«Роль чтения в развитии интеллектуальных и личностных качеств детей»
статья

Книга – это неотъемлемая часть воспитания ребенка. С ее помощью он сможет найти ответы на интересующие его вопросы, познавать мир и самого себя, переживать истории героев, фантазировать развитие дальнейших событий того или иного произведения. Детская книга - это один из факторов, влияющих на формирование, развитие и становление личности ребёнка. Через произведения художественной литературы разных жанров формируются положительные личностные качества человека и гражданина своей Родины.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Роль чтения в развитии интеллектуальных и личностных качеств детей»

                                                         «Чтение – это окошко, через которое дети

                                                          видят и познают мир и самих себя»

Книга – это неотъемлемая часть воспитания ребенка. С ее помощью он сможет найти ответы на интересующие его вопросы, познавать мир и самого себя, переживать истории героев, фантазировать развитие дальнейших событий того или иного произведения. Детская книга - это один из факторов, влияющих на формирование, развитие и становление личности ребёнка. Через произведения художественной литературы разных жанров формируются положительные личностные качества человека и гражданина своей Родины.

Книга - это воспитатель человеческих душ. 

Малыш растет, а это значит, что каждый день его ждет все больше новых впечатлений, он активно познает мир и совершает множество открытий. Получает все больше разнообразной информации необходимой ему для дальнейшего правильного физического, психического и умственного развития. Новые знания дети получают от окружающих их людей, в первую очередь от родителей, а также из книг.

Дошкольный возраст - это период первоначального становления личности. Многочисленные психологические и педагогические исследования подтверждают, что именно в эти годы при условии целенаправленного воспитания закладываются основы моральных качеств личности.

Чтобы современный ребенок был подготовлен к жизни необходимо прививать любовь к художественному слову, уважение к книге, воспитывать грамотного читателя.

Не секрет, что современные дети мало читают, предпочитая книгу просмотру телепрограмм и видеофильмов, компьютерным играм. Эта печальная реальность должна заставить нас  задуматься и попытаться, как то исправить положение вещей.

С самого маленького возраста малышам нужно читать как можно больше книг. Очень важно, чтобы он полюбил это занятие. Книга может заинтересовать, как мальчиков, так и девочек, главное найти такой вариант, который понравится ребенку. Учеными установлено, что ребенок, которому систематически читают, накапливает богатый словарный запас. Читая вместе с родителями, ребенок активно развивает воображение и память. Именно чтение выполняет не только познавательную, эстетическую, но и воспитательную функцию. Поэтому, необходимо читать детям книжки с раннего детства.

Книга должна как можно раньше войти в мир ребенка, обогащать его мир, делать его интересным, полным необычных открытий. Всё последующее знакомство с огромным литературным наследием будет опираться на тот фундамент, который закладывается в дошкольном возрасте.

Большое значение в развитии ребенка играет художественная литература. Перед нами воспитателями и родителями стоят такие задачи. Развивать интерес, воспитывать любовь к художественной литературе. Учить определять и мотивировать свое отношение к героям произведения. Формировать нравственные критерии оценки. Учить детей выразительно пересказывать текст, соблюдать смысловые паузы, интонации, соответствующие характеру произведения, переживаниям героев. Развивать умение внимательно слушать речь окружающих.

Иллюстрации в книге окажут помощь в организации речевой работы с детьми, как в дошкольном учреждении, так и в семье. Интонационная выразительность речи взрослых при чтении ребенку художественных произведений будет не только способствовать глубокому и правильному пониманию содержания, но и воспитывать у ребенка потребность самому передать текст выразительно, в нужном темпе, при чтении художественной литературы, при пересказе у детей становиться чище произношение, более развернутыми фразы, точнее высказывания. Имея достаточно развитую активную речь, дошкольник пытается рассказывать и отвечать на вопросы так, чтобы окружающим его слушателям было понятно, что он хочет сказать. Художественная литература оказывает большое значение в развитии речи дошкольников.

 «Как правильно читать детям книгу?»

Многие родители спрашивают «Что лучше читать детям? Какие покупать книги? С чего начать чтение книги?». На эти  вопросы я постараюсь вам ответить в определенной последовательности.

«Первая встреча» с новой книгой всегда волнующе. Что же читать? Чем руководствоваться при выборе книг? Выбор не может быть случайным, книга должна обладать художественными и воспитательными достоинствами, развивать у детей чувства прекрасного. Желательно покупать книги с яркими художественными иллюстрациями, чтобы привлечь внимание ребенка, возбудить интерес книги. Это может быть сказка с торжеством добра, любви и справедливости над злом; книга писателя - природоведа о красоте и богатстве родной природы; книги о красоте людей в труде. Ну вот, книга выбрана, перед чтением рассмотрите вместе с детьми красочные иллюстрации, рассмотрите, что изображено на картинках,  не старайтесь рассказать содержание книги.

Как начинать чтение? В начале сообщите, что будете читать. Старайтесь, чтобы дети запоминали имена писателей. Полезно дать краткие сведения о писателе. Но, если ваш ребенок отвлекается от слушания? Никогда не делайте резких замечаний. Подчеркните выразительной интонацией, паузой, жестом, что вы ждете от ребенка внимательного слушания, но не нарушайте хода повествования.

Как заканчивать чтение? Следует ли обсуждать прочитанное? Если произведение сильно взволновало ребенка, как например ненецкая сказка

«Кукушка», то не стоит обсуждать книгу. Но если ребенок о чем- то спросит, то конечно надо ответить. Следует обращать внимание детей на художественные особенности языка произведений. Например, после чтения рассказа Снегирева «Скворец», вспомните с детьми, как автор писал о зиме, какими словами рисовал картину зимнего леса. Ваша задача,  помочь детям вдуматься в слова, прислушаться к ним.

Время от времени книгу надо перечитывать. Дети любят находить для себя что-то новое в уже знакомом произведении, повторное чтение углубляет и закрепляет восприятия услышанного. Чтение одного небольшого произведения может не удовлетворить ребенка, тогда можно прочитать еще что-нибудь, придерживаясь тематики или единства образов. Большие произведения лучше читать отдельными частями, например сказку «Конек-горбунок» Ершова. Часто родители прибегают к чтению во время еды, чтобы заставить ребенка есть, в транспорте по пути домой. Читают без учета возраста детей. От такого чтения хорошего ждать мало.

Какие же условия благоприятны для чтения? Лучше читать в спокойной обстановке, в свободное от других занятий время. Особенно хороши «семейные чтения», когда все члены семьи слушают чтение. Книги, насыщенные большим количеством событий читайте реже. Лучше читать книги, носящие жизнерадостный характер, с несложным сюжетом. Полезно после чтения еще раз рассмотреть иллюстрации.  Невозможно воспитать любовь к книге, не воспитывая у ребенка бережного отношения к ней. Учите ребенка самостоятельно рассматривать книгу. Покажите, что это нужно делать только за столом. Ее всегда нужно класть на место, брать чистыми руками, а перелистывая страницы не мять и не рвать, нe разрешайте ребенку перегибать книгу. Расскажите, что над созданием книги трудилось много людей, ее надо беречь. Желательно, чтобы у ребенка был маленький шкаф для книг или полка. Пусть лучшие произведения литературы составляют сокровища ваших библиотек.

Рекомендации по развитию читательского интереса у детей

Прививайте ребенку интерес к чтению с раннего детства.

Покупайте книги, выбирайте книги яркие по оформлению и интересные по содержанию.

Систематически читайте ребенку. Это сформирует у него привычку ежедневного общения с книгой.

Обсуждайте прочитанную книгу.

Рассказывайте ребенку об авторе прочитанной книги.

Если вы читаете ребенку большое произведение, старайтесь прервать чтение на самом увлекательном эпизоде.

Вспоминая с ребенком содержание ранее прочитанного, намеренно его искажайте, чтобы проверить, как он запомнил ранее прочитанный текст.

Литература:

Гурович Л. М. Ребенок и книга. – СПб.: Изд-во “Акцидент”, 1996.

Гриценко З. А. Ты детям сказку расскажи… Методика приобщения детей к чтению. – М.: Линка-пресс, 2003.

Куликовская Н. Увлечь книгой. // Дошкольное воспитание. – 2007. № 5. - С.33-41.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опытно–экспериментальная деятельность - средство развития интегративных интеллектуальных и личностных качеств дошкольника

Статья раскрывает значение и особенности организации опытно-экспериментальной деятельности в  ходе работы   по  формированию   познавательной  активности...

Роль природы в развитии личностных качеств детей дошкольного возраста.

Влияние природы на развитие ребёнка огромно. Она является источником первых конкретных знаний и радостных переживаний, часто запоминающихся на всю жизнь. Явления и объекты природы привлекаю...

«Проектная деятельность как эффективная форма развития интеллектуальных и личностных качеств дошкольников»

Данная работа содержит материал для педагогов и родителей по проектной деятельности  дошкольников ( значение, виды, формы. содержание проектов и т.д.)...

Консультация для родителей "Роль микроклимата семьи в воспитании личностных качеств детей"

Консультация для родителей«Роль микроклимата семьи в воспитании личностных качеств детей»...

О РОЛИ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Статья посвящена влиянию игровой деятельности на формирование личностных качеств детей дошкольного возраста. Особое внимание уделяется сюжетно-ролевой игре, особенностям ее содержания, развития и влия...

Доклад «Духовно-нравственное воспитание детей средствами театрализованной деятельности, формирование культурных ценностей, развитие интеллектуальных и личностных качеств»

Проблема духовного здоровья общества действительно остра и находит отражение в  послании  президента  В. В. Путина России к Законо...