Статья "Психолого-педагогическое сопровождение семьи, воспитывающей ребенка с расстройством аутистического спектра
статья

Бутенко Инна Алексеевна

Статья адресована в помощь родителям, воспитывающих детей с расстройством аутистического спектра

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл psihologo-pedagogicheskoe_soprovozhdenie_semi.docx19 КБ

Предварительный просмотр:

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СЕМЬИ,

ВОСПИТЫВАЮЩЕЙ РЕБЁНКА С РАСТРОЙСТВОМ

АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА

Родители, имеющие детей с расстройством аутистического спектра, постоянно находятся в состоянии хронического стресса. Депрессии, частая раздражительность являются причиной конфликтов между супругами. У родителей аутичного ребенка стресс обоснован в большей степени неоправданными надеждами, которые они возлагали на будущее. Причина такого состояния мешает родителям наладить контакт с ребёнком и помочь ему в развитии.

У родителей аутичных детей выделяют 3 типа общения с ребёнком: «директивный», «пассивно-осторожный», «активно-осторожный». Из этих типов только последний вид общения является продуктивным для адаптации ребенка с РАС. Он подразумевает еще более глубокий эмоциональный контакт родителей с ребенком. Отношение к ребенку измеряется не временем, проведенным с ним, а чувствами и вниманием, их качеством.

Ранняя поддержка близких ребенка позволит избежать им накопления

негативного опыта взаимодействия с малышом, организации его поведения.

Психолого-педагогическое сопровождение представляет собой одну из

моделей оказания помощи нуждающимся в психологической помощи в процессе получения образования. Психолого-педагогическое сопровождение необходимо как детям, так и семье в целом.

Психолого-педагогическое сопровождение семьи, воспитывающих детей с расстройством аутистического спектра имеет свою специфику:

– различные варианты работы с детьми с РАС и их родителями;

– особенности организации этапов индивидуальной коррекционно- развивающей работы с детьми с РАС в детском саду и дома;

– включение родителей (законных представителей) в коррекционно- развивающий процесс.

При заинтересованном взаимодействии всех участников психолого-педагогического сопровождения коррекционная работа с детьми с РАС становится наиболее эффективной, а результат - наиболее устойчивым.

Для успешной работы с родителями, педагогам необходимо использовать ряд основных условий:

1. Настрой родителей на долговременное сотрудничество (обсуждение количество встреч на перспективу);

2. Поощрение родителей за активное взаимосотрудничество, активное вовлечение в коррекционный процесс;

3. Привлечение к сотрудничеству в коррекционной работе родителей, и

других членов семьи;

4. Создание позитивно настроенного социального окружения (организация так называемого «жизненного пространства» семьи и окружения);

5. Формирование установочного компонента – адекватная мотивация,

настрой на успех, а также пересмотр собственных сложившихся стереотипов, чувств, ожиданий и представлений;

6. Документальное фиксирование консультативной помощи (аудио-, видео-, фото-отчеты самого коррекционно-развивающего процесса и его динамики).

При использовании данных условия в психолого-педагогическом  сопровождении родителей можно добиться больших результатов, которые будут способствовать положительной динамики развития ребёнка с РАС.

Очень важная и, несомненно, трудная профессиональная задача специалистов – это прояснить родительские ожидания по отношению к ребенку с нарушением в развитии, а также представить родителям перспективы будущей жизнедеятельности их ребенка. На этом этапе работы проведение индивидуальных бесед и встреч с родителями может быть более

Обоснованным и оправданным. Родителям необходимо дать понять, что это их ожидания и фактическое положение дела может не соответствовать действительности. Но особенности в развитии ребенка не означают, что у него не может быть динамики. У каждого ребенка есть потенциал развития и

специалист должен определить и представить родителю зоны его актуального и ближайшего развития. Даже незначительные изменения в динамики развития такого ребенка необходимо постоянно замечать и учитывать. Таким образом, мы формируем у родителя оптимистический настрой по адекватной оценке к развитию ребенка.

Одно из самых эффективных условий – это присутствие и участие родителей (законных представителей) на коррекционно-развивающем занятии.

Родители могут увидеть, как взаимодействуют ребёнок и специалист, как специалист на нежелательное поведение ребёнка и что нужно сделать для его устранения. У каждого специалиста есть свои педагогические приёмы и родители, наблюдая реакцию малыша, понимают, что этот приём работает. Родитель, принимая участие в данном коррекционном занятии, учиться правильно давать ребёнку инструкцию, поощрять его и делать коррекцию ошибки или просо играть.

К групповой форме психологического консультирования относится организация встреч за «круглым столом», родительских клубов, различных конференций, которые могут организовывать как специалисты образовательной организации, так и сами родители. Особо активные родители являются инициаторами в проведении таких общественных мероприятий и создают различные неформальные сообщества. Родители, имеющие опыт в воспитании аутичного ребенка, активно участвуют в поддержке и консультировании других родителей, делятся своим опытом в вопросах организации воспитания и обучения детей с аутизмом, дают советы по преодолению сложных отношений в семье, предлагают пути преодоления

личностного кризиса.

Квалифицированная помощь специалистов помогает родителям увидеть способности своего ребенка, и поменять своё отношение к нему и к его возможностям. Родители начинают ценить своего малыша как личность. Они становятся более информированным и с определённым багажом приобретённого опыта, что помогает им  понимать своего ребёнка лучше.

Изменение взгляда на ребенка меняет картину нарушенных в раннем детстве отношений мать-ребенок. Совместные коррекционно-развивающие занятия «мать-ребенок-специалист» могут дать значительный прогресс и добавить уверенности родителям в общении с ребёнком.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно-развивающая программа психологического сопровождения ребенка с расстройством аутистического спектра, воспитанника средней группы ДОУ

Коррекционно-развивающая программа психологического сопровожденияребенка с расстройством аутистического спектра, воспитанника средней группы ДОУ2016-2017 учебный год   Составитель:педаг...

"В семье ребенок с расстройствами аутистического спектра. Учимся понимать и взаимодействовать"

В материале раскрывается проблема развития и воспитания детей с расстройствами аутистического спектра....

«Сенсорные игры как средство развития познавательного интереса ребенка с расстройством аутистического спектра».

Сенсорными мы условно называем игры, цель которых дать ребенку новые чувственные ощущения.В работе рассказывается о разнообразных видах сенсорных игр с детьми РАС....

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ СОПРОВОЖДЕНИЯ РЕБЕНКА С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ (социально-коммуникативное развитие ребенка с расстройством аутистического спектра)

Аутизм – это нарушение развития, которое обычно характеризуется задержкой и нарушением социальных навыков, речи и поведения. Они не хуже и не лучше обычных детей, они просто другие. Эти дети нуж...

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РЕБЕНКА С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА В УСЛОВИЯХ ДОУ.

Инклюзивное образование в дошкольном образовательном учреждении направлено на реализацию гарантированного права обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – с ОВЗ), на получение к...

Методические рекомендации по организации работы с семьями, воспитывающими детей с расстройствами аутистического спектра.

Ребенок с аутизмом, как и всякий другой ребенок, индивидуальность, поэтому, используя общие рекомендации, нужно также учитывать специфические реакции ребенка, и на их основе, строить обучение. Описаны...