Родительское собрание "Обогащение словарного запаса у детей 3-4 лет в работе педагога над формированием первоначальных представлений о пространстве собственного тела"
материал

Беленчик Марина Тимофеевна

Родительское собрание "Обогащение словарного запаса у детей 3-4 лет в работе педагога над формированием первоначальных представлений о пространстве собственного тела"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon roditelskoe_sobranie.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание

"Обогащение словарного запаса у детей 3-4 лет в работе педагога над формированием первоначальных представлений о пространстве собственного тела"

Цель: Обогащение словарного запаса у детей 3-4 лет при формировании первоначальных представлений о пространстве собственного тела.

Задачи:

1. Повышать компетентность родителей по предлагаемой теме.

2. Познакомить родителей с разными способами обогащения словарного запаса у детей с использованием терминов лица, тела.

Форма проведения: встреча

Повестка дня:

1. Вступительное слово.

2. Информация о необходимости обогащения словарного запаса у детей 3-4 лет.

3. Практическая часть по обогащению словарного запаса у детей.

4. Обмен мнениями, вопросы по теме собрания.

5.Разное.

Ход родительского собрания:

Уважаемые родители, каждый из вас хочет, чтобы его ребенок был успешным в школе. А это во многом зависит от того, на сколько хорошо ваш ребенок умеет ориентироваться в пространстве.

Формирование пространственных представлений является одним из важнейших условий полноценного развития ребёнка на всех этапах дошкольного развития. К моменту окончания подготовительной группы дети уже должны свободно ориентироваться в пространстве, на плоскости и в составе слова (какой звук слышим первым - какую букву пишем, какой звук в конце слова, в середине слова т.д.). Если не развивать у ребенка пространственные представления, то в школьном возрасте он может столкнуть с рядом проблем, а именно возникнут трудности при изучении таких наук как математика, письмо, в старших классах физика и геометрия, так как для освоения данных предметов требуется хорошо развитое пространственное мышление.

В три-четыре года ребенка учат различать пространственные представления, связанные со своим телом, а также помогать осваивать навыки ориентации в пространстве (впереди, позади, вверх, вниз, справа, слева). Ориентировка в собственном теле является исходной точкой в освоении ребенком пространственных направлений.

Помните, что основным источником познания дошкольника является чувственный опыт. Ребенок ориентируется, применяя так называемую чувственную систему отсчета, т.е. по сторонам собственного тела. Он практически соотносит предметы с частями тела: вверху - где голова, внизу - где ноги. Другими словами, дошкольник (особенно младший) осваивает «схему» собственного тела, которая по сути и является для него системой отсчета. Следовательно, главное здесь непосредственный жизненный опыт, приобретаемый ребенком.

Работая над этой темой мы одновременно обогащаем словарь ребенка 3-4 лет. Представьте себе такую ситуацию.

Игровая ситуация родитель-ребенок. Ребенок с забинтованной рукой.

Педагог вызывает две пары родитель-ребенок. Инструкция: В первой паре ребенок паре ориентируется и правильно называет части тела.

Во второй паре ориентируется в собственном теле, но неправильно называет части тела.

Диалог:

1 пара Родитель: Что у тебя болит?

Ребенок: У меня болит рука и показывает.

2 пара Родитель: Что у тебя болит?

Ребенок: У меня болит рука, а показывает на ногу.

Теперь скажите мне, в какой паре проще общаться с ребенком? В первой паре.

Следовательно, необходимо обогащать и закреплять словарь детей о частях тела. Мы предлагаем это делать с помощью потешек и простейших игр. Например, мы используем потешки и игры.

Выходит следующая пара

  1. Д/И Пазлы «Собери туловище»

Цель: закрепить знания детей о названиях частей тела. Педагог: « Что выше голова или ноги? на лице рот или глаза? что впереди живот или спина?».

Таким образом мы расширяем словарный запас за счет слов выше-ниже спереди-сзади

Выходит следующая пара

  1. «Весёлая зарядка».

Цель: Обогащение словарного запаса у детей с использованием движений.

Раз, два, три, четыре, пять - тело будем изучать (дети шагают)

Ножки (топаем ногами)

Ручки (протягиваем руки вперед, вращаем кистями)

Глазки (пальцем указываем на глазки)

Ротик (пальцем правой руки показываем на рот).

Носик пальцем левой руки показываем на нос.

Ушки (обе руки обеими руками показываем на уши).

Голова (руки на голову)

Покачать успел едва (качают головой)

Шея крутит головой, (обхватываем руками шею)

Ох устала, ой,ой,ой.

Лоб и брови (гладим пальцами к ушам по бровям)

Вот реснички запорхали словно птички (показать)

Розовые щёчки (гладим)

Подбородок кочкой (поглаживание)

Волосы густые, как травы луговые (расчесываем пальцами)

Плечи, локти и коленки

У меня, Танюши, Лены.

Польза от подобных упражнений не сводится лишь к изучению частей тела и лица, а так же их положения в пространстве. Такие упражнения тренируют еще и внимание малыша, умение выполнять действие по команде. Можно предложить ребёнку поиграть маленьким мячиком, бросая его попеременно, то одной, то другой рукой и называя при этом руку. Если у вас есть гимнастический мяч, то, качая на нем малыша, приговаривайте все время: «Вперед, назад, влево, вправо».

Выходит следующая пара

  1. Презентация «Части тела».

Цель: обогащение знаний детей о назначении частей лица и тела. Таким образом, проговаривая о назначении частей лица и тела, мы обогащаем словарь детей глаголами.

  1. «Весёлый стих».

Цель: обогащение словарного запаса через формирование пространственных представлений.

Есть немало замечательных стихотворений и песен, которые тоже можно использовать как веселые и полезные упражнения. Предложите, например, вашему ребенку спеть и станцевать с вами следующий танец:

Физминутка “Буги-вуги”

Ручку правую вперед, а потом ее назад,

А потом опять вперед и немного потрясем. Мы танцуем буги-вуги,

Поворачиваясь в круге и в ладоши хлопаем вот так (хлопки).

Ручку левую вперед, а потом ее назад,

А потом опять вперед и немного потрясем. Мы танцуем буги-вуги,

Поворачиваясь в круге и в ладоши хлопаем вот так (хлопки).

Ножку правую вперед, а потом ее назад,

А потом опять вперед и немного потрясем. Мы танцуем буги-вуги,

Поворачиваясь в круге и в ладоши хлопаем вот так (хлопки).

Ножку левую вперед, а потом ее назад,

А потом опять вперед и немного потрясем. Мы танцуем буги-вуги,

Поворачиваясь в круге и в ладоши хлопаем вот так (хлопки).

Таким образом, мы отрабатываем не только части тела, но и направления движения вперед назад.

Выходит следующая пара

  1. «Упражнения на прогулке». 

Цель: обогащение словарного запаса детей через упражнения на прогулке.

На прогулке тоже можно устроить веселый урок. Поднимаясь по ступенькам, командуйте: «Левой- правой, левой-правой!» Обращая внимание малыша на какой-то интересный предмет, используйте пространственные понятия. Обычно дети показывают рукой на то, что их заинтересовало.

«Посмотри, справа от тебя растет рябина. А теперь посмотри вверх, там растут ягоды, а теперь посмотри вниз, некоторые ягоды упали вниз. А вон, впереди, побежала кошка». А если идете по знакомой дороге, попросите, чтобы малыш вас проводил. Пусть он идет впереди и комментирует свои действия: «Сейчас мы идем прямо, теперь поворачиваем направо, а теперь – налево, а позади нас осталась детская площадка». Во время ежедневного похода в детский сад или в магазин попробуйте свернуть не в ту сторону, и пусть малыш вас исправит. Спросите, куда нужно было повернуть. Переходя дорогу, непременно озвучивайте свои действия: «Посмотрели налево, теперь направо!»

Такие нехитрые игры тренируют внимание, формируют пространственную ориентацию, а так же обогащают его словарный запас и мышление. Этим Вы, родители, можете заниматься дома.

Таким образом, проводя дидактические игры во время образовательной деятельности, в режимных моментах, в самостоятельной деятельности, дети расширяют, закрепляют и обогащают свой словарный запас при работе над формированием пространственных представлений о собственным теле.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация работы по обогащению словарного запаса у детей второй младшей группы.

«Организация работы по обогащению словарного запаса у детей второй младшей группы ДОУ». Подготовила воспитательМАДОУ № 310Ново-Савиновский района...

Дипломная работа: "Развитие мелкой моторики как средство обогащения словарного запаса у детей дошкольного возраста"

В настоящее время проблема речевого и сенсомоторного развития дошкольников  является одной из важных, так как в последние годы отмечается увеличение количества детей с недостаточно развитой речью...

Тема: « Обогащение словарного запаса у детей 3-4 лет в работе педагога над формированием первоначальных представлений о пространстве собственного тела».

В данном материале освевещены практические упражнения по обогащению словарного запаса у детей 3-4 лет....

Родительское собрание "Обогащение словарного запаса у детей 3-4 лет в работе педагога над формированием первоначальных представлений о теле"

Родительское собрание"Обогащение словарного запаса у детей 3-4 лет в работе педагога над формированием первоначальных представлений о теле"...

Родительское собрание "Обогащение словарного запаса в домашних условиях" от 17.12.2020г

Словарный запас дошкольника расширяется по мере увеличения представлений об окружающей действительности. Объём словаря во много зависит от того, какие возможности для развития речи были предоставлены ...

Выступление на родительском собрании с опытом работы на тему: "Развитие и обогащение словарного запаса у детей через речевые и лексические игры"

Фонематического восприятия и обогащения словарного запаса у детей дошкольного возраста развивается  через активное использование дидактических игр и лексических упражнений....