Развитие игровой деятельности во второй младшей группе
статья (младшая группа)

Якушкина Галина Петровна

По мнению ученых, игра - это не пустая забава, а очень важный вид деятельности для маленького человека. Наблюдая окружающий мир и деятельность населяющих его людей, ребенок очень хочет стать его участником, но в полной мере, как взрослый, еще не может этого сделать.

А вот в игре он может всё! Может слетать к звездам, опуститься на дно океана, сделать операцию, подоить корову. «Только, понарошку» - возразите вы. Да, но в это время в игре по - настоящему работают воображение, мышление, речь,

по - настоящему надо стоить отношения с партнерами (даже если в их роли выступают простые игрушки).

В это время малыш по - настоящему переживает события, которые лежат в основе его игры. Это и формирует отношение ребенка к окружающему миру, к людям. Поэтому взрослым в этот момент важно понаблюдать:

заботливая ли «мама», внимательный ли «врач», вежливый ли «продавец». Для взрослого игра малыша - своеобразный экран, который высвечивает все, что усвоил малыш на очередном этапе своего развития.

И самое главное, что чем меньше малыш, тем большая помощь в игре требуется ему со стороны взрослого.

А взрослые могут продлить и разнообразить игру, предложив вовремя дополнительную игрушку или поставив новую задачу, которую малыш с удовольствием выполнит сам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igrovaya_deyatelnost_vo_vtoroy_mladshey_gruppe.docx26.38 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие игровой деятельности во второй младшей группе

 

По мнению ученых, игра - это не пустая забава, а очень важный вид деятельности для маленького человека. Наблюдая окружающий мир и деятельность населяющих его людей, ребенок очень хочет стать его участником, но в полной мере, как взрослый, еще не может этого сделать. А вот в игре он может всё! Может слетать к звездам, опуститься на дно океана, сделать операцию, подоить корову. «Только, понарошку» - возразите вы. Да, но в это время в игре по - настоящему работают воображение, мышление, речь, по - настоящему надо стоить отношения с партнерами (даже если в их роли выступают простые игрушки).

В это время малыш по - настоящему переживает события, которые лежат в основе его игры. Это и формирует отношение ребенка к окружающему миру, к людям. Поэтому взрослым в этот момент важно понаблюдать: заботливая ли «мама», внимательный ли «врач», вежливый ли «продавец». Для взрослого игра малыша - своеобразный экран, который высвечивает все, что усвоил малыш на очередном этапе своего развития. И самое главное, что чем меньше малыш, тем большая помощь в игре требуется ему со стороны взрослого.

А взрослые могут продлить и разнообразить игру, предложив вовремя дополнительную игрушку или поставив новую задачу, которую малыш с удовольствием выполнит сам.

 

Возрастные особенности детей 3-4 лет

 

В дошкольном возрасте игровая деятельность выступает в качестве ведущего вида деятельности. Именно в процессе игры развиваются основные новообразования дошкольного возраста, происходит процесс развития основных психических функций. Дошкольники, имеющие развитые игровые навыки в соответствии со своим возрастом, имеют адекватный уровень развития произвольного внимания, логического мышления, речи, воображения, т. е. адекватный уровень познавательного развития. При этом и сама игровая деятельность постоянно совершенствуется и усложняется от года к году.

3-4 года — очень важный период в жизни ребенка. Именно в этом возрасте закладываются основы будущей личности, формируются предпосылки нравственнофизического и умственного развития малыша.

Центральной функцией, которая определяет все остальные процессы, становится память. До 3-х лет ребенок развивался за счет восприятия внешнего мира, т.е. он был всецело во власти среды, был ею управляем. На четвертом году жизни, благодаря памяти, жизненному опыту,  ребенок начинает приобретать свое «Я», становится достаточно независимым от окружения. А это дает толчок к тому, что у ребенка расширяется игровой репертуар.

Он обожает играть «во взрослых» или работать «понарошку», как взрослые. Он играет и со сверстниками, но игра со взрослыми — для него по-прежнему наивысшая радость. Это позволяет родителям и воспитателям эффективно руководить деятельностью ребенка и направлять ее в необходимое русло.

Особенности развития игры во 2й младшей группе детского сада

 

1.Замысел игры, постановка игровых целей и задач:  

дети самостоятельно ставят игровые задачи для тех, с кем хотят играть, но не всегда могут понять друг друга, поэтому взрослый часто помогает словесно обозначить игровую задачу: «Какие роли есть в игре? Кто будет играть роль Белочки? Кто хочет быть Лисичкой?»  

  1. Основное содержание игры: 

сюжетно-отобразительная игра переходит в сюжетно-ролевую игру. В игре дети отражают не только назначение предметов, но и взаимоотношения взрослых.

  1. Сюжет игры: 

бытовые сюжеты преобладают, но они уже менее статичны. Чаще дети используют в играх эпизоды из хорошо знакомых сказок.

  1. Игровые действия: 

расширение спектра игровых действий (приготовление пищи, кормление, укладывание спать), игровые действия жестко фиксированы.

  1. Выполнение роли и взаимодействие детей в игре: 

ребенок берет на себя роль, но пока еще редко называет себя соответственно этой роли. Дети с интересом воспроизводят ролевые действия, эмоционально передают ролевое поведение. Сначала игра сопровождается отдельными ролевыми репликами, постепенно развивается ролевой диалог, в том числе и с воображаемым собеседником. Дети тяготеют к совместным играм со сверстниками. Они активно включаются в игры других детей. Сначала их объединения носят кратковременный характер, затем они становятся более длительными.

  1. Игровые действия, игровые предметы:  

Дети используют разные предметные способы  воспроизведения действительности: хорошо

владеют действиями с сюжетно-образными игрушками, начинают свободно применять в игре предметы-заместители, адаптируются к воображаемым предметным ситуациям, переходят на обозначение и замену предметов и действий словом. Во второй половине 4-го года жизни дети придумывают разнообразные замещения, изменяют первоначальное игровое назначение предмета. Они избирательно относятся к предметам-заместителям, част предлагают свой вариант сверстникам. Дети заменяют недостающие тематические игрушки другими предметами.

  1. Использование ролевой речи: 

наличие ролевого обращения: обращение к играющим по названию роли («дочка», «больной» и т. д.). Если спросить играющего ребенка: «Ты кто?», назовет свое имя.

  1. Правила игры: правила явно не выделены, но в конфликтных ситуациях правила побеждают.

 

Рассмотрим подробнее следующие виды игр:

 

 Подвижные игры.

 Строительные игры.

 Дидактические игры.

 Сюжетно-ролевые игры.

 

Подвижные игры

 

Дети очень активны и непоседливы, поэтому подвижные игры так важны для них. Это игры, как правило, призванные совершенствовать двигательную активность ребенка, они помогают детям развиться физически, совершенствуют многие двигательные умения и навыки, а так же такие качества, как быстрота, ловкость, сила и выносливость. В них они могут реализовать свою потребность в движении. А так как во многих подвижных игах имеются правила, нарушать которые нельзя, то это еще и дисциплинирует, воспитывает честность и выдержку. Подвижные игры, в основном, проводятся на утренней гимнастике, на физкультурных занятиях, на прогулке, и иногда в вчерне время. Такие игры особенно полезны на открытом воздухе. Значение подвижных игр: 

 Оздоровительное  Воспитательное  образовательное

 В игре необходимо использовать такие виды движений, в которых ребенок особенно нуждается в данный момент!

  

            При выборе игры учитываются: 

 

 возрастные особенности детей, их развития,  физическую подготовленность,

 количество детей,  условия проведения игры.

 

Объяснение игры:

 название игры; 

 роль играющих и их места расположения;  ход игры;  цель игры;  правила игры.

 

Рассказ сопровождается  показом! 

В игре необходимы оптимальные нагрузки!  Интенсивные нагрузки чередуются с отдыхом!

 

Строительно - конструктивные игры:

 

Строительные игры способствуют формированию положительных взаимоотношений между сверстниками. Строительно-конструктивные игры носят групповой или коллективный характер и поэтому способствуют развитию взаимопонимания, учат внимательно относиться к другим детям, общаться со сверстниками и взрослыми. Кроме того, у детей заметно развивается интерес к технике, умения доводить начатое дело до конца; видеть результат коллективного труда, его пользу. В замысле, содержании строительных игр заключена та или иная умственная задача, решение которой требует предварительного обдумывания: что сделать, какой нужен материал, в какой последовательности должно идти строительство.

В процессе строительно-конструктивных игр взрослый учит детей наблюдать, различать, сравнивать, запоминать и воспроизводить приёмы строительства, сосредотачивать внимание на последовательности действий. Дети усваивают схему изготовления постройки, учатся планировать работу, представляя её в целом, осуществляют анализ и синтез постройки.

Таким образом, строительно – конструктивные игры способствуют: - интеллектуальному развитию ребенка; - проявлению позитивной активности.

Строительные игры познавательны, имеют созидательное содержание В строительных играх с младшей группы есть замысел:  домик для куклы; гараж для машинки; конюшню для лошадки.

Строительные игры часто  переходят к сюжетно-ролевым играм и обратно.

 

Дидактические игры

 

Дидактические игры - это обучающие забавы, предполагающие организацию деятельности детей в условных ситуациях, где игровая задача имеет образовательновоспитательное значение, то есть несёт в себе познавательную ценность. Эта цель реализуется не открыто, а опосредованно: через игровую задачу (например, помочь зайчику сосчитать морковку), правило («заяц» может брать только по одной морковке и класть её в корзину), игровые действия (в «хранилище» овощей участники «идут» по очереди).  

Выдающийся советский психолог, педагог и философ Алексей Николаевич Леонтьев назвал дидактические игры «рубежными», то есть обозначающими переход от исключительно игровой деятельности к учебной.

Очень важные игры для начинающих познавать мир малышей. Эти игры дают представления об окружающих предметах, о таких важных понятиях как цвет, величина, форма. Такие игры развивают мышление, память. Это игры типа «Чей это домик», «Найди одного цвета», «Найди пару», «Из чего сделано» и др.

 

Цели и задачи дидактических игр:

 

развитие познавательной активности (воображения, памяти, наблюдательности,

скорости мышления);  

формирование понятия последовательности выполнения интеллектуальных операций (например, освоение счёта до 10);  

тренировка устойчивого и произвольного внимания;  развитие речи;

 активизация желания взаимодействовать со сверстниками и взрослыми;  расширение представлений об окружающем мире;  

 обучение ребёнка наблюдать и выделять характерные признаки предметов и

различать их;

 обучение ребёнка устанавливать простейшие взаимосвязи.

 

Элементы дидактической игры:

дидактическая задача; содержание; правила; игровые действия.

Содержанием дидактических игр является окружающая действительность!

  

Дидактические игры развивают:

 

любознательность;  умение самостоятельно решать умственные задачи;  способствуют созданию стойких игровых коллективов;

 воспитывают умение сдерживаться, управлять своим поведением

 

Виды дидактических игр:

 

Игры с предметами или игрушками.

Словесные игры.

Настольно-печатные.

 

Сюжетно-ролевые игры

 

Младший дошкольный возраст – ведущая деятельность – игра. Сюжетно-ролевая игра приближает ребенка к миру взрослых, моделируя их отношения.

Использование в игре предметов-заместителей и символов позволяет ребенку выйти за пределы реального предметного действия и воспроизвести его общий смысл в сокращенной игровой форме (поставили в ряд стульчики и на поезде куда-то поехали). Эта особенность игры определяет важную роль в интеллектуальном развитии ребенка.

Дети, во второй младшей группе, уже способны различать игровое и неигровое (реальное) действие, они овладевают основным игровым умением действовать «понарошку», «как будто», принимают воображаемую ситуацию и действуют внутри нее. Появляется условное предметно-игровое действие, иногда обозначаемое лишь жестом, а впоследствии словом («Все, покормила», - говорит девочка, совершив 2-3 движения игрушечной ложкой в сторону сидящей куклы).

 

Одновременно дети овладевают ролевым действием. Сначала изображается какойлибо персонаж (человек, животное), в наиболее привычном для него действии (мама качает, кормит, моет дочку; папа чинит машину). При этом дети не всегда называют свою роль, отвечая на вопрос «Ты кто?» - называют свое имя, позднее ребенок называет свою роль и опредмечивает действие («Я - мама, кушать готовлю»).

Становление сюжетно-ролевой игры происходит постепенно, на основе сложившейся ранее сюжетно - отобразительной игры. Этот процесс зависит от условий жизни и воспитания ребенка, его социального и игрового опыта, а так же от уровня развития воображения, речи, коммуникативных умений.

В процессе этой игры ребенок примеряет на себя различные социальные роли, ставит себя в социальные ситуации, которые он мог видеть в реальной жизни взрослых. К самым распространенным сюжетно-ролевым играм можно отнести «Магазин», «Больница», «Дочки-матери», «Парикмахерская», «Автобус» и многие другие. Как видим, большинство из них знакомят детей, с различными профессиями.

 

Особенности сюжетно-ролевой игры детей:

В основе игры лежит мнимая воображаемая ситуация.

В сюжетно-ролевой игре дети проявляют наибольшую самостоятельность.

В игре дети воплощают свой взгляд к разыгрываемой ситуации.

Сюжетно-ролевая игра дошкольников всегда носит творческий характер. Игра эмоционально  насыщена.

 

Компоненты сюжетно-ролевой игры дошкольников:

 

Сговор детей на игру. Сюжет игры.

 

Виды сюжетов в сюжетно-ролевой игре дошкольников: 

 

Бытовой сюжет игры.

 Производственные сюжеты игры. Общественные сюжеты игры.

 

В сюжетных играх развивается воображение, способность ориентироваться в смыслах человеческой деятельности, способность понимать другого.  

 

Что еще важно: психологическая польза игры

"Игра - это эмоциональный заряд, способ скрыться от страхов и неприятностей. Важно помнить, что такого периода жизни, когда воображение завладевает  всей нашей деятельностью, больше никогда не будет. Развитие ребенка в дошкольный период - это очень важно, но еще важнее - дать ему эмоциональный багаж и заряд сил идти дальше. Именно поэтому нужно не только позволять, но и учить ребенка играть. "   Игра – это специфический язык самовыражения. Часто детям трудно рассказать, что они чувствуют или как на них повлияло то, что они пережили, но они могут выразить все это посредством игры, чем помогут взрослому приблизиться к своим мыслям и тем самым позволить помочь себе. Игрушки для детей – это слова, а игра – это речь.

Итак, результатом развития игры в младшем возрасте должна стать способность ребенка самостоятельно отображать заинтересовавшие его действия взрослого, объединяя их в простейший сюжет, беря на себя соответствующую роль.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект игровой деятельности во второй младшей группе «Поиграем с мячом»

Соотнесение признаков предмета с их словесным обозначением. Стихотворение  Е. Эрато "Мяч". Подвижная игра "Поиграй со мною в мяч". Дидактическая игра "Большой, маленький". Раскрашивание....

Перспективное планирование игровой деятельности во второй младшей группе

Перспективный план игровой деятельности на месяц. Тема: транспорт...

Презентация на тему "Игровая деятельность во второй младшей группе"

Дидактическая игра "Времена года"Дидактическая игра "Фрукты, овощи"...

Обобщение опыта: "Развитие игровой деятельности во второй младшей группе"

Обобщение опыта: "Развитие игровой деятельности во второй младшей группе"...

Перспективный план работы по развитию игровой деятельности во второй младшей группе.

Сюжетно-ролевая игра                                                  ...

Открытый показа детской деятельности. Организация игровой деятельности во второй младшей группе (вторая половина дня).

Открытый показа детской деятельности.Организация игровой деятельности во второй младшей группе (вторая половина дня)....

Методическая разработка по развитию игровой деятельности детей второй младшей группы в условиях введениях ФГОС ДО

В методической разработке главное внимание обращается на влияние игры - как ведущей деятельности младшего дошкольника, на раскрытие личностных качеств ребенка. В методической разработке рассмотрены эт...