Родительское собрание в средней группе на тему: "Детское музицирование - это игра?", 2023 год
материал (средняя группа)

Дьячкова Екатерина Викторовна

Конспект выступления на родительском собрании с проведением мастер-класса по изготовлению музыкальных инструментов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelskoe_sobranie_sentyabr_2023.docx28 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание.

Тема:  « Детское музицирование – это игра? »

                                                                             

                                                                              Подготовила:

                                                                      Музыкальный руководитель

 Дьячкова Екатерина Викторовна

                                                                     

                                                                       

Цель:   Вовлечь родителей в процесс музыкального  воспитания  детей в рамках современного дошкольного образования.

Задачи: Дать родителям знания о значении музыкальной игрушки, её роли в игре ребёнка;

  вооружить знаниями  о целесообразном педагогическом подборе музыкальных  игрушек

( детских муз. инструментов  ); приобщить ребёнка к игре на музыкальных инструментах.

План:

  1. Вступительное слово;
  2. Мастер-класс;
  3. Заключительная часть.

Вступительное слово:  Я хочу начать выступление со слов великого педагога  Василия Александровича    Сухомлинского: «Музыка является самым чудодейственным, самым тонким средством привлечения к добру, красоте, человечности. Чувство красоты музыкальной мелодии открывает перед ребёнком собственную красоту - маленький человек осознаёт своё достоинство, развивает духовные силы ребёнка, его творческую активность. Жизнь детей без музыки невозможна, как невозможна без игры и без сказки….

       Музыка открывает для ребенка дорогу в творчество, способствует гармоничному личностному развитию. Музыка оказывает влияние не только на развитие непосредственно музыкальных способностей, но и способствует социализации ребенка, а также формирует его духовную культуру.

 Сегодня я хочу познакомить вас с музыкальным воспитанием в нашем детском саду.

               Мы работаем над развитием у детей восприятия музыки, способности воспринимать музыкальные произведения и переживать  героям и персонажам, развиваем музыкальную эрудицию и культуру, а также, предоставляем возможность для реализации самостоятельной музыкальной творческой деятельности.

       В детском саду проводятся музыкальные занятия 2 раза в неделю в каждой возрастной группе. На занятиях дети учатся петь, обучаются движениям под музыку, танцуют, играют в музыкальные игры, учатся играть на шумовых музыкальных инструментах, учатся слушать и понимать музыку.  Все свои навыки дети показывают на различных праздниках и развлечениях, проводимых в детском саду в течение всего учебного года.

         У каждого возраста есть свои особенности. В данной возрастной категории, в которой находятся ваши дети обучение проходит в основном в  игровой форме. Почему, как вы думаете? Все дети любят играть, в процессе игры они познают этот мир, в том числе и музыкальный мир, музыкальные звуки  и  образы. Поэтому  сегодня мы особое внимание уделим музыкальным игрушкам, музыкальным инструментам.

В детском саду используются детские  шумовые  инструменты, такие как : колокольчик ,

бубен, треугольник, погремушки, маракасы, свистульки, ложки, трещотки, и т. д.

Это не профессиональные, детские инструменты, они доступны детям, на них легко играть, и  их роль нельзя недооценивать. Стоит только дать в руки ребёнку такой инструмент, как  даже не очень эмоциональный  и замкнутый ребёнок , превращается  в настоящего  музыканта.  Мы называем это элементарным музицированием.    

      Элементарное музицирование – это игра на инструментах и игра с элементами музыки: ритмом, тембром, динамикой и т.д. Музицирование даёт шанс каждому ребёнку выразить себя: придумать интонацию, изменить уже придуманное, показать своё отношение к музыке в различных движениях, украсить жестом, соединить всё вместе, по частям и т.д.  Внутренней сутью всех игровых методик является ценность самого творческого процесса при активном общении с музыкой.

А сейчас позвольте вашему вниманию представить фрагменты нашего музыкального занятия.

Видеофрагмент занятия

Основная часть:

Детское музицирование является активным видом деятельности, в котором совершенствуется мышление малыша, развивается способность проявлять инициативу, самостоятельность. А самое главное, обогащается его эмоциональная сфера.

В процессе игры на инструментах ярко проявляются индивидуальные черты каждого: наличие воли, эмоциональность, сосредоточенность, воображение. Этот вид деятельности помогает раскрыть духовный мир, преодолеть застенчивость, скованность.

Сделанные своими руками инструменты помогут вам приучить малыша к совместному труду. Для конструирования нужно не так уж много – желание и чуть-чуть выдумки!

Не делайте всё сами. Пусть малыш участвует  в изготовлении инструмента: насыпает зерно, помогает оформить и т.д. Советуйтесь с ребенком, учитывайте его вкус.

Мастер-класс

«Изготовление музыкальных инструментов своими руками»

  1. «Шум дождя», его еще называют «посох дождя» или «rain stick», — это перкуссионный (шумовой) музыкальный инструмент, который первоначально изготавливался латиноамериканцами из высушенных стеблей кактуса для использования в шаманских ритуалах вызывания дождя.

Звук, который производит rain stick, очень напоминает шум дождя, а сделать этот музыкальный инструмент своими руками с детьми совсем несложно. Для того чтобы сделать «шум дождя», потребуется совсем немного времени и несколько нехитрых приспособлений, а именно:

  • трубка от фольги или бумаги для выпечки;
  • шило;
  • зубочистки;
  • ножницы;
  • клей;
  • полстакана любой крупы (я использовала пшено);
  • картон;
  • цветной скотч и / или другие материалы для декорирования инструмента.

Пошаговая инструкция по изготовлению своими руками детского музыкального инструмента «шум дождя»:

  1. С помощью шила делаем отверстия в трубке от фольги, располагая их по спирали. Чем больше отверстий, тем больше звук инструмента будет напоминать шум дождя.
  2. В получившиеся отверстия вставляем зубочистки и закрепляем их в отверстиях капельками клея.
  3. Ножницами или кусачками обрезаем лишние концы зубочисток.
  4. Закрываем один конец трубки картонным кружком, закрепляем скотчем.
  5. Насыпаем в трубку несколько ложек крупы и, закрыв второй конец ладонью, проверяем звук. Вместо крупы можно использовать бисер, мелкие бусины и т.п.
  6. Когда подходящий звук будет найден, закрываем второй конец трубки картонным кружком и закрепляем скотчем.
  7. Украшаем получившийся инструмент по желанию. Можно сделать декупаж, аппликацию, задекорировать концы «посоха дождя» шнурами и лентами, обвязать крючком, цветным скотчем.

Играть можно не только на музыкальных инструментах, но и любых окружающих нас в быту предметах. Вокруг нас – звучащий мир, не упускайте возможность познать его богатства и познавайте его вместе с вашим ребёнком!

2. «Маракасы»

Из пустых пластиковых, деревянных, картонных и металлических контейнеров получаются отличные шейкеры. Шейкерами (от англ. to shake - трясти) называют ударные музыкальные инструменты для создания ритмов. Обычно это закрытая емкость из твердого материала, частично заполненная песком, дробью, бисером, зернами, в общем, чем-нибудь сыпучим.

  1. «Барабан»

Барабан сделать очень просто: из пластмассового ведёрка из-под майонеза, коробки из-под шляп, кастрюли и т.д.

    4. «Кастаньеты»

 Всем известны испанские кастаньеты из дерева. Их можно сделать из полоски  картона и железных крышек. Согните картон пополам, закрепите крышку на внутренней стороне картона шляпкой вверх. То же сделайте с другой крышкой так, чтобы при  соединении двух половинок картонки крышки стукались друг о друга и издавали звук. Можно использовать вместе крышек железные монеты.

  1. «Звучащие бокалы»

 Это ксилофон из бокалов. Выставляем бокалы в ряд, наливаем воду  и настраиваем звук. Уровень воды в сосуде влияет на высоту звука: чем больше воды, тем звук ниже.

Три секрета игры на бокалах:

- выбирайте бокалы из тонкого стекла;

- перед игрой тщательно мойте руки;

- при игре едва касайтесь краёв бокала пальцами, смоченными водой.

  1. «Коробочка»

Нужно взять маленькую коробочку, раскрасить её или обклеить цветной бумагой. Играть на инструменте можно деревянной палочкой.

  1. «Румба» Нам потребуется: рогатка, леска или металлическая проволока и материал для нанизывания (колокольчики, скорлупа и т.д.).
  2. «Ореховый ксилофон»

На картонную поверхность наклеить скорлупу грецкого ореха. Играть по скорлупкам нужно палочкой.

Игра на музыкальных инструментах может производиться не только под музыку.  Сейчас я хочу пригласить вас принять участие в небольшом поэтическом этюде  «Утро в лесу».

Ррдители  рассаживаются  по  кругу, исполняют с помощью шумовых инструментов этюд                         

         

   « Утро в лесу »

Тихо бродит по дорожке                         Барабан

Утро в золотой одёжке

Где листочком зашумит,                       Маракас

Где росинкой зазвенит.                      Колокольчик

Раздаётся громкий стук,                     Ложки

Это дятел – тук да тук,

Дятел делает дупло,

Птичкам будет там тепло.

Из – за леса не спеша                                  Султаны

Вышла рыжая лиса.

Ступает она мягко

По шёлковой травке.

Белка прыгнула наверх,                               Орехи

И грызёт там свой орех.

 Вот идёт по шишкам                                  Шишки

Косолапый мишка.

 Ветерок вдруг налетел                              « Дождь»

По деревьям зашумел.

  Тучки разгоняет                                              Бубенцы

Солнышко сияет.

В небе крылья расправляя                               Свистулька

Жаворонок вьётся,

Чив – чив – чив, чив – чив – чив ,

Над полями  льётся….

Заключительная часть:
Вот так можно озвучить любую литературную композицию, любую сказку, и даже сочинить свою сказку или рассказ. Придумывайте, экспериментируйте и творите

вместе со своим ребёнком.

Упражнения с детскими самодельными инструментами

  1. Ритмично аккомпанировать любой мелодии.
  2. Музыкальная зарисовка: сопровождать шумовыми звуками рассказ или сказку.
  3. Песня по куплетам. В каждом новом куплете песни вступает новая группа инструментов.
  4. Песня с оркестром. В 1 куплете играет один инструмент, во 2 соединяется с другим и т.д.
  5. Диалог без слов. Менять ритм и силу звука.
  6. Игра «Эхо».
  7. Импровизация – игра по желанию

Я надеюсь, что  вы почувствовали  себя музыкантами и открыли для себя что – то новое. И в заключении хочется сказать, что музыка дарит и родителям и детям радость совестного творчества, насыщает жизнь яркими впечатлениями. Необязательно иметь музыкальное образование, чтобы  регулярно отправляться с вашими малышами в удивительный мир гармонии звуков!

Литература:

  1. « Родительские собрания в условиях перехода к ФГОС »,  А.Я. Ветохина,

Л.Ю. Крылова)   2014г.

  1.    « Открытые мероприятия »   ( Аджи А.В. ,  Кудинова А.П. )    2014г.
  2. « Развитие ребёнка в музыкальной деятельности»  ( М.Б. Зацепина ) 2010г.

         

               

     

                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка родительского собрания в младшей группе на тему: "Детское упрямство и капризы"

Упрямые дети доставляют массу неприятностей родителям, и те единодушно считают своих детей упрямыми. Но в детском саду далеко не все такие дети осмеливаются столь же настойчиво демонстрировать особенн...

Родительское собрание в младшей группе на тему «Детское воображение и фантазия»

Что такое воображение и фантазия? Это виды мышления, это умение мысленно представлять то, чего нет, из того, что есть в памяти. Иначе говоря, воображение - это активный творческий процесс создания нов...

Выступление психолога на родительском собрании в средней группе Тема: «ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ»

Аудитория: родители детей, посещающих среднюю возрастную группу детского сада.Цель: формировать у родителей умения выстраивать оптимальные детско-родительские отношения.Задачи:- познакомить родителей ...

Родительское собрание в средней группе на тему «Детские капризы и упрямство»

Конспект родительского собрания  в средней группе на тему "Детские капризы и упрямство" с подборкой ситуаций для дискуссии и разбора поведения......

Конспект родительского собрания в старшей группе по теме: «Детское экспериментирование»

Конспект родительского собрания в старшей группе по теме:«Детское экспериментирование»...

Родительское собрание в средней группе «Лукоморье» Тема: «Детский сад и семья – взаимодействие и сотрудничество»

Детский сад и семья – это два социальных института, от согласования действий которых зависит эффективность процесса в воспитании ребёнка. Успех сотрудничества во многом зависит от взаимных устан...

Родительское собрание в подготовительной группе на тему: «Детская журналистика - это интересно».

Цель: познакомить родителей с задачами кружка по журналистике; обогатить представления о профессии журналиста; укрепить сотрудничество семьи и педагогов....