развития детей раннего возраста»

Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и ...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ Важность сенсорного воспитание детей раннего возраста в домашних делах с родителями

Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребёнка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо для успешного...