Адаптация ребенка к саду в возрасте 2-3 лет.
консультация (младшая группа)

Бирюкова Виктория Павловна

У каждого ребенка при поступлении в детский сад начинается период адаптации. У каждого ребенка при поступлении в детский сад начинается период адаптации. И его нужно обязательно пройти, чтобы приучить малыша к жизни в социуме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл adaptatsiya_rebenka_k_sadu_v_vozraste_2-3_let.docx28.45 КБ

Предварительный просмотр:

Адаптация ребенка к саду в возрасте 2-3 лет

У каждого ребенка при поступлении в детский сад начинается период адаптации. У каждого ребенка при поступлении в детский сад начинается период адаптации. И его нужно обязательно пройти, чтобы приучить малыша к жизни в социуме. Адаптация в детском саду в возрасте 2−3 года происходит особенно остро, поскольку маленькие дети за пределами родных стен все воспринимают со страхом. Задача родителей и психологов – помочь им в этом.

Причины тяжелого привыкания к детскому саду

Существует несколько причин тяжелой адаптации детей в младшей группе детского сада:

  • у ребенка не выработаны навыки культуры и гигиены, он не может играть самостоятельно;
  • детсадовский режим кардинально отличается от привычного домашнего;
  • ребенок много болеет, зачастую пропускает детский сад, что только усложняет адаптацию;
  • ребенку не уделяют столько внимания, сколько дома, ведь там он не единственный, а один из многих;
  • сильная привязанность к матери или другому члену семьи;
  • до 2 или 3 лет малыш не общался со сверстниками.

Известны также индивидуальные причины тяжелой адаптации детей к детскому саду. Иногда в 1 день ребенок спокойно заходит в группу и расставание с родителями проходит без истерик, а потом начинает плакать. Но чаще малыш постепенно привыкает к незнакомой обстановке и его поведение нормализуется уже через 2−4 недели.

Что представляет собой период адаптации

Адаптационный период – это время, за которое организм привыкает к новым условиям. Детский сад для детей является как раз таким местом. И первое его посещение запланировано в возрасте 2−3 лет.

Пока один из родителей держит малыша за руку, он чувствует себя в безопасности и уверенно идет в незнакомое место. Но стоит взрослому уйти, у ребенка начинается паника. Чтоб привыкнуть к незнакомой обстановке, требуется время. У детей длительность адаптационного периода может различаться, что зависит от многих факторов.

На заметку! Адаптационный процесс кардинально меняет жизнь ребенка, поэтому часто он сопровождается нарушениями в поведении, капризностью, раздражительностью.

Проблема

Если взрослому период адаптации может показаться обычным делом, для ребенка – это настоящий стресс. В результате него может развиться следующее:

  • нарушение сна – малыш засыпает и просыпается со слезами посреди ночи;
  • снижение аппетита – ребенок начинает меньше есть, а иногда и вовсе отказывается от пищи;
  • уменьшение интереса к окружающему миру – дети в период адаптации не интересуются новыми игрушками и прочим;
  • регрессия психологических способностей – если раньше малыш умел самостоятельно кушать и одеваться, то в адаптационный период может временно утратить данные навыки;
  • апатия или, наоборот, агрессия – спокойные дети становятся агрессивными, а активные успокаиваются;
  • снижение иммунитета – замечено, что в период адаптации малыши часто болеют.

Адаптация к детскому саду – сложный процесс для ребенка, и то, насколько быстро он привыкнет к новым условиям, зависит не только от воспитателей, но и от самих родителей.

Виды

Адаптационный процесс неизбежен при зачислении ребенка в детский сад. В зависимости от склада характера, малыш приспосабливается к новой обстановке одним из доступных способов. Адаптация бывает трех видов:

  • творческий стиль – детсадовец меняет среду под себя, предпринимая для этого активнее действия;
  • конформный стиль – приспосабливается к новой среде, меняя свои привычки;
  • стиль избегания – пытается уйти от проблемы, не желая меняться и менять окружение под себя.

Последний вид адаптации является самым сложным. Наиболее эффективный – творческий стиль адаптации.

Степени адаптации

Длительность и выраженность признаков, характерных для периода адаптации в ДОУ, указывает на успешность процесса привыкания крохи. С точки зрения психологии, различают несколько степеней адаптации:

  • легкая – детсадовец быстро вливается в коллектив и уже спустя 2 недели спокойно посещает дошкольное учреждение, не устраивая истерики при расставании с родителями;
  • средняя – первое время по утрам ребенок плачет, отказывается идти в сад, часто болеет, но через 1,5 месяца подобные признаки бесследно исчезают;
  • тяжелая – встречается редко, малыш становится агрессивным, не идет на контакт с воспитателями и другими воспитанниками детского сада, период адаптации продолжается более 2 месяцев.

Определить легкую степень адаптации к детскому саду можно по следующим признакам:

  • ребенок остается в группе без истерик и относится к уходу родителей спокойно;
  • свободно общается с педагогами, глядя им в глаза;
  • способен попросить о помощи, когда она ему понадобится;
  • без проблем играет с ровесниками;
  • легко меняет свой привычный распорядок дня на детсадовский;
  • не расстраивается, если воспитатель делает замечания;
  • активно рассказывает родителям о своем дне, прошедшем в детском саду.

При средней степени адаптации наблюдаются следующие признаки:

  • трудно расстается с родителями перед заходом в группу и немного плачет после их ухода, а потом отвлекается на игру;
  • нормально общается с детьми и воспитателями;
  • соблюдает распорядок дня, установленный в детском саду;
  • не агрессивен, не провоцирует сверстников на конфликты.

По мнению психологов, трехлетке проще привыкнуть к детскому саду, чем ребенку 2 лет, поскольку по достижении этого возраста возникает потребность в общении сверстниками.

При тяжелой степени адаптации у ребенка наблюдаются выраженные симптомы агрессии, раздражительности. Он ежедневно устраивает истерики, которые усиливаются у входа в детский сад. В редких случаях малышу так и не удается привыкнуть к новой обстановке.

Как облегчить адаптационный период

Оставляя двухлетнего или трехлетнего кроху первый раз в детском саду, родители беспокоятся не меньше своего чада. И это нормальная реакция, поскольку он остается с чужими людьми, хотя совсем недавно был под присмотром родных. Ухудшает ситуацию бурная истерика самого воспитанника, которая доставляет еще больше переживаний.

Что родителям делать с «трудными» детьми, как облегчить адаптацию ребенка к детскому саду? Помогут следующие рекомендации:

  • сохранять спокойствие – известно, что спокойствие матери передается ребенку, поэтому не стоит показывать беспокойство, даже если оно присутствует;
  • не оттягивать момент расставания – как бы ни было страшно впервые отдавать своего кроху в чужие руки, этот момент все равно настанет;
  • увеличивать время пребывания малыша в детском саду постепенно − сначала оставить его на пару часов, потом – до обеда, а через пару недель – на целый день;
  • посещение детского сада при условии хорошего самочувствия должно быть регулярным;
  • облегчить расставание поможет «ритуал прощания», который легко придумать самостоятельно – например, поцелуй в щеку и махание рукой;
  • перед уходом всегда нужно говорить малышу, когда за ним придут – для понимания точного времени на часах кроха еще не дорос, поэтому уточняющими данными служат «после обеда», «после сна», «во время прогулки» и прочее;
  • справиться с грустью ребенку поможет «оберег», в роли которого может выступать любимая игрушка или другая дорогая сердцу вещь, ее нужно дать с собой в детский сад;
  • придумать мотивацию для посещения ДОУ – посмотреть, как кормят рыбок, или любимая игрушка заскучала;
  • не обсуждать воспитателей в присутствии ребенка, а также любые негативные моменты, связанные с детским садом;
  • если кроха слишком привязан к матери, в садик его лучше отводить отцу, бабушке или другим родственникам, с которыми расставаться легче.

Руководствуясь этими нехитрыми правилами, можно существенно облегчить крохе привыкание к новой обстановке.

Мнения родителей

В последнее время все больше родителей предпочитают отдавать детей в детский сад в возрасте 2 лет. По их мнению, так дочки-сыночки быстрее приспособятся к новым условиям. Но стоит учитывать еще и тот факт, что в раннем возрасте не каждый кроха способен самостоятельно кушать, одеваться и справляться с другими потребностями. Поэтому, если острой необходимости отдать малыша в ДОУ в 2 года не существует, с этим лучше подождать. Не обязательно до 3 лет. Если мать планирует выходить на работу, следует оформить ребенка в сад за пару месяцев до окончания декретного отпуска. За это время удастся пройти адаптационный период, как самому крохе, так и его матери.

В целом, мнения родителей относительно подходящего возраста для детского сада, расходятся. Многое зависит от характера ребенка и его желания посещать дошкольное учреждение. В ДОУ для самых маленьких воспитанников организовано две группы:

  • в первой младшей группе дети 2−3 лет;
  • во второй младшей группе ребята от 3 до 4 лет.

Какая именно младшая группа подходит для конкретного ребенка, решают его родители, отдавая свое чадо в детский сад в определенном возрасте.

Советы психолога

Психология, как наука, дает свои рекомендации относительно адаптации детей 2−3 лет в детском саду. Специалисты, прежде всего, отталкиваются от особенностей развития малышей. Во многом советы психологов перекликаются с рекомендациями педагогов.

Рекомендации

Подготавливая детей к посещению ДОУ, родителям необходимо придерживаться определенных рекомендаций:

  • придумать сказку, в которой главный герой пошел в детский сад и нашел там много друзей;
  • не показывать беспокойства, поскольку оно передастся крохе;
  • расставаться легко и с улыбкой;
  • обозначить время возвращения, не обманывая;
  • дома создать благоприятную обстановку, с пониманием относиться к раздражительности и нервозности детсадовца в период адаптации;
  • научить дома пользоваться столовыми приборами, самостоятельно одеваться и выполнять личные потребности, поскольку данные навыки пригодятся в садике;
  • рассказывать правду про детский сад, не перехваливать, но и не описывать сплошные негативные моменты;
  • первый день пребывания в саду – самый важный, поэтому ребенок должен быть здоров и в хорошем настроении, так у него не останется после учреждения неприятных ассоциаций.

Занятия на период адаптации при наборе первой младшей группы лучше не организовывать. Важно, чтобы дети привыкли к незнакомой обстановке, подружились между собой.

Частые ошибки

Родителям нужно прислушиваться к рекомендациям профессионалов, которые помогут быстрее и менее болезненно адаптироваться малышам в детском саду. Но никто не застрахован от ошибок. Самыми распространенными являются следующие:

  • сравнение с другими ребятами – каждый воспитанник ДОУ, даже при одинаковых условиях, адаптируется по-разному;
  • обман – не стоит обманывать кроху, обещая забрать в одно время, а вместо этого, прийти позже;
  • наказание садом – категорически не рекомендуется использовать наказание в виде долгого пребывания в ДОУ, что только усложнит адаптацию и сформирует нелюбовь к данному учреждению;
  • подкуп игрушками, конфетами, пирожными и другими лакомствами – такие ребята будут ходить в детсад только ради получения презента, а также начнут добиваться их путем шантажа;
  • отправление больного крохи в садик – в период адаптации детсадовец и так имеет нестабильное физическое и психологическое состояние, поэтому не нужно усугублять его.

Одной наиболее распространенной ошибкой родителей является внезапное исчезновение в тот момент, когда дитя ненадолго отвлечется на игрушки или сверстников. Когда он опомнится и увидит, что мама пропала, у него возникнет тревога, беспокойство, страх и чувство незащищенности. Все это оставит неприятные ассоциации, связанные с детсадом, а также увеличит вероятность истерик.

Что делать, если ребенок не может привыкнуть к детскому саду

По утверждениям психологов, период адаптации в детском саду может длиться несколько месяцев, поэтому не стоит опускать руки, если сын или дочь по истечении 4−6 недель так и не привыкли в новой обстановке. Однако стоит проявить бдительность и выяснить причину подобной ситуации. Возможно, у малыша не складываются отношения с воспитателем, и стоит задуматься о переводе в другую группу или учреждение, если не удается решить проблему другими методами.

Главное, терпеливо и с пониманием относиться к любым изменениям в поведении малыша в адаптационный период. Если же привыкнуть к детсаду у него так и не получится, что крайне редко, но все-таки случается, по возможности стоит отказаться от посещения дошкольного учреждения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации для родителей. Адаптация ребенка детскому саду.

Знакомство с основными правилами поведения взрослых в период, когда ребенок начал посещать ДОУ.  Цель: помочь правильно организовать первые дни пребывания ребенка в ДОУ;- побуждать близ...

Консультация для родителей "Адаптация ребенка в саду"

Консультация для родителей "Адаптация ребенка в саду"...

Консультация для родителей "Адаптация ребенка в саду"

Консультация для родителей "Адаптация ребенка в саду"...

Адаптация ребенка к саду в возрасте 2-3 лет

У каждого ребенка при поступлении в детский сад начинается период адаптации. И его нужно обязательно пройти, чтобы приучить малыша к жизни в социуме. Адаптация в детском саду в возрасте 2−3 года...