Доклад по теме: «Создание условий в ДОУ по речевому развитию дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО»
консультация (подготовительная группа)

Лариса Викторовна Колосова

             «Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать.

        Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться».

                                                                                                                                 Л. А. Венгер.                                                                          

 Речевое развитие дошкольников включает в себя овладение речью, как средством общения и культуры, это обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчестваразвитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой;  понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой культуры речи,  как предпосылки обучения грамоте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rechevoe_razvitie_detey_kolosova_l.v.docx18.87 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад по теме:

«Создание условий в ДОУ по речевому развитию дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО»

  Подготовила: Колосова Л.В., воспитатель МБДОУ ДС №71 «Почемучка».

             «Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать.

        Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться».

                                                                                                                                 Л. А. Венгер.                                                                          

 Речевое развитие дошкольников включает в себя овладение речью, как средством общения и культуры, это обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой;  понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой культуры речи,  как предпосылки обучения грамоте.

      Чем лучше будет развита речь ребенка в дошкольные годы, тем выше гарантия успешного его школьного обучения. Не всегда мы добиваемся высокого уровня развития речи детей, используя традиционные методы и формы организации работы. Особенно это актуально в настоящее время, так как из жизни ребенка уходит речь. Дети много времени проводят перед телевизором, компьютером, некоторые дети порой загружены различными секциями, кружками и т. д.

        Воспитатели всегда стремятся к развитию осознанной и активной речи детей. Именно речевая активность, ее объем и характер становятся главными показателями успешности учебно-познавательной, игровой, коммуникативной, трудовой и других видов деятельности. Все достижения ребенка в ознакомлении с миром природы и социума, в математике, изо деятельности и т. д. не будут заметны, если они не выражаются в его активной речи. Речь связана с познанием окружающего мира, развитием сознания и личности. Речь формируется в процессе существования ребенка в социальной среде.      Речевая среда рассматривается достаточно широко. Это не только речь окружающих взрослых и детей, но и телевидение, радио, кино, театр. Речевой средой в дошкольные годы является, речь взрослых и детей в семье и детском саду. В нее входит и целенаправленное обучение родной речи, которое осуществляется в разных формах в дошкольных учреждениях. Средством обучения развития детей служит речь педагога.

         В традиционной дошкольной методике развития речи основной формой является обучение на специальных занятиях. Но практика и многочисленные современные исследования доказали, что на занятиях речь детей плохо развивается, речевые фронтальные занятия недостаточно эффективны.

          Овладение речью происходит в процессе общения и в ходе познания ребенком действительности. Педагог организует и материальную, и языковую среду, увлекает в совместную деятельность и выступает как образец, живой носитель тех способностей, которыми малышу предстоит овладеть. Педагог – образец речевой культуры, он обладатель таланта общения – главного таланта в жизни. При этом для педагога развитие речи детей – одна из важнейших целей работы. Для детей речь средство реализации своих потребностей в общении, в игре, в познании.

           Поэтому и основной формой обучения является не столько специальные занятия, сколько естественная жизнь детской группы. Но жизнь эта также организуется и протекает в различных формах: общение, игры, пение, развитие речи через использование СМИ (радио, телевизор, периодическая детская печать), труд: трудовые и речевые действия, досуг: праздники и развлечения, как эффективная форма обучения речи.

Развивать речь ребенка, не включая его в какую-либо деятельность, невозможно!

Ребенок развивается в деятельности, его речь тоже развивается только в деятельности. Ребенок – самое трудолюбивое и деятельное существо на свете – так утверждают все исследователи дошкольного детства.

Формирование правильной речи ребенка является одной из основных задач дошкольного образования. В связи с этим встал вопрос создания оптимальных психолого-педагогических условий для полноценного речевого развития детей. С целью целенаправленного поэтапного решения данной проблемы ежегодно в годовой план ДОУ включаются задачи речевого развития дошкольников. Решение поставленных задач осуществляется через различные мероприятия с детьми, педагогами и родителями.

 Цель у всех участников педагогического процесса едина: поиск эффективных приемов повышения качества речевого развития детей.

Создание условий для полноценного развития речи детей предусматривает:

• создание развивающей предметно-пространственной среды;

• целенаправленная работа воспитателей и узких специалистов над речевым развитием детей во всех видах детской деятельности;

• повышение профессионального роста педагогов в вопросах речевого развития дошкольников;

• изучение состояния устной речи детей;

• участие родителей в речевом воспитании детей.

«В пустых стенах ребёнок не заговорит»…- заметила в своё время Е. И. Тихеева. Насыщая групповое пространство, воспитатели заботятся в первую очередь о том, чтобы дети могли в группе удовлетворить свои важные жизненные потребности в познании, в движении и в общении. С целью создания эффективной развивающей предметно-пространственной среды в дошкольном учреждении оформлены книжные центры, центры природы, мини-лаборатории, центр театра и музыки, центр «Мы играем». Педагоги накапливают и систематизируют разнообразный практический материал для организации речевых игр и занятий: пособия для проведения артикуляционных упражнений, комплексы пальчиковых игр, игрушки для развития правильного речевого выдоха, тематические альбомы, игры для обогащения словарного запаса, формирования грамматического строя, связной речи, развития фонематического слуха и мелкой моторики. Педагоги большое внимание уделяют развитию словаря, проводят систематическую работу по формированию связной речи и ее активизации. Постоянно работают над звуковой культурой речи, как на занятиях, так и в режимных моментах. На музыкальных занятиях проводят работу над интонационной выразительностью, чёткой дикцией, дыханием. Ежедневно проводят артикуляционную и пальчиковую гимнастику.

Немаловажным условием является и профессионализм педагогов. Педагоги используют разнообразные методы и приёмы, формы работы, стимулирующие речевую деятельность детей. Это создание проблемных ситуаций, в которых ребенок высказывается (высказывает свою просьбу, мнение, суждение), решение речевых логических задач, игры-драматизации, составление загадок, использование опорных схем и картинок в обучении рассказыванию и др.

Чтобы позитивно повлиять на качественное и своевременное речевое развитие дошкольников, максимально предупредить возможные отклонения в развитии их речи, проводится всесторонняя и тщательная проработка организационно-содержательных аспектов создания условий для полноценного развития речи детей, используется педагогический потенциал специалистов ДОУ и родителей.

Организация работы с родителями, направлена на формирование правильного познавательно-речевого воспитания ребенка в семье, которая  является необходимым условием при создании единого речевого пространства в ДОУ. Повышение педагогической компетентности родителей в вопросах познавательно-речевого развития ребенка, побуждение их к деятельности по общему и речевому развитию ребенка в семье осуществляются через:

• Оформление информационного стенда для родителей в приёмных группы.

• Разработка рекомендаций для родителей по познавательно-речевому развитию детей и оформление в виде буклетов методичек, папок-раскладушек, брошюрок.

• Проведение семинаров – практикумов по ознакомлению с особенностями речевого развития дошкольников;

• Проведение конкурсов «Сочиняем сказки вместе», «Чудо с грядки-огорода», «Зимняя сказка».

• Проведение индивидуальных бесед с родителями по итогам обследования речи детей.

• Практические советы родителям – артикуляционные упражнения для произношения определённых звуков, игры и упражнения на закрепление пройденного материала.

• Проведение родительских собраний с приглашением учителя-логопеда.

• Приобретение и изготовление игр и пособий по развитию речи.

      Включение родителей в педагогический процесс является важнейшим условием полноценного познавательно-речевого развития ребенка. Как известно, образовательно-воспитательное воздействие состоит из двух взаимосвязанных процессов – организации различных форм помощи родителям и содержательно-педагогической работы с ребенком. Такой подход к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения обеспечивает непрерывность педагогического воздействия.      Важнейшим условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьей и детским садом, в ходе которого корректируются позиции родителей и педагогов. Ни одна, даже самая лучшая, развивающая программа не может дать полноценных результатов, если она не решается совместно с семьей, если в дошкольном учреждении не созданы условия для привлечения родителей к участию в образовательно-воспитательном процессе.

Таким образом, при условии правильного организованного педагогического процесса с применением игровых технологий, а также с правильно организованной предметно– пространственной средой речевое развитие ребенка будет полноценным и эффективным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Создание условий в ДОУ по речевому развитию дошкольников в условиях реализации ФГОС», доклад

Уровень обр. орг.,консультация для воспитателей, АОУ детский сад №10 «Лучик», 28.01.2020г....

«Создание условий в ДОУ по речевому развитию дошкольников в условиях реализации ФГОС», доклад

Уровень обр. орг.,консультация для воспитателей, АОУ детский сад №10 «Лучик», 28.01.2020г....

Консультация «Создание условий в ДОУ по речевому развитию дошкольников в условиях реализации ФГОС»

Речь – яркий показатель развития ребенка. Учеными доказано, что речь ребенка, не подготовленного к школе, обычно сохраняет черты речи, свойственные детям более раннего возраста и соде...

Консультация для педагогов "Создание условий в ДОУ по речевому развитию дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО"

Речевой средой в дошкольные годы является, прежде всего, речь взрослых и детей в семье и детском саду. В нее входит и целенаправленное обучение родной речи, которое осуществляется в разных формах в...

Доклад по теме: «Создание условий в ДОУ по речевому развитию дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО»

           «Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать.        Быть готовым к школе – зна...