Консультация для родителей. На тему: развитие мелкой моторики рук детей.
консультация (старшая группа)

Якушкина Галина Петровна

Одним из наиболее важных показателей  готовности ребенка к школе являются 

готовность руки к письму и развитая речь,которые напрямую зависят

от состояния развития мелкой моторики рук.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл melkaya_motorika.docx18.1 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

Подготовила воспитатель: Якушкина Г.П.

Общее понятие и особенности мелкой моторики детей

                                    «Истоки способностей и дарования детей-на кончика                     их пальцев. От них идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».

                                                                                           В.А.Сухомлинский

Мелкая моторика – это тонкие произвольные движения пальцев рук. С самых первых минут жизни малыша и до последних минут жизни человека его руки постоянно находятся в движении, постоянно работают. Всю жизнь человек идет к самопознанию и саморазвитию.  Мелкая моторика становится первым этапом в развитии умственных способностей человека. Ребенок с первых дней начинает познавать мир, ощущая его кончиками пальцев, ладошками.  Пальцы рук имеют нервные окончания, воздействие на которые благотворно сказывается на состоянии организма – как на отдельных органах, так и на их системах.   Познание окружающего мира малышом начинается с «живого созерцания», с сенсорных процессов — ощущения, восприятия, представления. Развитие их у ребёнка создаёт необходимые предпосылки для возникновения более сложных познавательных процессов (памяти, воображения, мышления). Формирование многих способностей (например, музыкальных, изобразительных) также связано с развитием ощущений, восприятий. А сенсорное развитие напрямую связано с мелкой моторикой руки, потому что осязание – одно из пяти чувств человека, при помощи которого дети в раннем возрасте получают огромное количество информации об окружающем мире. Правильное формирование мелко-моторных функций тем более важно еще и потому, что в раннем детстве сенсорные процессы развиваются особенно активно.  Упражнения в повседневной жизни очень важны для маленьких детей. Тренировка пальцев рук является мощным тонизирующим фактором для коры головного мозга. Правильное развитие мелкой моторики определяет также формирование у ребенка сенсомоторной координации, т.е. согласованного действия рук и глаз. С помощью зрения ребенок изучает окружающую действительность, контролирует свои движения, благодаря чему они становятся более совершенными и точными. Глаз как бы «обучает» руку, а с помощью ручных движений в предметах, которыми манипулирует ребенок, открывается больше новой информации. Зрение и движения рук становятся основным источником познания ребенком окружающей действительности. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, речь. Если развитие мелкой моторики отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика функционирует нормально или даже выше нормы. Таким образом, чтобы научить ребенка говорить, необходимо развивать не только его артикуляционный аппарат, но и тонкие движения пальцев рук, или мелкую моторику. Мелкая моторика взаимодействует не только с речью, но и с мышлением, вниманием, координацией движений и пространственным восприятием, наблюдательностью, воображением, зрительной и двигательной памятью.        

Для развития мелкой моторики у ребёнка используются следующие приёмы:

1.Самомассаж. Это один из видов пассивной гимнастики пальцев рук, оказывает тонизирующее действие на центральную нервную систему, улучшает функции рецепторов проводящих путей.

2.Пальчиковые игры. Развитие речи во время участия в пальчиковых играх происходит сразу в нескольких направлениях :                                                     - импульсы от рецепторов , которые расположены на ладонях, идут к головному мозгу и активизируют ту его часть, которая  отвечает за развитие речи. Это называется пассивным развитием речи;

- во время пальчиковых игр ребенок слышит и повторяет за взрослым стихи и песенки, затем запоминает их и произносит уже без посторонней помощи;

- кругозор ребенка расширяется новыми для него словами и понятиями (названия каждого пальца, частей тела, животных, растений  и т. д.)

Часто пальчиковые игры являются инсценировкой историй, сказок или стихотворений при участии пальцев рук. Поэтому многие игры незаметно знакомят детей с такими понятиями, как «влево», «вправо», «вверх», «вниз» и многими другими, учат ориентироваться в пространстве. Игры данной разновидности  очень эмоциональны и увлекательны. Они поднимают настроение, развивают не только речь ребенка, но и его творческую деятельность. Обычно дети, выучив какую-нибудь одну игру, стараются придумать новую инсценировку для других песенок и стихотворений. Игры, в которых малыш прикасается к рукам и пальцам взрослого или другого ребенка, формируют у него чувство уверенности.

Пальчиковые игры имеют несколько характеристик:

- универсальность, т. е. в них можно играть в любое время и в любом месте;

- кратковременность, так как каждая игра длится не более 5 мин.;

- телесный контакт во время парных или групповых игр - очень активный, но безопасный;

- в процессе их проведения часто используют невербальное общение, язык жестов;

- у каждой игры есть множество вариантов, правила изменяются, и она постепенно усложняется.

Изначально даются однотипные и одновременные движения, направленные на развитие согласованности и координации движений, и лишь по мере их освоения включаются более сложные — разнотипные движения.  

3. Продуктивная деятельность. Кроме игр и упражнений, развитию мелкой моторики способствуют также различные виды продуктивной деятельности - это рисование, лепка из солёного теста, пластилина, глины, а также рукоделие. Для развития тонкой ручной координации важно, чтобы ребёнок систематически занимался разнообразными видами ручной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей по теме: «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста при помощи лепки»

Консультация для родителей по теме: «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста при помощи лепки»...

Консультация для родителей на тему: "Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста"

Консультация для родителей второй младшей группы: " Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста"....

Презентация консультации для родителей по теме " Развитие мелкой моторики у детей".

В презентации подобраны игры и игровые задания по теме " Мелкая моторика"...

Консультация для родителей. На тему: «РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ 2-3 ЛЕТ»

Мелкая моторика у ребенка — это умение совершать разнообразные движения пальцами ног, рук, кистями, стопами. Эта сфера физического развития тесно связана с психическим развитием ма...

Консультация для родителей на тему: «Развитие мелкой моторики у детей»

В последнее время наблюдается рост детей с недостаточно развитой общей моторикой и слабо развитой мелкой моторикой руки, общей неготовностью отдельных детей к письму при поступлении в школу, с проблем...

Консультация для родителей на тему: «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста»

В последнее время наблюдается рост детей с недостаточно развитой общей моторикой и слабо развитой мелкой моторикой руки, общей неготовностью отдельных детей к письму при поступлении в школу, с проблем...

Консультация для родителей на тему: «Развитие мелкой моторики у детей 5 – 6 лет»

Многие родители, заботясь о том, как лучше подготовить детей к школе, обращают внимание, в основном, на чтение и счет. Но именно в сфере моторики и произвольного внимания чаще всего наблюдаются низкие...