Родительское собрание в средней группе "Мнемотехника-как средство развития связной речи у детей дошкольного возраста"
консультация (средняя группа)

Жаркова Елена Владимировна

Речь – великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности для общения друг с другом.

        На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем.

 

       Чтобы ребенок нормально развивался, родителям нужно с ним общаться. Мало рассказывать что-либо или читать книжки. Необходимо формировать у малыша желание, а затем потребность делиться мыслями, выражать свои просьбы, умение слушать и слышать собеседника, а затем себя. Ни одна компьютерная программа не заменит живого общения.

        Как вы думаете, почему детям трудно дается запоминание стихотворений и правил, и легко и быстро запоминаются сюжеты кинофильмов и мультфильмов, рекламы? 

Дело в том, что в первом случае, при разучивании стихотворения, требуется произвольное запоминание (когда мы запоминаем что-то специально, это требует волевых усилий), а во втором – действует непроизвольное запоминание, основанное на эмоциях и интересе ребенка.

Что же может удержать внимание и сделать процесс запоминания простым и непринуждённым?

На помощь приходят сюжетные картинки.

 

«Если ребенок молчит, покажите ему картинку, и он заговорит» 
Мозгу человека гораздо проще "опираться" на образы, и именно по ним запоминать слова, фразы и даже цифры, которые до этого запоминались с большим трудом. Другими словами, если ребенку сложно запомнить строки стихотворения, то с нарисованными к нему образными картинками — эффективность запоминания увеличивается на порядок.

 

 Как показала практика, метод мнемотаблиц помогает эффективно воспринимать и воспроизводить полученную информацию.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelskoe_sobranie_mnemotehnika.docx21.17 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение общеобразовательного типа

 детский сад №45 г. Новороссийск

Родительское собрание

в средней группе №12

Тема:

«Мнемотехника – как средство развития связной речи у детей»

г. Новороссийск, 2023г.

Цель: Вовлечение родителей в процесс формирования у детей связной речи, используя метод мнемотехники.

 Оборудование: Картотека мнемодорожек и мнемотаблиц. Видеоролики использования мнемотехники в режимных моментах. Буклет «Что такое мнемотехника?»; памятка «Использование мнемотехники в развитии связной речи дошкольников»

План проведения:

  1. Актуальность данной темы.
  2. Выступление педагогов: «Что такое мнемотехника?»
  3. Мастер-класс по составлению мнемотаблиц-схем для родителей.

Ход заседания:

1.Актуальность данной темы.

Добрый вечер уважаемые родители!

       Мы очень рады, что вы нашли время и пришли на наше родительское собрание. Только сотрудничество и сотворчество педагогов с родителями может принести реальную пользу в деле воспитания детей, а наиболее результативными формами общения педагогов с семьями воспитанников могут стать нетрадиционные, неформальные, творческие мероприятия. Наше родительское собрание как раз и является таковым.

        Речь – великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности для общения друг с другом.

        На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем.

С какими проблемами нам педагогам приходится сталкиваться?

Существующие проблемы речи современных детей:

- односложная, состоящая лишь из простых предложений речь, неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение.

- бедность речи, недостаточный словарный запас.

- употребление нелитературных слов и выражений.

- бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ.

- неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.

- отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.

- отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.

- плохая дикция

       Чтобы ребенок нормально развивался, родителям нужно с ним общаться. Мало рассказывать что-либо или читать книжки. Необходимо формировать у малыша желание, а затем потребность делиться мыслями, выражать свои просьбы, умение слушать и слышать собеседника, а затем себя. Ни одна компьютерная программа не заменит живого общения.

        Как вы думаете, почему детям трудно дается запоминание стихотворений и правил, и легко и быстро запоминаются сюжеты кинофильмов и мультфильмов, рекламы? (высказывания родителей).

Дело в том, что в первом случае, при разучивании стихотворения, требуется произвольное запоминание (когда мы запоминаем что-то специально, это требует волевых усилий), а во втором – действует непроизвольное запоминание, основанное на эмоциях и интересе ребенка.

2.Что такое мнемотехника?

      Что же может удержать внимание и сделать процесс запоминания простым и непринуждённым?

На помощь приходят сюжетные картинки.

«Если ребенок молчит, покажите ему картинку, и он заговорит» 
Мозгу человека гораздо проще "опираться" на образы, и именно по ним запоминать слова, фразы и даже цифры, которые до этого запоминались с большим трудом. Другими словами, если ребенку сложно запомнить строки стихотворения, то с нарисованными к нему образными картинками — эффективность запоминания увеличивается на порядок

Метод мнемотаблиц:

Как показала практика, метод мнемотаблиц помогает эффективно воспринимать и воспроизводить полученную информацию.

Мнемотаблицы:

- являются прекрасным материалом по развитию речи;

- используются для пополнения словарного запаса и развития речи;

- применяются при обучении пересказу и составлению рассказов, заучивании наизусть

Значит, с помощью мнемотаблиц можно решить такие задачи как:

  • Развитие речи и пополнение словарного запаса.
  • Преобразование образов в символы.
  • Развитие памяти, внимания и образного мышления.
  • Развитие мелкой моторики.

На столах вы видите памятки по использованию мнемотехники – это будут ваши «путеводители» в загадочный мир мнемотехники и, надеемся, в дальнейшей вашей работе.

      Приятно, когда ребенок с удовольствием сначала учит и потом декламирует стихи перед любой аудиторией. Но что делать, когда надо выучить стихотворение обязательно, а ребенок не соглашается на это «ни за что на свете»? Ребенок может отказываться под разными предлогами: «я не смогу», «я не хочу», или просто без объяснений взять и уйти заниматься своими делами. При этом причина нежелания, как правило, одна: слишком большой объем новой информации, которую надо запомнить. Мозг маленького человечка просто пытается защититься от информационной перегрузки.

Выскажите свое мнение, как правильно поступить в этом случае? Что вызывает у родителей трудности при выполнении речевых заданий с детьми дома (Ответы родителей)

- отсутствие наглядного материала,

- не знание методов и приёмов развития речи,

- трудности организации занятий,

- поиск мотивации к речевой деятельности 

Поэтому, мы педагоги, считаем вполне обосновано, познакомить вас родителей с методом мнемотехники, который является доступным и эффективным для развития связной речи, даже с учетом выше перечисленных трудностей.

Метод мнемотехники один из ведущих способов развития у детей связной речи.

Мнемотехника:

- обеспечивает эффективное запоминание,

- сохранение и воспроизведение информации,

- и конечно развитие речи.

Цель - развитие памяти, мышления, воображения, внимания, а именно психических процессов, ведь именно они тесно связаны с полноценным развитием речи

Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично Глядя на эти схемы – рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию. Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.

Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определённая информация. Мнемотаблицы - являются зрительным планом, делают рассказы, сказки чёткими, связными и последовательными.

     Для детей младшего и среднего возраста рекомендуют давать цветные мнемотаблицы, так как в памяти у детей остаются отдельные образы: лиса-рыжая, мышка – серая, елочка – зеленая, а для старших дошкольников- чёрно-белые. Старшие дошкольники могут сами участвовать в их рисовании и раскрашивании.

Методика использования мнемотехники (показ мнемосхем выставочной зоне).

Начинается работа с простейших мнемоквадратов (работа в выставочной зоне). Так проводится работа над словом. Например, даётся слово «лист», его символическое обозначение. Дети постепенно понимают, что значит «зашифровать слово». Затем последовательно переходим к мнемодорожкам. Потом, переходим к поэтапному кодированию сочетаний слов, запоминанию и воспроизведению предложений по условным символам, например, мнемодорожка о ветре (см. выставочную зону). И позже к мнемотаблицам. Количество ячеек в таблице зависит от сложности и размера текста, а также от возраста ребёнка. Для изготовления необходимых картинок-схем не требуются художественные способности, любой в состоянии нарисовать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранному стихотворению. Важно, чтобы нарисованное было понятно детям.

     Пересказ. Ему принадлежит особая роль в формировании связной речи. Здесь совершенствуется структура речи, ее выразительность умение строить предложения. И если пересказывать с помощью мнемотаблиц, когда дети видят всех действующих лиц, то свое внимание ребенок уже концентрирует на правильном построении предложений, на воспроизведении в своей речи необходимых выражений.

3.Мастер-класс по составлению мнемотаблиц-схем для родителей

А сейчас, уважаемые родители, мы с Вами попробуем поработать с мнемотаблицами.

Вы видите перед собой три мнемодорожки для составления предложений. Необходимо придумать к ним предложения и зачитать их.

       Вы получите текст - стихотворения. Необходимо составить мнемодорожку или мнемотаблицу и объяснить, почему Вы выбрали те или иные символы.

«Сидит девица в темнице, а коса ее на улице».

«Кошка в окошке подушку шьет, а мышка в сапожках избушку метет».

«Две сестрицы – две руки рубят, строят, роют,

Рвут на грядке сорняки и друг друга моют».

      Подведение итогов 

         Итак, использование приёмов мнемотехники делает разучивание стихов весёлым, эмоциональным, и при этом позволяет параллельно решать ряд задач: развитие мелкой моторики рук, совершенствование навыков ориентировки на плоскости листа, расширение словарного запаса, развитие связной речи детей.

         Постепенно овладевая всеми видами связного высказывания с помощью моделирования, дети учатся планировать свою речь. Чем раньше мы будем учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники, тем лучше подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребёнка и готовности его к школьному обучению.

Благодарим вас за активное участие в проведении родительского собрания.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Моделирование-как средство развития связной речи у детей дошкольного возраста

Формирование у ребенка обобщенного представления о логической последовательности текста, на которые они ориентируются в самостоятельной речевой деятельности...

Виды связной речи. Пересказ - важное средство развития связной речи у детей дошкольного возраста с ЗПР.

  Речь - это своеобразная форма познания человеком предметов и явлений действительности и средство общения людей друг с другом. Речь    имеет    основные...

Проект Коммуникативная компетентность как средство развития связной речи у детей дошкольного возраста посредством театрализации.

Тема: «Коммуникативная компетентность как средство развития связной речи у детей дошкольного возраста посредством театрализации».Введение. Развитие связной речи является центральной задаче...

Интеррактивная игра как средство развития связной речи для детей дошкольного возраста

Использование игры для позитивной социализации и развития речи дошкольников во время приобретения знаний о родном городе...