чек-лист готовности ребенка к обучению в школе
консультация

Юлия Владимировна Найденова

Готовность ребенка к школьному обучению - это не просто умение ребенка читать и считать, а сформированность глубинных психических, физиологические компонентов. Необходимо созревание всех структур головного мозга - именно это дает возможность справиться с любой учебной задачей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                       

Чек-лист оценки готовности ребенка к школе

Чек-лист

оценки готовности ребенка к школе

Условные обозначения:

  • возрастная норма, ребенок готов к обучению в школе

  • несоответствие возрастной норме, ребенку требуется коррекционно-развивающий маршрут.

Порядок работы с чек-листом: поставьте «галочку» в соответствующей графе.

Уровень развития

Критерий оценки

Уровень развития

ν

описание

ν

Мотивационная готовность

трудности самоорганизации, деятельность хаотична, непродуманна, часто отвлекается, возврат в

задание только через внешнее подкрепление

Саморегуляция

сформированность контроля за собственной деятельностью, в том числе по заданию

снижение критичности к ситуации, процессу и результату своей деятельности,

Самооценка

объективная оценка результатов своей

деятельности (когда ребёнок может выделить наиболее

продуктивно

получившийся продукт) и ситуации

трудности при подготовке и в выполнении цепочки действий, не может рассчитать, сколько места займет

рисунок/запись, не может распределить время на выполнение

Планирование и прогнозирование

наличие ориентировки (анализ условия задачи, сопоставление данных условия с искомым), построения

плана и средств выполнения (внутренний или внешний), выполнение действия и соотнесение с конкретными условиями, наличие контроля и оценки, исправление ошибок, попытки найти

другой алгоритм действий

Интеллектуальная готовность

не может ответить или испытывает трудности в ответах на вопросы о себе (имя, возраст, где живет и т.д.) и окружающей среде (времена года, дни

недели и т.д.)

Уровень общих знаний

ориентируется в месте, времени, в своих личных данных без ограничений

снижение общей

продуктивности, флуктуации работоспособности, инактивность (увеличение общего времени протекания деятельности), трудности вхождения в деятельность, застревания, латентный период реагирования на инструкции, утрата инструкции (не удерживает), искажения

восприятия инструкции

Деятельность

равномерный темп

деятельности, принятие и удержание инструкции без ограничений

моторная неловкость,

недифференцированные моторные программы, дезорганизация двигательных программ, наличие компенсаторных механизмов и тонической заинтересованности, двигательная расторможенность, медлительность, неустойчивость кинестетического образца, нарушения ритмической

организации двигательного акта

Крупная моторика

сформированность

мышечных систем, опорно-двигательного аппарата: согласованность и скоординированность движений, сохранение равновесия даже при выполнении сложных для координации упражнений, подстройка тела под комфортное положение

компенсаторная поза при письме, выдвижение плеча или руки вперед, неустойчивое положение ручки в руке, наклон ручки в обратную сторону, неэкологичный захват, очень медленный темп письма,

Мелкая моторика, в том числе графо- моторные навыки

сформирована зрительно- моторная координация, плавные амплитудные движения на уровне кисти, произвольная регуляция расслабления, захват пишущего предмета с опорой на

средний палец и с активным свободным

макрография, микрография

амплитудным движением указательного и большого

пальца

снижение объема, нарушение последовательности, трудности произвольной организации вербальной

информации

Память

сформированные алгоритмы запоминания, прочность запоминания, объем:

с 5,5 до 7 лет – 5-7 единиц, в 7 лет норма - 7-9 единиц

нарушение узнавания

реальных объектов, изображений в усложненных условиях, трудности выделения фигуры из фона, игнорирование одной половины зрительного поля, непродуктивная стратегия анализа зрительного образца, нарушение восприятия пространственных признаков (координатных, метрических, структурно- топологических, проекционных), трудности опознавания речевых и неречевых\бытовых звуков, ошибки при локализации прикосновений, трудности при узнавании

предметов на ощупь

Гнозис

опознание стимулов

различной модальности в любых усложнённых условиях без ограничений

нарушение избирательности, концентрации, объема

внимания

Внимание

преобладание произвольного внимания над непроизвольным

нарушения понимания речи, трудности включения в речь, нарушения грамматического оформления высказывания, нарушение фонематического слуха, бедный словарный запас, стереотипность

грамматических

Речевая деятельность

актуализированный активный и пассивный словарь,

использование различных грамматических конструкций в организации программирования собственного высказывания,

адекватное понимание контекста,

конструкций, искажение

звукопроизношения

звукопроизношение без

особенностей

несформированность процессов обобщения (анализ, синтез, классификация), инертность

мыслительных процессов

Мышление

доступны все мыслительные операции без ограничений, сформированность символической функции

Личностная готовность

игровая мотивация, ситуативный характер общения,

Социальная ситуация развития

сформированная позиция

«школьника», интерес к исследованию с готовностью включается в задание (учебная деятельность как

ведущая)

затруднено установление контакта, повышенный уровень тревожности, выражена эмоциональная лабильность, неадекватные эмоциональные реакции, негативизм, агрессия, подавленность, замкнутость, сужение поля эмоционально значимых стимулов, трудности дифференцировать содержательную сторону

эмоций (своих и чужих), склонность к демонстративным проявлениям, оппозиционное

поведение, чрезмерная исполнительность

Эмоциональное состояние и характерологические особенности

эмоциональное состояние ровное, адекватное ситуации обследования, адекватное отношение к замечаниям и неуспеху


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологическая готовность ребенка к обучению в школе

Что входит в понятие "психологическая готовность к школе": личностная готовность, интеллектуальная готовность, эмоционально-волевая готовность....

Доклад "Готовность ребенка к обучению в школе"

Доклад о работе учителя - логопеда по обучению детей грамоте "Готовность ребенка к обучению в школе"...

Диагностика готовности ребенка к обучению в школе

В данной статье говорится о том, что готовность к обучению в школе неразрывно связана с общим уровнем развития организма. Специалисты, которые занимались диагностикой готовности к школе, установ...

Презентация "Психологическая готовность ребенка к обучению в школе или как помочь ребенку стать успешным."

«Быть готовым к школе - не значит умение читать, считать и писать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться» Венгер Л. А  Тест для родителей....

Материалы к родительскому собранию «Психологическая готовность ребенка к обучению в школе» Психологическая готовность ребенка к школе имеет сложную структуру.

Материалы к родительскому собранию «Психологическая готовность ребенка к обучению в школе» Психологическая готовность (ПГ) ребенка к школе имеет сложную структуру. Компоненты ПГ: мотивационная гото...

Интеллектуальная готовность ребенка к школе Наиболее важными показателями интеллектуальной готовности ребенка к обучению в школе являются характеристики развития его мышления и речи.

Что нужно, чтобы дошкольник рос любознательным, умным, сообразительным? Необходимо как можно чаще прислушиваться  к ребёнку, стараться понять особенности его возраста, оценить его собственные, ин...

Консультация для родителей «Готовность ребенка к обучению в школе и что должен знать ребенок перед школой»

Консультация для родителей«Готовность ребенка к обучению в школеи что должен знать ребенок перед школой»Воспитатель: Коробченко Г.Г.   Цель: познакомить родителей с основными асп...