Мастер-класс для родителей
методическая разработка

Повышение профессиональной компетентности родителей в профилактике речевых нарушений у детей дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod.razrabotka.docx230.64 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение г.Березовского  «Детский сад №1 «Звездочка»

Мастер – класс с участием родителей

«Повышение профессиональной компетентности родителей в профилактике речевых нарушений у детей дошкольного возраста»

Подготовила:учитель-логопед

Полевода Мария Анатольевна

                                                 

Пояснительная записка

Важной и неотъемлемой частью работы по устранению речевых нарушений у детей является тесное взаимодействие логопеда и родителей. Малая осведомленность родителей в вопросах патологии и коррекции речи, недооценка ими раннего выявления речевых дефектов и своевременного воздействия на них, ложные, а порой и вредные установки в отношении речи детей, говорят о необходимости совместной работы на всех этапах коррекции. Поэтому в своей работе уделяю большое внимание сотрудничеству с родителями. Помощь родителей обязательна и чрезвычайно ценна. Потому что, во-первых, родительское мнение наиболее авторитетно для ребенка, и, во-вторых, только у родителей есть возможность ежедневно закреплять формируемые навыки в процессе живого, непосредственного общения со своим ребенком. Поэтому важно сознательное участие в этом процессе родителей.

Исходя из этого, я поставила: 

Цель мероприятия: 

 Привлечение внимания родителей к доступным методам профилактики и коррекции речевых нарушений.

Задачи мероприятия:

 - познакомить родителей с разнообразными методами и приёмами, которые оказывают положительное воздействие на речевое развитие детей;

- повысить грамотность родителей в области развивающей и коррекционной педагогики;

- пробудить в них интерес и желание участвовать в воспитании и развитии своего ребенка.

Оборудование: 

-Индивидуальные зеркала

-Ватные диски.

-Баночки  с крышкой,

-Воздушные шары.

-Вертушка.

-Массажный мяч с шипами «Ёжик».

-«Су-джок».

-Прищепки

-Смайлики

                             Организационный момент

                                   

                                   Активизация родителей:

                                             

 Уважаемые родители!

Сегодня я проведу с Вами логопедический мастер – класс! Познакомлю вас с разнообразными методами и приёмами, которые оказывают положительное воздействие на речевое развитие детей.  Мне  очень хочется, чтобы наше сотрудничество запомнилось  всем улыбками, весельем, хорошим настроением!

 Для начала предлагаю сделать не большую разминку.

– Крикните громко и хором, друзья,

Деток вы любите? Нет или да?

Пришли на собрание, сил совсем нет,

Вам лекции хочется слушать здесь? (Нет.)

Я вас понимаю. Как быть, господа?

Проблемы детей решать нужно нам? (Да.)

Дайте мне тогда ответ:

Помочь откажетесь мне? (Нет.)

Последнее спрошу вас я:

Активными все будем? (Да.)

Тогда, добро пожаловать в нашу «Логопедическую Лабораторию»:

                               

                                           Теоретическая лаборатория

Логопед:

   В последние годы наблюдается рост числа дошкольников, имеющих нарушения общего и речевого развития.

  Важнейшим показателем подготовленности детей к обучению в школе является их уровень речевого развития. Исправить недостатки звукопроизношения в старшем возрасте, значительно труднее, чем предупредить их на ранних стадиях развития ребенка.

    Профилактика речевых нарушений – система мер по предупреждению речевых нарушений. Она является одной из важнейших задач образовательного учреждения и является  неотъемлемой частью  логопедической работы

   Предупредить некоторые возможные трудности в развитии ребенка  дошкольного возраста, создать предпосылки для успешного обучения в школе можно и необходимо. Такая работа должна включать в себя своевременную логопедическую деятельность профилактику речевых нарушений

  Важную роль в профилактике речевых нарушений играет совместная  работа педагогов  и родителей.

  Скажите, каков психологический портрет ребёнка, имеющего речевую патологию?

(дискуссия родителей)

Логопед: (подводит итог  дискуссии родителей)

 Неполноценная речевая деятельность негативно влияет на все сферы личности:  

- затрудняется развитие познавательной деятельности;

- снижается продуктивность запоминания;

- повышенной утомляемостью;

- дети с трудом овладевают мыслительными операциями;

- нарушается практически все формы общения и межличностного взаимодействия;

- существенно тормозится развитие  игровой деятельности, имеющее ведущее значение для общего психического развития и становление личности ребенка.

  Поэтому для повышения эффективности системы профилактики и коррекции речевых нарушений необходимо, чтобы она осуществлялась в сотрудничестве несколькими специалистами: логопедом, психологом, а также включения в работу педагогов ДОУ и родителей.

Основные направления работы по профилактике речевых нарушений:

- развитие артикуляционной моторики;

- развитие мелкой моторики;

- развитие речевого дыхания;

- формирование фонематического слуха.

 В результате  систематической работы  по выше перечисленным направлениям у детей происходит:

- улучшение памяти, внимания, мышления;

- улучшение общего эмоционального состояния;

- повышается работоспособность, уверенность в себе;

- стимулируются двигательные функции;

- снижается утомляемость;

- развивается дыхательный и артикуляционный аппарат;

- стимулируется речевая функция;

     И мне бы сегодня хотелось, уважаемые родители,  поближе познакомить вас с разнообразными методами и приёмами, которые оказывают положительное воздействие на речевое развитие детей.

    Буду рада,  если предложенные рекомендации для занятий с ребенком в домашних условиях окажут положительное воздействие на развитие речи.

   

                        Лаборатория по созданию правильной артикуляции

                             

Логопед:

Чтоб ясно быстро, четко

И легко заговорить

языком придется много

И активно шевелить.

   Неотъемлемой и очень важной частью логопедической работы является артикуляционная гимнастика.

    Для того чтобы звукопроизношение было чистым, нужны сильные, упругие и подвижные органы речи - язык, губы, мягкое небо. Так как все речевые органы состоят из мышц, то, следовательно, они поддаются тренировке.

        Можно придумывать сказочные истории, которые помогут детям справиться с некоторыми речевыми трудностями. Обыгрывая их вместе с детьми, мы видим, что постановка звуков проходит быстрее, а дети проявляют живой интерес даже при выполнении очень трудных артикуляционных упражнений.
    - А  сейчас предлагаю всем вместе проделать небольшую артикуляционную гимнастику .

Возьмите зеркало, посмотритесь в него и познакомьтесь с нашим помощником - веселым Язычком.

(раздаются зеркала, далее родители, глядя в зеркала, выполняют  упражнения по показу логопеда).

                                                         1673348092_ogorodniku-com-p-zaborchik-artikulyatsionnaya-gimnastika-ka-16.jpg

Движемся дальше.

Лаборатория «Пальчиковая гимнастика»

Логопед:

Много могут пальчики-озорные мальчики:

Могут карандаш держать, чтоб картинки рисовать,

Могут пальчики лепить, из бумаги птиц сложить,

Человечков, дом, зверей. Поиграем поскорей!

    О пользе пальчиковой гимнастики наверно наслышаны все. В настоящее время много говорят о зависимости между точным движением пальцев рук и формированием речи ребенка. Поэтому очень полезно делать ребенку массаж кистей рук, также пальчиковые игры и пальчиковую гимнастику.

    Пальчиковые игры не только влияют на развитие речи, но прелесть их еще и в том, что они мгновенно переключают внимание ребенка  с капризов или нервозности на телесные ощущения – и успокаивают.

Дети  очень любят ритмически организованную речь, поэтому незамысловатые стихи или сказки не только будут способствовать развитию речи, но и доставят им особую радость:

   Я предлагаю вам тоже выполнить пальчиковую гимнастику

Пальчиковая гимнастика  «Строим дом» 

 

Целый день тук да тук-

Раздаётся звонкий стук.

Руки сжаты в кулаки, большой палец поднят вверх, постукивает по указательным пальцам

Молоточки стучат,

Стучать кулаком о кулак

Строим домик для ребят (зайчат, бельчат).

Пальцы соединить, показать «крышу»

Вот какой хороший дом,

Сжимать-разжимать пальцы.

Как мы славно заживём.

Вращать кисти рук

 - Ну а нам пора продолжать свой путь

               Лаборатория по развитию мелкой моторики

 У детей с нарушениями речи, часто наблюдаются недостатки в общей моторике. Движения организма и речевая моторика имеют единые механизмы, поэтому развитие тонкой моторики рук напрямую влияет на развитие речи. Именно поэтому развитие мелкой моторики должно занять прочное место в занятиях с ребенком. У детей с задержкой речевого развития наблюдается плохая координация мелкой моторики пальцев рук. И как следствие - может развиться дисграфия (нарушение письма).  Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь.

 Пальчиковая гимнастика - позволяет активизировать работоспособность головного мозга, влияет на центры развития речи, развивает ручную умелость, помогает снять напряжение.

Пальчиковые игры очень эмоциональны, увлекательны. Это инсценировка, каких- либо рифмованных историй, сказок при помощи рук.

Дети с удовольствием принимают участие в играх – потешках. Самый известный вариант такой игры – «сорока- сорока», но есть и более сложные для проговаривания и показа. Попробуем и мы с вами поиграть в такие игры (совместно с родителями проводится игротренинг).

Игры с прищепками.

Бельевой прищепкой поочередно «кусаем» ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стиха:

«Сильно кусает котенок - глупыш.

Он думает это не палец, а мышь, (смена рук)

Но я, же играю с тобою, малыш,

А будешь кусаться, скажу тебе: «Кыш! »

Массаж Су – Джок шарами,  повторяем слова и выполняем действия с шариком  в соответствии с текстом

Я мячом круги катаю,

Взад - вперед его гоняю.

Им поглажу я ладошку.

Будто я сметаю крошку,

И сожму его немножко,

Как сжимает лапу кошка,

Лаборатория по созданию речевого выдоха

Носиком дышу,
Дышу свободно,
Глубоко и тихо –
Как угодно.
Выполню задание,
Задержу дыхание.
Раз, два, три, четыре –
Снова дышим:
Глубже, шире.

     Очень благотворно влияют игры и игровые упражнения для развития речевого дыхания. Хорошо поставленное речевое дыхание обеспечивает ясную дикцию и чёткое произношение звуков. Все эти упражнения помогут достичь плавного выдоха и быстрее освоить трудно произносимые звуки. При выполнении  упражнения необходимо воздух набирать через нос, плечи не поднимать. Выдох должен быть длительным, плавным. Необходимо следить, чтобы не надувались щёки (на начальном этапе можно прижимать их ладошами). Не переусердствуйте! Достаточно 3-5 повторений. Многократное выполнение таких упражнений может привести к головокружению.

    Полезно ежедневно выполнять с детьми дыхательные упражнения и игры. Дуть на легкие шарики, бумажные полоски, играть на музыкальных инструментах, дуть на привязанные к ниточке ватные палочки, бумажные игрушки, сдувать их со стола, ладошки..

 - Я предлагаю вам некоторые игры и упражнения для развития правильного речевого дыхания у детей.

(родители выполняют упражнения, используя, воздушные шары , вертушки )

                                    Лаборатория «Поймай звуки»

Логопед:

Жизнь была бы страшно скучной

Если б жизнь была беззвучной.

Как прекрасно слышать звук.

Шум дождя и сердца стук!

Мы кричим, смеемся, дышим.

Мы слова и мысли слышим.

Слышим даже тишину,

Мир без звуков был бы грустный.

Серый, скучный и «невкусный».

Умение сосредотачиваться на звуке – развивает слуховое внимание.

   Маленький ребенок не умеет сравнивать звуки, но его можно этому научить. Цель игр на развитие фонематического слуха - научить ребенка слушать и слышать.

 Фонематический слух – способность воспринимать звуки речи, фонемы, благодаря которым осуществляются различения слов, близких по звучанию. Хорошо развитый фонематический слух обеспечивает правильное формирование звукопроизношения, четкое и внятное произношение слов в соответствии с общепринятыми нормами.

   Для развития фонематического слуха с детьми проводят различные игры и упражнения, в которых нужно выделить слова с заданными звуками из фраз, небольших стихотворений или  подобрать слова с заданным звуком.

И начнем мы с вами играть именно с этих игр:

-  на развитие фонематического слуха и слухового внимания.

      Очень важно учить ребенка, прислушиваться к окружающим его звукам, отличать на слух разные звуки (неречевые и речевые).

Предлагаю поиграть в одну из них.

Игра «Волшебные баночки» (рассчитана на детей в возрасте от 3 до 6 лет. Во время игры происходит обучение и закрепление полученных навыков. В основе этой игры лежит выделение одинаковых по звучанию баночек, из 12 баночек лишь 2 имеют одинаковое звучание, таким образом, выделяется 6 пар

- на развитие фонематического восприятия (различение одинаковых по высоте, силе, тембру, звукокомплексов) Игры «Три медведя», «Как семья разговаривает»)

Заключительная часть

   Наше исследовательское путешествие  подошло к концу надеюсь, оно вам понравилась,

Прошу вас выразить свое отношение к проведенному мероприятию.

- Если вам понравилось, вы нашли ответы  на интересующиеся вас вопросы, то выберите смайлик (картинку) с веселым лицом.  Не узнали ничего нового, было скучно, неинтересно смайлик  (картинку) – с грустным лицом. (родители оценивают мероприятие)

    Уважаемые родители, я продемонстрировала вам вариативность использования в своей работе разнообразных методов и приёмов для развития речи детей. Данные приёмы я использую в своей работе и могу с уверенностью сказать, что они оказывают положительное воздействие на речевое развитие, у детей повышается работоспособность, улучшается качество образовательного процесса.

    Хочется поблагодарить всех за активное участие. И в заключении нашей встречи уважаемые родители хочу дать вам еще несколько советов о том, как правильно организовать речевое общение с ребенком дома (памятки).

Памятка для родителей.

            Часто одной из причин речевых нарушений у детей является отсутствие информации у родителей о том, как правильно организовать речевое общение с ребенком.

Отрицательно могут сказаться на речевом развитии ребенка:

-речевое общение взрослого, оторванное от реальной жизни ребенка, от его деятельности;

-побуждение ребенка к заучиванию длинных, сложных стихотворений;

-обучение, которое основывается на словах, а не на практике;

Обращенная к ребенку речь взрослого, которая изобилует сложными, непонятными для ребенка словами, а также длинными, пространными объяснениями.

Положительно влияют на развитие речи ребенка:

 -правильная, хорошо интонированная речь взрослого, привязанная к определенной ситуации общения и предметно-практической деятельности, доступной ребенку;

 - специально организованная взрослым диалогическая последовательность обмена репликами, когда вопрос, заданный ребенку, содержит подсказку правильного ответа, модель его построения, необходимые для этого лексические единицы в правильной грамматической форме;

 - корректная, уважающая личность ребенка форма предъявления ему замечаний и рекомендаций по исправлению речевых ошибок;

 - речевое общение, ориентированное на практическое взаимодействие взрослого с ребенком во время прогулок и игр.

Успехов Вам радости  общения с детьми!

Список литературы

1. Н.Г.Алтухова «Научитесь слышать звуки». СПб.: Издательство «Лань», 1999.— 112 с. - (Учебники для вузов. Специальная литература

2. Крупенчук О.И Научите меня говорить правильно! – Санкт – Петербург: Издательский дом «Литера», 2006 г.

3. Краузе Е.Н. Логопедия. Логопедические занятия с детьми раннего и младшего возраста. Издательство: Корона – Принт , 2008 г.

4. Стребелева Е.А. Коррекционная помощь детям раннего возраста с органическим поражением центральной нервной системы в группах кратковременного пребывания: Методическое пособие - 2-е изд. – М.: Издательство «Экзамен», 2004 г

5. Фомичёва М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения: Практикум по логопедии. – М.: Просвещение, 1989 г.

6. В.Цвынтарный «Играем, слушаем, подражаем – звуки получаем». Издательство: Центрполиграф  2005г.

7 . Т.Б.Филичева, Т.В.Туманова «Формирование звукопроизношения у дошкольников» Учебный комплект по логопедии. / Под ред. Профессора Т.Б.Филичевой - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2001

                       

                                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

мастер класс "Работа с родителями"

мастер класс для педагогов по работе с родителями "Безконфликтное поведение в семье"(с элементами тренинга) Цель: Освоение и последующее активное примениение тренингов в практической деятельности педа...

Совместный мастер-класс детей и родителей по изготовлению самодельной куклы

Работа с родителями и детьми очень ценны в моей деятельности....

Мастер-класса с участием родителей и детей первой младшей группы «Игрушки из солёного теста»

Цель: Познакомить с возможностью использования соленого теста – тестопластика в совместном творчестве родителей и детей.Задачи:- познакомить с историей возникновения соленого теста, технол...

Мастер-класс. Тема: "Привлечение родителей к воспитанию культурно- гигиенических навыков у детей раннего возраста посредством использования игровых приемов и художественного слова.

Ваши дети растут не по дням, а по часам все больше радуя и удивляя вас. Только-только ваше ненаглядное солнышко лежало в кроватке, и вот уже пухлые ножки уверенно исследуют квартиру. Недавно ребенок л...

Мастер- класс с участием родителей в ясельной группе «Игрушки из соленого теста».

Мастер- класс с участием родителей в ясельной группе «Игрушки из соленого теста».Цель: Познакомить с возможностью использования соленого теста – тестопластика в совместном творчестве родителей и детей...

Мастер-класс "Мастерская для родителей "Рисуем вместе"

Из материалов мастер-класса родители узнают много полезного и интересного о нетрадиционных техниках рисования, о том как обычное рисование превратить в необычное при помощи простых предметов....

Мастер-класс с участием родителей «Чудо-Хлеб» Подготовила и провела воспитатель ГБДОУ №1 Алиева Таибат Рамазановна. Цель: Создать условия для формирования умений работать с тестом используя знакомые приёмы лепки. Привлечь родителей к участию в вос

Мастер-класс с участием родителей «Чудо-Хлеб»Подготовила и провела воспитатель ГБДОУ №1 Алиева Таибат  Рамазановна.Цель: Создать условия для формирования умений работать с  тесто...