Выступление на педсовете: " Центры речевого развития"
статья

Сташкова Мария Николаевна

Центры речевого развития содержание

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tsentr_rechevogo_razvitiya_doklad_1.docx7.88 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учереждение " Детский сад " Газовичок" г. Надыма"

( МДОУ  "  Детский сад " Газовичок" г. Надыма")

Выступление на педагогическом совете :


 "Центры речевого развития: содержание".

Подготовила:  Сташкова М.Н.

Надым, 2022 год

Речевые центры должны быть в группах и привлекать к себе внимание детей, желание играть, именно в данном отведенном пространстве.

Цель  речевого центра: способствовать созданию оптимальных условий для организации предметно -развивающей среды в группе для совершенствования процесса развития и коррекции речи детей.

Задачи:

  1. Формирование фонематического восприятия и слуха.
  2. Закрепление навыков правильного произношения звуков.
  3. Закрепление навыков, полученных на занятиях.
  4. Активизация словаря, обобщающих понятий и лексико-грамматических категорий.
  5. Развитие связной речи.
  6. Развитие мелкой моторики.

Содержание речевого уголка определяется не случайно, а в строгом соответствии с программой, физиологическими и психологическими особенностями формирования речи детей.Подбор игрового и дидактического материала осуществляется учителем -логопедом и воспитателем совместно, что делает их взаимодействие не формальным, а очень тесным и плодотворным.

Речевая развивающая среда: создает благоприятные условия для формирования речевых умений и навыков детей не только в специально организованном обучении, но и в самостоятельной деятельности; обеспечивает высокий уровень речевой активности детей; способствует овладению детьми речевыми умениями и навыками в естественной обстановке живой разговорной речи.Развитием речи, развитием речевого дыхания, развитием мелкой моторики  необходимо заниматься с самых ранних лет ребенка. Развитие речевого дыхания - это закрепление правильного речевого выдоха и формирование умения контролировать силу и длительность воздушной струи. Для этого используют картотеку игр, комплекс дыхательных упражнений, примеры игр: «Забей гол», «Дождик», «Снегопад». Для  развития мелкой моторики используются : пальчиковая гимнастика с использованием стихов, песенок, потешек; народные игры с ладошками. Также пару слов хотелось бы сказать о  работе над грамматическим строем речи- это  обучение различным способам словообразования, формирование грамматически правильной речи, пополнение словарного запаса: активизация словаря, обобщающих понятий и лексико-грамматических категорий. Могут пригодиться предметные картинки по лексическим темам; «Большие и маленькие» (употребление в уменьшительно -ласкательной форме) «Что из чего сделано»; «Транспорт»; «В мире животных» и др.

Для закрепления правильного речевого выдоха используются султанчики, вертушки, мыльные пузыри, листочки, используем упражнения «Ты плыви, кораблик!», «Буря в стакане» . Для формирования фонематического восприятия слуха центр речевого развития оснащен должен быть  предметными, сюжетными картинками для высказывания звуков, игры с парными карточками. Для активизации словаря обобщающих понятий и лексико – грамматических категорий должны быть предметные картинки по темам: «Овощи», «Фрукты», «Транспорт», «Животные», «Бытовые приборы», «Мир вокруг тебя», дидактические игры: «Что из чего сделано», «Времена года», «Свойства», «Умные машины», «Во саду ли, в огороде», «Фигуры» и другие. Для развития связной речи в группе может быть оформлен кукольный театр, на занятиях и в индивидуальной работе по развитию речи могут использоваться  опорные схемы, мнемотаблицы по сказкам, коллаж по сказкам, мнемодорожки, помогающие выстраивать фразы. В любой группе есть  центр «Мир книги», так как развитие активной речи является основной задачей развития детей, то в центрах любимой книги и развития речи подобраны наборы предметных картинок и сюжетных картин.  Дети всегда  любят, когда им читают  книги и рассматривают с ними картинки, что способствует развитию речи. Педагогом могут быть использованы   маски, которые используются в подвижных играх, которые сопровождаются потешками, диалогами, звукоподражанием.

Развитие мелкой моторики тесно связано с развитием речи ребёнка. Для развития мелкой моторики  используются мячики, прицепки, трафареты, пальчиковые игры, мозаики, игры – шнуровки, конструктор, игры «Забавные пуговицы», «Тактильные дощечки».

Настольные игры имеют огромное значение в развитие речи детей. Так например, логопедическое лото «Говори правильно С, Щ, Р, Р`Л, Л`» предназначены для автоматизации одного проблемного звука и способствует тому, чтобы дети в дальнейшем чётко произносили этот звук в словах и не смешивали его с другими звуками. Дидактическая игра «Рассказы о животных» учит детей составлять небольшие предложения и рассказы.

Итак, можно посоветовать использовать в своей работе:  

1.  Картинки по лексическим темам.

2.  Каталог игр:

 а) по звуковой культуре речи;

 б) упражнений артикуляционной гимнастики;

 в) упражнений дыхательной гимнастики;

 г) пальчиковой гимнастике.

3.  Художественные произведения по программе и др.

4.  Словесные дидактические игры.

5.  Чистоговорки, стихи, потешки, поговорки, приговорки.

6.  Предметные и сюжетные картинки для составления описательных рассказов.

7.  Различные виды театров.

8.  Картинки:

а) с изображением явлений природы;

б) предметами домашнего обихода;

в) основными частями предметов;

г) изображением труда взрослых (повар готовит, няня убирает, мама шьет);

д) с изображением размера, цвета, качества предметов (красный т.д., чистый-грязный, сладкий -горький, большой -маленький т.д.);

е) с изображением действий (ложится спать, садится, одевается, гуляет, подметает, моет, гладит т.д.).

ё) с изображением предметов во множественном числе (один стол – много столов, одна кукла – много кукол);

ж) для согласования существительных с числительными (1-а груша, 2-е груши, 5 груш)

9.  Зеркало или индивидуальные зеркала.

Самое главное заинтересовать ребенка, чтоб ему было интересно, увлекательно заниматься, тогда будут результаты, хорошие результаты. Спасибо за внимание!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

выступление на педсовете на тему "Развитие речи детей дошкольного возраста"

Развитие связной речи детей дошкольного возраста методом наглядного моделирования...

Выступление на педсовете на тему: «Развитие речи детей через театрализованную деятельность» /из опыта работы/

Дошкольное образовательное учреждение - первое и самое ответственное звено в общей системе народного образования. Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном дет...

Выступление на педсовете Познавательно-речевое развитие ребенка в условиях ДОУ

Выступление на педсовете Познавательно-речевое развитие ребенка в условиях ДОУ...

Выступление на педсовете Познавательно-речевое развитие ребенка в условиях ДОУ

Выступление на педсовете Познавательно-речевое развитие ребенка в условиях ДОУ...

Модель центра познавательного развития. Центр речевого развития.

Для активизациии деятельности педагогов ДОУ по совершенствованию развивающей предметно-пространственной среды (РППС) в возрастных группах по речевому развитию в условиях введения ФГОС ДО разработана м...