Доклад к родительскому собранию "Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста"
консультация (старшая группа)

Клаптюх Ирина Леонидовна

Данный материал поможет при проведении родительского собрания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_k_roditelskomu_sobraniyu.docx18.71 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад к родительскому собранию «Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста»

Подготовила Клаптюх И.Л.

Старший дошкольный возраст играет особую роль в развитии ребенка: в этот период жизни начинают формироваться новые психологические механизмы деятельности и поведения. Возраст 5 – 7 лет характеризуется активизацией ростового процесса: за год ребенок может вырасти на 7 – 10 см, изменяются пропорции тела. Совершенствуются движения, активно развиваются двигательные способности. При этом девочки имеют некоторое преимущество перед мальчиками. У детей активно развиваются крупные мышцы туловища и конечностей, но все еще слабыми остаются мелкие мышцы, особенно кистей рук. Воспитатель уделяет особое внимание развитию мелкой моторики.Происходят большие изменения высшей нервной деятельности. В течение шестого года жизни совершенствуются основные нервные процессы – возбуждение и особенно торможение. Это благотворно сказывается на возможностях саморегуляции. Но в целом способность к произвольной регуляции своей активности все еще выражена недостаточно и требует внимания взрослых. Формируются социальные представления морального плана, старшие дошкольники уже отличают хорошие и плохие поступки, имеют представление о добре и зле и могут привести соответствующие конкретные примеры из личного опыта или литературы. В оценке поступков сверстников они достаточно категоричны и требовательны, в отношении собственного поведения более снисходительны и недостаточно объективны. По своим характеристикам головной мозг шестилетнего ребенка приближается к показателям мозга взрослого человека – расширяются интеллектуальные возможности детей. Ребенок не только выделяет существенные признаки в предметах и явлениях, но и начинает устанавливать причинно-следственные связи между ними, пространственные, временные и другие отношения. Расширяется общий кругозор детей. Интересы старших дошкольников постепенно выходят за рамки ближайшего окружения детского сада и семьи. Детей привлекает широкий социальный и природный мир, необычные события и факты. Старший дошкольник пытается самостоятельно осмыслить и объяснить полученную информацию.

   В старшем дошкольном возрасте возрастают возможности памяти, возникает намеренное запоминание в целях последующего воспроизведения материала, более устойчивым становится внимание. Происходит развитие всех познавательных психических процессов. Продолжает совершенствоваться речь (связная, монологическая).Развивается продуктивное воображение, способность воспринимать и воображать себе на основе словесного описания различные миры, например космос, волшебников и т.п. эти достижения находят воплощение в детских играх, театральной деятельности, в рисунках, детских рассказах. Возрастающая потребность старших дошкольников в общении со сверстниками, в совместных играх и деятельности приводит к возникновению детского сообщества. Развивается система межличностных отношений, взаимных симпатий и привязанностей. Формирование социального статуса каждого ребенка во многом определяется оценкой его воспитателем. Своим поведением воспитатель показывает примеры доброго, заботливого отношения к людям. В общении со сверстниками преобладают однополые контакты. Дети играют небольшими группами от двух до пяти человек. Дети становятся избирательны во взаимоотношениях и общении. Более активно проявляется интерес к сотрудничеству, к совместному решению общей задачи. Интерес старших дошкольников к общению со взрослым не ослабевает. Содержательное, разнообразное общение взрослых с детьми (познавательное, деловое, личностное) является важнейшим условием их полноценного развития.

  Возрастные особенности детей старшей группы (5-6 лет). Всѐ больший интерес ребёнка пяти лет направлен на сферу взаимоотношений между людьми. Оценки взрослого подвергаются критическому анализу и сравниваются со своими собственными. Под воздействием этих оценок представления ребѐнка о «Я» реальном и «Я» идеальном дифференцируются более чѐтко. К этому периоду жизни у ребѐнка накапливается достаточно большой запас знаний, который продолжает пополняться. Ребѐнок стремится поделиться своими знаниями и впечатлениями с окружающими, сверстниками, что способствует появлению познавательной мотивации в общении. С другой стороны, широкий кругозор ребѐнка может явиться фактором, который позитивно влияет на его успешность среди сверстников. Происходит дальнейшее развитие познавательной сферы личности ребѐнка-дошкольника. Развитие произвольности и волевых качеств позволяет ребѐнку целенаправленно преодолевать определѐнные трудности, специфичные для дошкольника. Также развивается соподчинение мотивов (например, ребѐнок может отказаться от шумной игры во время отдыха взрослых). Появляется интерес к математике, чтению. Основываясь на умении представлять что-либо, ребѐнок может решать простые геометрические задачи.         Ребѐнок уже может запомнить что-либо целенаправленно. Кроме коммуникативной функции речи, развивается планирующая, т. е. ребѐнок учится целенаправленно планировать, логически и последовательно выстраивать свои действия и рассказывать об этом. Развивается самоинструктирование, которое помогает ребѐнку заранее организовать своѐ внимание на предстоящей деятельности. Старший дошкольник способен различать весь спектр человеческих эмоций, у него проявляются устойчивые чувства и отношения. Формируются «высшие чувства»: моральные, интеллектуальные, эстетические.

К интеллектуальным чувствам можно отнести: 

  • Любопытство;
  • Любознательность;
  • Чувство юмора;
  • Удивление.

К эстетическим чувствам относится:

  • чувство прекрасного;
  • чувство героического.

К моральным чувствам можно отнести:

  • чувство гордости;
  • чувство стыда;
  • чувство дружбы.        

На фоне эмоциональной зависимости от оценок взрослого у ребѐнка развивается притязание на признание, выраженное в стремлении получить одобрение, похвалу, подтвердить свою значимость. Достаточно часто в этом возрасте у детей появляется черта, как лживость, т. е. целенаправленное искажение истины. Развитию этой черты способствует нарушение детско-родительских отношений, когда близкий человек чрезмерной строгостью или негативным отношением блокирует развитие у ребѐнка позитивного самоощущения, уверенности в своих силах. И чтобы не потерять доверия взрослого, а часто оградить себя от нападок, ребѐнок начинает придумывать оправдание своим оплошностям, перекладывать вину на других. Нравственное развитие старшего дошкольника напрямую зависит от степени участия в нем взрослого, так как именно в общении со взрослым ребѐнокузнаѐт, осмысливает и интерпретирует нравственные нормы и правила. У ребѐнка необходимо формировать привычку нравственного поведения. Этому способствует создание проблемных ситуаций и включение детей в них в процессе повседневной жизни, а также личный пример взрослого, находящегося рядом.

Возраст 5-6 лет, старший дошкольный возраст, является очень важным в развитии познавательной, интеллектуальной и личностной сферы ребѐнка. Именно в этот период в ребѐнке закладываются многие личностные аспекты, формируются основные черты характера ребѐнка, «Я» — позиция. Уже сейчас можно понять, каким будет человек в будущем. В 5-6 лет ребѐнок как губка впитывает всю познавательную информацию. Научно доказано, что в этом возрасте человек запоминает столько материала, сколько он не запомнит потом никогда в жизни. В этом возрасте ребѐнку интересно всѐ, что связанно с окружающим миром, расширяется кругозор. Лучшим способом получения научной информации является чтение детской энциклопедии, где чѐтко, научно, доступным для ребѐнка языком описываются любые сведения об окружающем мире. Ребѐнок получает представление о космосе, древнем мире, человеческом теле, животных и растениях, странах, изобретениях и о многом другом.Этот период называется сензитивным (особеннно чувствительным) для развития всех познавательных процессов: внимания, восприятия, мышления, памяти, воображения. Очень полезно играть с детьми в словесные игры, так как ребѐнок уже использует в своей речи синонимы, антонимы, различает гласные и согласные звуки, может определить количество слогов в словах, место звука в слове (в начале, середине, конце слова).  Хорошо развивает логическое мышление конструктор. Важным моментом в процессе конструирования является складывание по схеме-образцу, начиная с простых узоров. Кубики, различные головоломки, мозаику необходимо выкладывать по картинке, ориентируясь на цвет, форму и величину. Развитию элементарных логических представлений способствуют игры и упражнения с использованием различных логических таблиц. Все задания строятся на видовой, тематической классификации, заставляют работать внимание, зрительное восприятие и мышление ребенка.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание в старшей группе «Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста»

Тема: «Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста»• Время проведения : август-сентябрь• Форма проведения : беседа-диалог воспитателей с родителями детей старшей группы .• Цели : ознако...

Родительское собрание в старшей группе «Ромашка» На тему : «Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста»

Родительское собрание в старшей группе «Ромашка»На тему : «Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста»Воспитатели групп : Фадеева Яна Александровна , Пичкурова Наталья Васильевна, Тара...

Родительское собрание в старшей группе "Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста"

Тема: «Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста»Цель собрания:обеспечить ознакомление родителей с годовыми задачами детского сада, о возрастных психических особенностях д...

Родительское собрание в старшей разновозрастной группе Тема: «Ознакомление с возрастными особенностями детей старшего дошкольного возраста»

Цели: ознакомление родителей воспитанников с возрастными особенностями детей старшей группы (5-6лет); задачами воспитания и обучения; особенностями и условиями образовательной работы в старшей группе....

Родительское собрание в старшей группе «Радуга». «Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста»

Возраст 5-6 лет это старший дошкольный возраст. Он является очень важным возрастом в развитии познавательной сферы ребенка, интеллектуальной и личностной. Его можно назвать базовым возрастом, когда в ...

Родительское собрание в группе детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет Тема: «Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста»

Цели: познакомить родителей с задачами на учебный год.Задачи: познакомить родителей с задачами и возрастными особенностями образовательной работы, задачами дошкольного учреждения на новый учебный...