ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С РОДНЫМ ГОРОДОМ (консультация для родителей)
консультация (старшая, подготовительная группа)

Лазарева  Наталья Анатольевна

Патриотическое воспитание – одна из главных задач дошкольного образовательного учреждения. Тема возрождения России стала звучать актуально в наше время, когда старые идеалы утрачены, а новые не имеют четких ориентиров.

         ФГОС ДО подчеркивает необходимость работы по патриотическому воспитанию дошкольников с учетом их индивидуальных и возрастных особенностей, национальной культуры и традиций народа

         Чувство патриотизма начинает формироваться в дошкольном возрасте: любовь и преданность Родине, ответственность за нее, желание беречь ее богатства. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx27.41 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №411»  городского округа Самара

Россия, 443107, г. Самара, пос. Мехзавод, квартал 16, д. 22

тел.:957-39-98, тел. (факс): 957-02-73, e-mail:sad_411@mail.ru

                                   

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С РОДНЫМ ГОРОДОМ

(консультация для родителей)

Составила:

Лазарева Наталья Анатольевна

Самара 2023

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С РОДНЫМ ГОРОДОМ

На карте мира не найдешь

Тот дом, в котором ты живешь.

И даже улицы родной

Ты не найдешь на карте той,

Но мы всегда с тобой найдем

Свою страну, наш общий дом.

Е. Аксельрод

        Патриотическое воспитание – одна из главных задач дошкольного образовательного учреждения. Тема возрождения России стала звучать актуально в наше время, когда старые идеалы утрачены, а новые не имеют четких ориентиров.

        В настоящее время усилено внимание к решению задач патриотического воспитания со стороны Правительства РФ и Министерства образования РФ. Опубликованы нормативные документы по этой теме.

            ФГОС ДО подчеркивает необходимость работы по патриотическому воспитанию дошкольников с учетом их индивидуальных и возрастных особенностей, национальной культуры и традиций народа

        Чувство патриотизма начинает формироваться в дошкольном возрасте: любовь и преданность Родине, ответственность за нее, желание беречь ее богатства. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине.

Актуальность работы в данном направлении.

Исследования показывают, что в последнее время утеряны многие общечеловеческие ценности. Диагностика детей старшего дошкольного возраста показала, что у большинства исследуемых недостаточно сформированы знания о родном городе, стране, часто дети равнодушны к близким и товарищам по группе.

        Решение проблемы воспитания патриотизма детей дошкольного возраста на сегодняшний день является трудной задачей, что связано с особенностями возраста. Но детские восприятия – самые точные, а детские впечатления – самые яркие. И если мы хотим, чтобы дети полюбили свою Родину, свой город нам нужно показать их во всей красе. Ведь от того, каким предстанет перед дошкольником его родной город, зависит становление его гражданской позиции и патриотизма.

           Чтобы расширить и углубить работу в данном направлении, нами организована  кружковая работа «Истоки».

        Новизна и оригинальность нашего опыта состоит в интеграции образовательных областей, где краеведческая деятельность является системообразующим фактором.

        Исходя из актуальности темы, мы поставили перед собой цель.

 Цель – воспитание духовно-нравственных и патриотических чувств детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с родным городом.

        Для достижения этой цели мы поставили следующие задачи:

  • Формировать любовь к родному городу, интерес к его прошлому и настоящему через знакомство с достопримечательностями Самары;
  • Знакомить с природой родного края, воспитывать осознанно правильное отношение к окружающему миру, родной природе;
  • Воспитывать любовь, привязанность, уважение к семье, дому;
  • Воспитывать чувство гордости за жителей родного города, прославивших его;
  • Создать развивающую среду группы для более целостного восприятия детьми малой родины.

Занятия кружка проводятся 1 раз в неделю. Программа  рассчитана на 2 года. Материал распределён  на 4 блока.

        1 блок – «Я и окружающие меня люди». Цель его – воспитание чувства привязанности, уважения и любви к семье и товарищам.

        2 блок – «Я и Родина». Цель – формирование образа Родины.

        3 блок – «Я и история родного города». Цель – знакомство с историей родного города и края, символами Самары и Самарской области, с народной культурой.

        4 блок – «Я и родная природа». Цель – изучение природы родного края, воспитание экологической культуры.

        Как было сказано выше, работу мы начали с диагностики, результаты которой были недостаточно высокими.

        В работе  с воспитанниками  использовали разнообразные формы деятельности: игры, викторины, видеопросмотры, беседы, экскурсии, наблюдения, просмотр иллюстраций, занятия, чтение художественной литературы, игровые обучающие ситуации, поисковая деятельность и другое.

        При построении работы по патриотическому воспитанию мы учитывали следующие принципы: принцип учета возрастных особенностей, принцип учета индивидуальных особенностей, принцип историзма, принцип сотрудничества, принцип гуманизма.

        Работая с детьми старшего дошкольного возраста, в соответствии с современными требованиями к организации воспитательно-образовательного процесса, в своей работе мы применяем следующие современные педагогические технологии:

- моделирование – использование картинок-моделей «Часть-целое», схемы эмоций, предметно-схематические модели, что способствует активизации мышления и систематизации знаний;

- ИКТ – создали презентации «Животный мир нашего края», «Самарская Лука», «Моя семья», «Герои Вов в названиях улиц», «Профессии наших родителей», «Государственная символика» и другие;

- проектную деятельность – вместе с детьми и родителями разработали и провели ряд проектов «Моя семья», «Прошлое и настоящее Самары», «Животные и растения Красной книги Самарской области, «Их имена носят улицы нашего города» и другие.

Мы не просто даём знания, но и учим детей стремиться высказывать свою точку зрения, давать объективную оценку своим и чужим поступкам, проявлять инициативу и самостоятельно выполнять задания, составлять рассказы на свободную и заданную тему.

        Одной из основных форм ознакомления старших дошкольников с родным городом является экскурсия. В рамках ознакомления с родным поселком и с профессиями родителей мы с детьми ходили на экскурсии на почту, в библиотеку, парикмахерскую, магазин, маникюрный кабинет, аптеку. После экскурсий         свои эмоции дети выражали в рисунках. С особым интересом дошкольники рассматривали фотографии родного поселка и города в прошлом, сравнивали современные и старинные здания, находили отличия.

        Поскольку в старшем дошкольном возрасте основным видом деятельности по-прежнему остается игра, особое внимание уделяли проведению игр (словесных, дидактических) и игровых упражнений, направленных на закрепление  полученные знаний. Кроме того, в играх  дети учатся  общаться друг с другом, играть  роль ведущего, развивается логическое мышление («Река вежливости», «Кто больше знает вежливых слов?», «Собери герб Самары», «Угадай по фрагменту», «Сложи узор» и другие).

        Воспитанию социально-нравственных качеств помогают сюжетно-ролевые игры различной тематики: «Пограничники», «Детский сад», «Больница», «Семья», «Мы – моряки» и другие.

         Вместе с инструктором по физкультуре проводили спортивные игры, эстафеты («Зарничка», «Кто первый до флажка?», «Передай эстафетную палочку», народные игры). Организовывали спортивные праздники: «Мама, папа и я – спортивная семья», «Игры народов Поволжья».  С музыкальным руководителем проводили тематические и народные праздники: «Масленица», «День защиты детей», «Троица», «Будем в армии служить» и другие.

        Формирование патриотических чувств старших дошкольников невозможно без обогащения  предметно-пространственной развивающей среды. Для этого в группе создан центр патриотического воспитания.  Он содержит самые разнообразные материалы: государственные символы Самары и России; подборку иллюстративного материала и фотографий о Самаре и о поселке Мехзавод; художественную литературу самарских писателей  о Самаре. Совместно с родителями  оформлены тематические альбомы: «Дети-герои Великой Отечественной войны», «Куйбышев в годы войны», «Русские богатыри», «Ордена и медали Великой Отечественной войны», «Самарских улиц имена» и др. В группе функционирует постоянно действующая выставка. Тематика и формат её периодически меняется. Темы: «Достопримечательности Самары», «Природа родного края», «Моя семья», «Жигули заповедные» и пр. Материал представляется в виде рисунков, фотографий, коллажей, макетов и др. Активными участниками в их организации являются родители воспитанников. Ведь достичь положительного результата в работе невозможно без тесного взаимодействия с родителями.

По словам А. С. Макаренко, именно в семье и под руководством родителей растет будущий гражданин. В работе с родителями мы поставили следующие задачи: способствовать повышению педагогической культуры родителей в вопросе воспитания у детей любви к родному краю и активное включение родителей в образовательный процесс.

        В работе с родителями использовали следующие формы работы: анкетирование, родительские собрания, консультации, лекции – беседы, круглый стол, создание проектов, презентаций и виртуальных экскурсий.   Особое значение имеют совместные экскурсии, прогулки в лес, парк, по интересным местам города. Такая  совместная деятельность, где дети и родители получают знания из наблюдений, а потом делятся впечатлениями, делают поделки, фотоколлажи имеет неоценимое значение в воспитании патриотизма у детей.

        В результате проделанной работы наблюдается положительная динамика в формировании патриотических чувств детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления с родным городом. На это указывают результаты повторной диагностики. Проанализировав данные таблиц и диаграмм, можно говорить о том, что процент овладения детьми знаниями, умениями и навыками по данному направлению вырос.

           Вывод: результаты диагностики подтвердили эффективность проведенной кружковой работы. Кружок позволил расширить и углубить работу по патриотическому воспитанию за счет дополнительного времени и использования методических пособий.  У наших воспитанников сформированы представления о природном своеобразии родного края, о его достопримечательностях, о людях, прославивших родной город. Кроме того, у детей и родителей возрос интерес к истории родного края, появилась чувство гордости за свой город. Это говорит о том, что поставленная цель и задачи достигнуты.

        На протяжении работы кружка неоднократно проводились открытые занятия для воспитателей ДОУ. Свои проекты представляли на  6 городском конкурсе на лучшую методическую разработку «Растим патриотов Самары» (сертификат участника) и  1 региональном конкурсе «Растим патриотов Самарской губернии» (диплом победителя).

Литература:

  1. Алешина Н. В. Знакомим дошкольников с родным городом: Конспекты занятий. – М.:ТЦ «Сфера», 1999-112с.
  2. Баранникова О. Н. Уроки гражданственности и патриотизма в детском саду: практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2007. – 144с.
  3. Данилина Г.Н. Дошкольнику – об истории и культуре России: Пособие для реализации программы «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2001-2005 годы» - М.:АРКТИ, 2003.-184с.
  4. Завальный А.Н., Зинченко В.Н., Мокрый В.С. Символика Самарской области. – Самара: «СамВен», 2001.-44с.
  5. Как научить детей любить Родину: Руководство для воспитателей и учителей (программы, конспекты уроков и занятий, методические рекомендации по предмету «Народная культура») Авторы-составители: Ю. Е. Антонов, Л. В. Левина, О. В. Розова, И. А. Щербакова. – М.:АРКТИ, 2003.- 168с.
  6. Ковалева Г. А. Воспитывая маленького гражданина…: Практическое пособие для работников ДОУ. – М.: АРКТИ, 2003.-80с.
  7. Маханева М. Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2009.-96с.
  8. Нравственно-патриотическое и духовное воспитание дошкольников. Под ред. Н. В. Микляевой. – М.:ТЦ Сфера, 2013.-144с.
  9. Патриотическое воспитание дошкольников средствами краеведо-туристической деятельности: Пособие для реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2001-2005 годы»/ Под ред. А. А. Остапца, Г. Н. Абросимовой, М. Е. Трубачевой. - М.:АРКТИ, 2003.-176с.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ИСТОРИЕЙ РОДНОГО КРАЯ"

Актуальность исследования обусловлена тем, что одним из важнейших направлений воспитательной работы в современном обществе является патриотическое воспитание, целью которого является создание условий ...

ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С РОДНЫМ ГОРОДОМ

Ознакомление дошкольников с родным городом позволяет обогащать представления детей о прошлом и настоящем родного города, воспитать чувство любви и гордости, побудить детей проявлять естественный интер...

Проект Совместной деятельности с родителями На тему: «Нравственно - Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с историей и культурой родного города»

Тема проекта:«Нравственно - Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с историей и культурой родного города»Тип проекта: Информационно-практико-...

"Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста" (на примере ознакомления с родным городом)

В современном мире одним из направлений работы с детьми становится патриотическое воспитание. Сейчас, в период нестабильности в обществе, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего на...