Рекомендации родителям по воспитанию детей с ОВЗ
консультация

Развитие и воспитание «особого» ребенка доставляет его близким очень много переживаний. Поэтому семье, где растут такие дети, может быть необходима помощь в форме рекомендаций, которые помогут решить многие практические вопросы. Получив для себя новую информацию, члены семьи смогут научиться выстраивать понятную для ребенка, эффективную стратегию воспитания, позволяющую и ребенку, и родителям чувствовать себя комфортно, выбрать тот или иной вид взаимодействия с ребенком в конкретной ситуации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rekomendatsii_s_ovz.docx146.16 КБ

Предварительный просмотр:

Рекомендации родителям по воспитанию детей с ОВЗ https://regsluzhba.edurm.ru/images/%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%BE.png

Развитие и воспитание «особого» ребенка доставляет его близким очень много переживаний. Поэтому семье, где растут такие дети, может быть необходима помощь в форме рекомендаций, которые помогут решить многие практические вопросы. Получив для себя новую информацию, члены семьи смогут научиться выстраивать понятную для ребенка, эффективную стратегию воспитания, позволяющую и ребенку, и родителям чувствовать себя комфортно, выбрать тот или иной вид взаимодействия с ребенком в конкретной ситуации.

Рекомендации для родителей по организации жизнедеятельности и воспитанию детей с аутизмом

  • Самое главное -не маскировать диагноз за якобы "более благозвучным" и "социально приемлемым". Не убегать от проблемы и не фиксировать все внимание на негативных аспектах диагноза, таких, как: инвалидность, непонимание окружающих, конфликты в семье и прочее. Гипертрофированное представление о ребенке, как о гениальном, также вредно, как и подавленное состояние от его не успешности.
  •  Как можно раньше адаптировать ребенка к жизни в обществе; научить его справляться с собственными страхами; контролировать эмоции.
  • Необходимо без колебаний отказаться от терзающих иллюзий и выстроенных заранее планов на жизнь. Принять ребенка таким, каков он есть на самом деле. Действовать исходя из интересов ребенка, создавая вокруг него атмосферу любви и доброжелательности, организовывая его мир до тех пор, пока он не научится делать это самостоятельно.
  •  Помните, что аутизм -это расстройство развития ребенка, сохраняющееся на протяжении всей жизни и без вашей поддержки ребенку с аутизмом не выжить.

Рекомендации для родителей слабовидящего ребенка

  • Способствуйте формированию коммуникативных навыков через чтение, беседы, игры.
  • Информируйте ребенка о трудностях, которые могут вызвать затруднения при ориентировке в пространстве.
  • Формируйте позитивные свойства личности, мотивацию общения, которая обеспечит успешную адаптацию.
  • Развивайте мимику ребенка, учите контролировать ее с помощью пения. В
  • данном процессе мышцы лица тренируются, и человек учится ими обладать в
  • большей мере.

Рекомендации для родителей детей с ЗПР

Какую помощь могут оказать родители, если в семье ребенок с задержкой психического развития?

  • Не следует на ребенка смотреть как на маленького, беспомощного. Не рекомендуется постоянно опекать, например, собирать ему в школу портфель, контролировать каждое действие ребенка при выполнении домашних заданий. Не подчиняйте всю жизнь в семье ребенку: за него делать все, включая и то, что без особого труда смог бы сделать он сам.
  • Такая гиперопека детям очень вредна. Именно в простых видах деятельностях, элементарных навыках самообслуживания и самоконтроля развиваются такие важные качества, как уверенность в себе, чувство ответственности, самостоятельность. Конечно, контроль необходим, но его необходимо организовывать не "над", а "рядом".
  • Не предъявлять завышенные требования к ребенку. Перегрузка, особенно интеллектуальная, влечет за собой не только снижение работоспособности, заторможенности в понимании ситуации, но может проявиться агрессия, срывы в поведении, резкие перепады настроения. Завышенные требования приводят к тому, что, берясь за непосильное для себя дело, ребенок не может его выполнить, начинает нервничать, теряет веру в свои силы.
  • Для того, чтобы сохранить работоспособность такого ребенка, не нанесите учебной нагрузкой дополнительного вреда его здоровью; внимательно отнеситесь к организации его труда и отдыха.
  • Психологи и врачи утверждают, что перерывы во время выполнения домашнего задания крайне необходимы.
  • Самооценка ребенка во многом зависит от оценки окружающих его людей. Важно, что бы ребенок верил в свои силы, испытывал состояние комфорта, защищенности, позитивного мировосприятия и интереса. Для формирования этой стороны психики ребенка с задержкой психического развития очень большое значение имеет общение. Например, задайте своему ребенку вопросы о том, что он нового узнал на уроках. Есть вопрос –есть работа мысли. Есть мысль –активизируется память. Познавательная активность, стремление к умственному труду формируются сначала на легком, доступном ребенку и в то же время интересном материале. Заинтересованность и успех не только пробуждают в ребенке веру в свои силы, снимают напряженность, но и способствуют поддержанию активного, комфортного состояния.
  • Нуждается ли ребенок с задержкой психического развития во врачебной помощи? Задержка психического развития не болезнь, а индивидуальный вариант психического развития. Но, как утверждают специалисты, в основе развития психики таких детей лежит та или иная несостоятельность структурно-функциональных мозговых систем, приобретенная в результате негрубого повреждения мозга. Поэтому обследование врачом
  • психоневрологом такого ребенка желательно: он может выявить признаки органической поврежденности мозга и медикаментозно воздействовать на него, может при помощи лекарств скоординировать излишнюю заторможенность или возбудимость ребенка, нормализовать сон, активизировать работу клеток головного мозга.

Рекомендации для родителей по воспитанию детей с СДВГ

  • В своих отношениях с ребенком поддерживайте позитивную установку. Чаще хвалите его, подчеркивайте успехи. Это помогает укрепить уверенность ребенка в собственных силах, повышает его самооценку.
  • Избегайте повторения слов «нет» и «нельзя».
  • Говорите с ребенком в сдержанном, спокойном, мягком тоне.
  • Давайте ребенку только одно задание на определенный отрезок времени, чтобы он смог его завершить.
  • Учите расставлять приоритеты при выполнении задания: что сначала, что потом и что для этого нужно. Важно, также, учить по ходу действия приспосабливаться к вполне возможным изменениям в ситуации.
  • Для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию (картинки, схемы, образец и т.д.).
  • Особенно поощряйте ребенка за все виды деятельности, требующие концентрации внимания (работа с конструктором, раскрашивание, чтение).
  • Поддерживайте дома четкий распорядок дня (время для приема пищи, выполнения домашних заданий и сна).
  • Избегайте по возможности пребывания с ребенком в местах скопления людей. Посещение крупных магазинов, рынков и т.д. оказывает на него негативное действие.
  • Во время игр ограничивайтесь для ребенка лишь одним партнером, избегая шумных, беспокойных приятелей.
  • Оберегайте ребенка от утомления, оно приводит к снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности.
  • Нельзя сдерживать физическую подвижность такого ребенка, это противопоказано состоянию его нервной системы. Давайте ребенку возможность расходовать избыточную энергию (полезны ежедневные длительные прогулки на свежем воздухе, бег, спортивные занятия).
  • Помните о том, что, присущая детям, с синдромом дефицита внимания гиперактивность, может быть минимизирована с помощью перечисленных мер с учетом индивидуальных особенностей (недостатков)
  • ребенка.

Комплекс практических советов для родителей «детей-шустриков»

При оформлении комнаты или уголка ребенка избегайте ярких красок и сложных орнаментов. Простота, неяркие, спокойные тона, письменный стол, стоящий у ничем не украшенной стены, создают условия для концентрации. Рабочее место ребенка должно быть тихим и спокойным - не около телевизора или постоянно открывающихся дверей, то есть там, где ребенок мог бы заниматься без помех. В ходе выполнения домашнего задания родителям желательно находиться рядом и при необходимости помогать беспокойному сыну или дочке. Если ребенок сел рисовать, уберите все лишнее со стола. Гиперактивный ребенок не умеет сам отсекать все, что ему в данный момент мешает. Родителям следует продумывать все поручения, которые они дают ребенку, и помнить: ребенок будет делать только то, что ему интересно, и будет заниматься этим лишь до тех пор, пока ему не надоест. Как только ребенок устал, его следует переключить на другой вид деятельности. Если ребенок в чем-то неправ, родителям не следует читать ему нотация, так как длинная речь не будет до конца выслушана и осознана. Лучше заранее установить правила поведения и систему поощрений и наказаний. Требования к ребенку должны быть конкретными, четкими и выполнимыми.

Нельзя принуждать ребенка просить прощения и давать обещания: - Я буду хорошо себя вести, - Я буду всегда тебя слушаться. Можно, например, договориться с ребенком, что он - не будет пинать кошку или - с сегодняшнего дня начнет ставить ботинки на место. На отработку каждого из этих конкретных требований может уйти много времени (две-четыре недели и больше). Однако, не отработав одного пункта, не переходите к следующему. Наберитесь терпения и постарайтесь довести начатое дело до конца. Потом можно будет добиваться выполнения другого конкретного требования.

Приучайте ребенка к различного рода конструкторам, всевозможным настольным играм. Данные виды деятельности способствуют развитию концентрации внимания.

Роль взрослых – подсказать ребенку, как он может использовать свою повышенную активность, направить ее в нужное русло, чтобы неуемная детская энергия не пропадала зря и не шла во вред ребенку а, наоборот, была источником положительных изменений. Лучшим способом для направления энергии и активности в правильное, т.е. социально и личностно-приемлемое русло являются занятия спортом. Именно спорт даст гиперактивному ребенку возможность проявить себя и, кроме того, научит владеть собой, что невозможно без сформированных навыков самоконтроля и саморегуляции. Как показывает опыт многих родителей гиперактивных детей, самым полезным спортом является плавание. Другим полезным для гиперактивных детей спортом являются восточные единоборства, поскольку они прививают навыки самоконтроля и дисциплины.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации родителям в воспитании детей "Без комплексов"

В данной работе, собранной по периодическим материалам,я по пыталась дать рекомендации для родителей детей,которые имею такие свойства характера как застенчивость, скромность,необщительность. Эти каче...

Рекомендации родителям по воспитанию детей

Поверьте в уникальность своего ребенка, в то, что Ваш ребенок единственный в своем роде, не похож ни на одного соседского ребенка и не является точной копией вас самих....

Рекомендации родителям по воспитанию детей

Как заучивать наизусть стихотворения с детьми?...

Рекомендации родителям по воспитанию детей: "Теплые воспоминания из детства - самый лучший подарок на Новый год".

Детство - это время, когда родители дарят детям самое ценное в мире - исцеляющие душу воспоминания, ведь именно их ребенок будет бережно хранить в сердце все долгие годы, когда он станет взрослым и по...

Рекомендации родителям по воспитанию детей с гиперактивностью.

В данном буклете представлены рекомендации родителям по воспитанию детей с гиперактивностью....