Родительское собрание на тему: «Приобщение детей дошкольного возраста к культурным ценностям народов России»
учебно-методический материал (младшая группа)

Королькова Тамара Сергеевна

Целью родительского собрания является-ознакомить родителей, как приобщить детей к культурным ценностям, на примере русской, удмуртской культуры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelskoe_sobranie.docx27.2 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание на тему:

«Приобщение детей дошкольного возраста к культурным ценностям народов России»

Цель: привлечение родителей к реализации задач возрождения русских, удмуртских национальных традиций в условиях дошкольного учреждения и семьи. 

Задачи:

1. Приобщать родителей к истокам русской, удмуртской народной культуры.

2. Развивать познавательный интереса к истории своего народа, его традициям, особенностям национальной культуры, русскому, удмуртскому народному творчеству.

3. Повысить компетентность родителей в вопросах о культурных и духовных ценностях родного края, малой родины, русского народа, его традициях, культуре и творчестве.

 4. Сформировать активную родительскую позицию в жизни ДОУ.

Ход собрания

1. Здравствуйте, уважаемые родители! Спасибо, что вы нашли время и пришли на родительское собрание. Так как семье принадлежит ведущая роль в развитии ребёнка, то только совместными усилиями родителей и детского сада мы можем решить любые проблемы в воспитании и развитии ребёнка. Сегодняшняя наша встреча посвящена очень важной проблеме – это как приобщить наших детей к культурным ценностям народов России.

Россия – Родина для многих. Родная культура, как отец и мать должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом порождающим личность. Мы по новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору. Русский фольклор – это дорожка от прошлого, через настоящее, в будущее, источник чистый и вечный. Поэтому я считаю, что познание детьми народной культуры, русского народного творчества, народного фольклора, находит отклик в детских сердцах, положительно влияет на эстетическое развитие детей, формирует духовную культуру.

Россия всегда являлась многонациональным государством, а регион Поволжья, где на протяжении веков сосуществовали народы разных языковых групп и традиций, можно считать уникальной лабораторией поиска путей развития личности через взаимодействие культур.

 С раннего детства ребенок живет в родной национальной среде, «впитывая с молоком матери» культурные ценности и нравственные ориентиры, заложенные в культуре народа. Взрослея, он сам становится представителем своего народа, хранителем и продолжателем традиций.

Воспитывать в детях толерантное отношение к другим народностям – одна из важных задач работы педагога. В нашем сельском поселении живет много представителей других национальностей. Это - русские, татары, удмурты, мордвины и т.д. Мы постепенно знакомим детей с культурой этих национальностей. Детский сад – это поликультурный мир, где каждый ребенок, какой национальности он ни был, каждый является представителем своего мира, традиций, культуры. И маленький татарин, и маленький чувашин, и маленький русский и удмурт и другие должны иметь представление о культуре, быте, жизни другого народа, доступное их возрасту. А задача педагогов – научить их толерантно относиться друг к другу, уважать традиции других народов. Традиции являются частью исторического наследия, к ним необходимо очень бережно относиться и соблюдать их, так как, на наш взгляд, они значительно обогащают сферу чувств человека, особенно ребенка. К сожалению, в современном мире появляется опасность утраты традиций.

В нашей повседневной жизни, в семье, в гостях, на улице, малыши окружены в основном современными ритмами, современной музыкой, которая не всегда отличается хорошим вкусом. Поэтому актуальной сегодня является задача привить детям любовь к русской культуре, познакомить с её истоками, обычаями, традициями, обрядами, воспитывать патриотические чувства. Как научить ребёнка любить не придуманную нами Родину, а такую, какая она есть. Любить и беречь можно только то, что чувствуешь, знаешь, понимаешь, что может заинтересовать ребёнка чистотой, искренностью, красотой глубоким содержанием? Это наша многовековая история и культура. Для этого мы должны знать историю России, любить её природу, жизнь её народа, его труд, искусство, верования и быт.

Думаю, что народное творчество должно быть широко включено в быт и деятельность детей. Приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности.

 Мы не должны забывать о своём культурном прошлом. Народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений : праздники, традиции, фольклор, художественные промыслы, декоративно – прикладное искусство.

 Дошкольный возраст – начало познания жизни, человеческих взаимоотношений. Это время начала формирования ребёнка как личности, становления его характера. Учить их правилам общения умению жить среди людей – главные идеи воспитания духовно нравственных качеств личности. Знакомство с народным фольклором всегда обогащает и облагораживает. Ребенок стремится подражать героям, которые ему симпатичны. Сюжеты литературных произведений переводятся в детские игры. Проживая в игре жизнь любимых героев, дети приобщаются к духовному и нравственному опыту. Необходимо широко использовать все виды фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т. д.).

В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям. Адресованные детям потешки, прибаутки, заклички звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. В пословицах и поговорках метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей. Особое место в произведениях устного народного творчества занимают уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук.

Русские народные сказки, песни, пословицы, приговорки, прибаутки - это народная мудрость, свод правил жизни, кладезь яркого богатства языка. Все, что пришло к нам из глубины веков, мы теперь называем народным творчеством. И как важно с ранних лет, научить детей постигать культуру своего народа, показать им дорогу в этот сказочный и добрый мир, возродить в детских душах прекрасное и вечное. Знакомство с народным творчеством для малышей начинается с колыбельных песенок. Монотонная колыбельная песня своим несложным ритмом успокаивает, убаюкивает, - что очень важно для физического развития, – одновременно способствует накоплению у него чувственных впечатлений, к восприятию слова, к пониманию языка. В детском саду этот жанр устного творчества практически не используется, так как больше предназначен для матерей. В детском саду мы начинаем использовать такой вид устного народного творчества, как потешки. Потешка вводит ребенка в мир, учит его жить, учит движению. Потешки можно использовать во всех режимных процессах и во всех возрастных группах. В более старшем возрасте 4-6 лет используются потешки, как пальчиковые игры.

Сказки. Помогают детям разобраться, что хорошо, а что плохо, отличить добро и зло. Из сказки дети получают информацию о моральных устоях и культурных ценностях общества. Расширяют кругозор: развивают речь, фантазию, воображение. Развивают нравственные качества: доброту, щедрость, трудолюбие, правдивость. Воспитательная ценность народных сказок в том, что в них запечатлены черты русского трудового народа, свободолюбие, настойчивость, упорство достижения цели. Сказки воспитывают гордость за свой народ, Любовь к Родине. Сказка осуждает такие свойства человеческого характера как лень, жадность, упрямство, трусость, и, одобряет трудолюбие, смелость, верность.

Пословицы и погоровки. Их называют жемчужиной народного творчества. Они оказывают воздействие не только на разум, но и на чувства человека: поучения, заключенные в них легко воспринимаются и запоминаются Например: Одеваемся на прогулку, медлительному ребенку говорю«Семеро одного не ждут». Замечаю на занятиях по аппликации не аккуратность, спешку в работе, говорю«Поспешишь - людей насмешишь». На прогулке во время трудовой деятельности, дети отказываются выполнять работу, можно применить такую пословицу«Труд человека кормит, а лень портит»«Одна пчела много меду не натаскает». Во время наблюдений, при составлении календаря погоды можно использовать различные пословицы«Весна красна цветами»«Осень красна плодами»«Март с водой, апрель с травой» и т. д. Пословицы и поговорки для детей надо выбирать такие, чтобы их смысл можно было проверить путём наблюдений, в ходе беседы, постановки опыта. Дети могут понять смысл следующих выражений только в ходе наблюдений. - Апрель водой славен, почками красен. - Гусь как воевода в красных сапогах.

Народные загадки – важный жанр, овладение которым способствует умственному развитию ребенка. Загадки – полезное упражнение для детского ума. Загадки требуют от ребенка большой наблюдательности, умственного напряжения решить поставленную перед ним задачу. Это развивает мышление, пытливость, наблюдательность. Знание загадок не только развивает память, но воспитывает поэтическое чувство, подготавливает ребенка к восприятию классической литературы.

Скороговорка, веселая и безобидная игра в быстрое повторение труднопроизносимых стишков и фраз. У каждой скороговорки своя игра звуков и слов. Они не повторяются в этом их секрет и обаяние. Недаром в народе говорят «Всех скороговорок не переговоришь и не пере выговоришь». Это и полезные грамматические упражнения, тренирующие ребенка в правильном, осмысленном употреблении частей речи и частей слова, и одновременно – баловство, любимая игра в словотворчество. Каждое действие, указание, определение в скороговорке имеет смысл:

Федя филина боится

Филин может рассердиться.

Серый зайка, зубки спрячь:

Не капуста это, мяч.

Считалки - это истории придуманный для детей способ осуществления объективной справедливости. Чаще всего считалки используется при проведении подвижных игр на свежем воздухе.

Заклички – обращения к природе, животным с просьбой. Заклички – это небольшие песенки, предназначенные для распевания группой детей. В закличке не просто обращение к природным стихиям, но и выраженная в слове, ритме, интонации гамма чувств, и переживаний. Заклички дают возможность ребѐнку в поэтической форме выразить своѐ эмоциональное отношение к природе, развивают речь ребѐнка, мышление, фантазию, развивают артикуляционный аппарат. Само слово «заклички» побуждает детей говорить громко – закликать. Можно использовать такой прием: «Скажи так, чтобы солнце тебя услышало!» (Громко.) Солнышко, появись! Красное, нарядись! Народные игры являются традиционным, необходимым элементом воспитательного процесса.

Большое место в приобщении детей к народной культуре должны занимать народные праздники и традиции. В них фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причем эти наблюдения непосредственно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.

Фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.

Работу по ознакомлению с фольклором надо проводить не только на занятиях, но и в повседневной жизни вместе с мамами и папами, бабушками и дедушками, это позволит нам решить следующие цели: развитие эмоциональной отзывчивости на произведения русского народного творчества; развитие фантазии, творческих способностей дошкольников и умения находить средства выражения образа в мимике, жестах, интонациях; воспитание у дошкольников патриотизма через возрождение и преображение богатого опыта русских традиций; обогащение словаря; расширять знания детей об окружающем мире, воспитывать потребность общаться с природой и приходить ей на помощь; участвовать в трудовой деятельности; воспитывать чувство гордости за богатырскую силу России, воспитывать уважение к русским воинам, желание им подражать; воспитывать интерес к истории России; знакомство с культурным прошлым своего народа.

2. Истоки удмуртской народной культуры и, в первую очередь, относится фольклор. Ведь содержание фольклора отражает жизнь удмуртского народа, его опыт, духовный мир, мысли, чувства наших предков. Удмуртский танец, удмуртская песня, музыка, должны стать частичкой жизни ребёнка. Культура удмуртского народа огромна и разнообразна.

К народным традициям относятся праздники, обряды, обычаи, игры- именно они раскрывают содержание воспитания и обучения детей, основные нравственные правила и идеалы, понимание добра и зла, нормы общения и человеческих отношений; отражают мировоззрение человека через мифологию, религию, предания и поверья; описывают историю народа в виде эпоса, летописей и устного творчества. Благодаря им раскрываются эстетические воззрения народа, они украшают повседневную жизнь, труд и отдых.

Вводить элементы народной культуры в детскую жизнь надо естественно, не навязывая, ничего специально не заучивая, не заставляя. Семья занимает центральное место в воспитании ребёнка, играет основную роль в формировании мировоззрения, нравственных норм поведения, чувств, социально-нравственного облика и позиции малыша. В семье воспитание детей должно строиться на любви, опыте, традициях, личном примере из детства родных и близких. И какую бы сторону развития ребёнка мы не рассматривали, всегда окажется, что главную роль в становлении его личности на разных возрастных этапах играет семья. Семья во все времена оказывала огромное влияние на детей. Именно семья может создать для ребенка атмосферу душевного комфорта, помочь почувствовать свою защищенность, уверенность в себе, научить его правильно относиться к окружающим. Приобщение к  удмуртскому языку в детском саду мы начинаем со второй младшей группы в игровой форме:

разучивание слов на удмуртском языке: анай (мама), атай (папа), песянай

(бабушка), песятай (дедушка), курег (курица), атас (петух), чипы(цыплёнок) и т.д

 разучивание цветов : горд (красный), вож (зелёный), лыз (синий), чагыр (голубой), ӵуж (жёлтый);

разучивание подвижной игры «Курег но чипыос (Курица и цыплята)»;

 разучивание хороводных игр «Кышетэн шудон (Игра с платочком)», «Ву мурт»,

«Капка ултӥ потаса шудон (Ворота)»;

разучивание считалок, стихотворения «Перепеч» на удмуртском языке;

разучивание пальчиковых игр «Эшъяськись семья (Дружная семья)»,

«Чиньыосмы жадиллям (Пальчики устали)»;

 чтение художественной литературы детям (рассказов «Анай (Мама)» В.

Широбокова, «Песятай но пудоос (Дедушка и животные)» А. Уварова,

стихотворение «Атас (Петух)» А. Клабукова

Ознакомление с  костюмами (название деталей костюма- нагрудник, передник и т. д)

Принимаем творческую  работу родителей составление альбомов «Моя семья»

 Поэтому мы решили дать несколько рекомендаций, как мы можем приобщить детей к истокам русской, удмуртской  народной культуре

1. Пение колыбельных, народных песенок, рассказывание сказок, использование пословиц и поговорок. Чтение удмуртских народных сказок и сказок народов мира, беседа после прочитанного, обсуждение.

2. Знакомство с родным краем. Рассказывание легенд и преданий.(Например, история возникновения родников, почему же так назвали гору «Ай-Кай»)

3. Разучивание песен и танцев нашего народа.

4. Воспитание и уважение к родительскому дому.

5. Сохранение и передача семейных традиций, реликвий.

6. Бережное отношение к родной природе.

7. Знакомство с художественными промыслами своего народа. Выставка детских рисунков, из домашнего задания с родителями, иллюстраций на прочитанную удмуртскую сказку вместе с родителями.

3. Практическая часть Воспитатель: Давайте мы с вами разделимся на две команды и поиграем.

Как в любой игре, у нас есть правила. Вопросы будут задаваться по очереди каждой команде. За правильный ответ команда получает фишку.

1.Задание. Конкурс «Потешка»

Воспитатель: Команды готовы? Ну, тогда, пожалуй, начинаем. У меня к вам есть вопрос, Кто потешек знает воз?

Воспитатель: - Вот это и будет нашим первым конкурсом. - Я буду начинать потешку, а вы должные закончить. Слушаем внимательно. И так первая потешка для команды (поочерѐдно каждой команде)

 1. Расти коса до пояса…

2. Водичка, водичка…

3. Киска, киска, киска брысь…

4. Как у нашего кота…

5.Чики-чики, чикалочки…

6. Из-за леса из-за гор…

7. Просыпаемся, умываемся…

8. На улице две курицы…

9. Солнышко-вѐдрышко…

10. Скок-поскок молодой дроздок…

2 задание: «Сказки»

 Воспитатель: В этом конкурсе мы проверим, как вы знаете сказки. Я буду поочередно задавать командам вопросы. И так первый вопрос.

1. .Сколько человек тянуло репку (Трое)

2. От кого ушѐл Колобок? (От дедушки, бабушки, зайца, волка, медведя).

 3. Какая курочка снесла золотое яичко? (Курочка Ряба).

4. Кто из животных пострадал, ловя рыбу из проруби? (Волк).

5. В кого превратился Иванушка, испив водицы из лужи? (козлѐночка).

6. Кто из героев русских народных сказок был хлебобулочным изделием? (Колобок.)

7. Какие русские народные сказки повествуют о проблеме отдельной жилплощади? («Теремок», «Лиса и Заяц».)

8. Какая домашняя птица занималась изготовлением изделий из драгоценных металлов для своих хозяев? (Курочка Ряба.)

3 задание Назовите предметы быта, еды , одежды на удмуртском языке.

Деревянная ложка- пу пуньы

Покрывало-шобрет

Кровать-карабат

Стул- пукон

Зеркало-синучкон

Варежки- позьы

Вызаные носки- пыдвыл, чулкапыд

Подушка-миндер

Хлеб- нянь

Орешки-кокро мульы

Платок-кышет

Платье-дерем

3. А теперь , мы поиграем  в удмуртские игры

1. «Ву мурт»-«Водяной»

В начале игре по считалочке выбирем «Ву мурта»
Ик-чук, гондыр Кук,
Беки-буки, тук.

Все играющие встают вкруг, а «Ву мурт» садится в середине круга на корточках и закрывает
глаза. Играющие  идут по кругу и поют:


Водяной, водяной-- Вумурт, вумурт

Что сидишь ты под водой?-  ,маар пукиськот ву улын?

Выйди, выйди хоть на час,- Пот, пот, коня ке дырлы.
Посмотреть который час.- Учкыны, коня час ини


После этих слов  все  замирают, а «Ву мурт»  встает и ищет играющих.
«Ву мурт»  должен отгадать того, кого поймал. Если отгадывает , то он становится водяным. Когда Водяной пытается определить, кто стоит перед ним, его нельзя отвлекать.
2. Игра «Ручеек»

Выбирается водящий, остальные делятся на пары, желательно разнополые, и сцепляют руки.

Пары встают друг за другом, образуя коридор и поднимая руки вверх.

Поют водящему ;

Ӟазег уя, ӵӧж уя,

Мур вуосты яратэ.

Милям Яна эш быръе

Кинэ меда яратэ?

Водящий входит  в образованный коридор с одного конца и двигается в другой конец коридора, по дороге выбирая себе пару.

Он берет понравившегося ему человека за руку, расцепляя стоящую пару.

Со яратэ Гордеез….

Новая пара вместе идет в конец «ручейка» и встает там, подняв руки вверх.

Освободившийся игрок становится водящим, идет в начало «ручейка» и заходит в коридор, выбирая себе человека для пары и так далее, пока всем не надоест играть.

3. Игра “Лапоть”»Кут»

Взрослые  становятся в круг, в центре ведущий с лаптем. Ведущий должен прокатить лапоть под ногами взрослых, а взрослые должны в этот момент подпрыгнуть. Кого лапоть задел, тот выбывает из игры.

Подведение итогов.

Наша с вами цель, уважаемые родители – как можно раньше пробудить в ребёнке любовь к родной земле, заложить важнейшие черты русского национального характера: порядочность, совестливость, способность к состраданию. Разнообразные формы знакомства ребёнка с народной культурой позволит ему приобщиться к национальным традициям, испытать удовольствие от своих чувств. Из деталей быта, из народных праздников и традиций, произведений устного народного творчества сложится для ребёнка образ Родины.

Ценность народных традиций огромна, а их утрата невосполнима какими бы ни было материальными благами. Традиции – хранители народной культуры, заветов народа. Если полностью утеряны все народные традиции, может встать под сомнение само существование народа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему: "Приобщение детей дошкольного возраста к культурным ценностям народов России через народные подвижные игры"

В докладе раскрывается значение подвижных игр в жизни ребёнка, а через народные игры ребёнок приобщается к культурным ценностям народов России....

Сообщение по теме: Приобщение детей дошкольного возраста к культурно-историческому наследию России Из опыта работы

В последние годы в российской системе дошкольного образования произошли определенные позитивные перемены: обновляется содержание образования и воспитания детей. В Федеральном государственном образоват...

Круглый стол. Выступление на тему: "Приобщение детей дошкольного возраста к культурным ценностям народов России через народные подвижные игры"

Народная игра - самостоятельный вид деятельности , направленный на удовлетворение потребностей в развлечении, удовольствии, развитии у детей определенных навыков и умений....

Приобщение детей дошкольного возраста к культурным ценностям (театру, музыке, живописи) через разные виды деятельности

В 2018-19 учебном году в нашем саду была проведена большая работа направленная на художественно-эстетическое развитие дошкольников.Было проведено много мероприятий и проектов. Получая знания об...

«Приобщение детей дошкольного возраста к культурным ценностям народов России»

Формировать у детей первоначальные представления о культуре и культурном наследии нашей страны, воспитывать восхищение результатами творчества своего народа...

«Приобщение детей дошкольного возраста к культурным ценностям народов России»

Цель: привлечение родителей к реализации задач возрождения русских национальных традиций в условиях дошкольного учреждения и семьи....