Фонематический слух - основа правильной речи
консультация
Игровые приемы развития фонематического слуха.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fonematicheskiy_sluh-osnova_pravilnoy_rechi.docx | 20.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Фонематический слух - основа правильной речи
Игровые приемы развития фонематического слуха
Умение сосредоточиться на звуке – очень важная особенность человека. Без нее нельзя научиться слушать и понимать речь. Так же важно различать, анализировать и дифференцировать на слух фонемы (звуки, из которых состоит речь). Это умение называется фонематическим слухом.
В норме к пяти годам дети способны определять на слух наличие или отсутствие того или иного звука в слове, могут самостоятельно подбирать слова на заданные звуки, если, конечно с ними велась предварительная работа. Чтобы интерес к звукам и словам не пропал у детей, необходимо вовлечь их в интересную, содержательную игровую деятельность.
В логопедии разработаны специальные методы и упражнения для правильного формирования речевого слуха у ребёнка. Родители сами могут проводить занятия с детьми, главное, чтобы ребёнку они были интересными и не надоедали.
Игры на развитие слухового внимания:
Отгадай, что звучит
Взрослый за ширмой звенит бубном, шуршит бумагой, звонит в колокольчик и предлагает ребенку отгадать, каким предметом произведен звук. Звуки должны быть явными и контрастными, чтобы малыш мог их угадать, сидя спиной к взрослому (если нет ширмы).
Скажи, что ты слышишь
Взрослый предлагает ребенку закрыть глаза, внимательно послушать и определить, какие звуки он услышал. Ребенку необходимо ответить целым предложением. Игру хорошо проводить на прогулке.
Угадай, кто сказал
Ребенка предварительно знакомят со сказкой «Три медведя». Затем взрослый произносит фразы из текста, меняя высоту голоса, подражая или Мишутке, или Настасье Петровне, или Михаиле Ивановичу. Ребенок поднимает соответствующую картинку. Рекомендуется нарушать последовательность высказывания персонажей, имеющуюся в сказке.
Тихо – громко!
Взрослый стучит в бубен тихо, потом громко, и очень громко. Соответственно звучанию бубна ребенок выполняет движения: под тихий звук идет на носочках, под громкий – полным шагом, под более громкий – бежит.
Игры на развитие фонематического восприятия:
«Шутки – минутки»
Вы читаете ребенку строчки из стихов, намеренно заменяя буквы в словах. Ребенок находит ошибку в стихотворении и исправляет её:
-Хвост с узорами, сапоги со шторами
-Тили-бом! Тили-бом! Загорелся кошкин том
-Мальчишек радостный народ, Коньками звучно режет мёд.
-Божья коробка, полети на небо, Принеси мне хлеба.
Ребенок внимательно слушает незаконченную рифмовку. Он должен самостоятельно подобрать картинку и назвать последнее слово так, чтобы оно рифмовалось с выделенным словом.
На полянке обезьяны
Начинают есть ... (бананы)
Я для птичек на балкон
Вынес булку и ... (батон)
И про солнце, и про май
Распевает ... (попугай)
Скажи по-разному
Взрослый объясняет, что один и тот же звук может звучать по-разному, показывает это, а потом ребёнок самостоятельно выполняет упражнение.
А – плачет малыш
А – показывают горло врачу
А – мама качает малыша
А – девочка укололась иголкой
О – удивляется мама
О – стонет бабушка
О – поёт певица
О – потягивается папа
О – кричит охотник в лесу
У – гудит пароход
У – звучит дудочка
У – плачет мальчик
Усложнение: изменять небольшое слово по высоте и силе
МЯУ – голодный кот просит есть
МЯУ – кот просится домой
МЯУ – маленький котенок
МЯУ – старый кот
МЯУ – мама кошка ищет котят
Аналогично: ИГОГО, МУ, ГАВ, КВА, БЕ
Игры на развитие фонематического слуха:
«Поймай звук» (определение наличия звука в слове).
Предложите ребенку хлопать в ладоши (топать ногой, ударять по коленкам, поднимать руку вверх...) тогда, когда он услышит слова, с заданным звуком. - Какой звук есть во всех словах? Взрослый произносит три - четыре слова, в каждом из которых есть один и тот же звук: шуба, кошка, мышь - и спрашивает у ребенка, какой звук есть во всех этих словах.
«Определи 1 звук в слове», «Какой последний звук?»
- Подбери слово, которое начинается на последний звук слова стол.
- Подбери слово, чтобы первый звук был бы к, а последний - а.
-Предложите ребенку назвать предмет в комнате с заданным звуком. Например: Что заканчивается на "А"; что начитается на "С", в середине слова звук "Т" и т.д.
Игра «Рассели по домикам» Игрушки или картинки нужно расселить по трем домикам. В первый дом селим те игрушки, в названии которых заданный звук стоит в начале, во второй – те игрушки, в названии которых заданный звук в середине, в третий – в конце.
Игра «Жук» Жук заболел и все пятнышки с его крылышек исчезли. Вспомните слова со звуком [ж], и тогда на его спинке снова появятся точки.
У вас и вашего ребенка все получится, при условии систематической целенаправленной работы по формированию фонематического слуха. Повышайте качество речевого развития ребенка через игру.
Важно вовремя научить малыша управлять своим слухом, особенно если вы наблюдаете речевые проблемы. Порой ребенок просто не замечает, что он неправильно произносит звуки. Цель игровых упражнений - научить его слушать и слышать. Вы вскоре заметите, что ребенок начал слышать себя, свою речь, что он пытается найти правильную артикуляцию звука, исправить дефектное произношение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Фонематический слух – основа правильной речи.
игры на развитие фонематического слуха...
Фонематический слух - основа правильной речи
Материал для родительского уголка. Рекомендации по развитию фонематического слуха....
Фонематический слух - основа правильной речи.
Памятка для педагогов и родителей....
Фонематический слух-основа правильной речи
семинар-практикум для воспитателей. Теоретический и практическый блоки....
Мастер-класс для педагогов "Фонематический слух - основа правильной речи"
Игровые упражнения на развитие слухового внимания и фонематического слуха....
Фонематический слух - основа правильной речи
Хорошо развитый фонематический слух влияет на правильное произношение звуков, понимание речи окружающих в целом.В статье указаны какие игры на развитие этого слуха можно проводить с ребенком дома....
Развитие фонематического слуха у детей 5-6 лет. Фонематический слух – основа правильной речи.
Развитие фонематического слуха у детей 5-6 летФонематический слух – основа правильной речи МАДОУ № 19Гр. "ЗОЛОТОЙ ПЕТУШОК...