Основные знания, умения и навыки дошкольника 5 лет
консультация (средняя группа)

ОСНОВНЫЕ ЗНАНИЯ, УМЕНИЯ И НАВЫКИ ДОШКОЛЬНИКА 5 ЛЕТ

РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ

 Важнейшим этапом в жизни малыша является пятилетие. Именно в это время ребенок начинает более активно готовиться к школе – недаром данный период носит название старшего дошкольного возраста. Каждый малыш индивидуален, но есть определенный перечень того, что должен уметь делать и хорошо знать ребенок в 5 лет, чтобы соответствовать нормам.

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПСИХИКИ

Дошкольник 5 лет, как установили психологи, очень восприимчив к обучению, поэтому сейчас самое время не только передать ему какую-то конкретную информацию, но и развить любознательность, стремление учиться, желание знакомиться с новыми сведениями. Это очень пригодится ему во взрослой жизни. В этом возрасте дети с удовольствием пересказывают сказки или истории, услышанные от родителей, иногда добавляя что-то свое, у них постепенно улучшается память и мышление:

  • ребенок должен запоминать до 10 картинок;
  • одновременно удерживать в поле зрения около 10 предметов;
  • находить между ними отличия;
  • выявлять лишний предмет из ряда и пояснять, почему именно он является лишним.
  • Логика выходит на новый уровень – теперь ребенку не составит труда закончить предложение: если Маша выше Пети, то Петя… (ниже Маши).

Для развития мышления стоит задавать малышу вопросы по только что рассказанному, используя слова «почему», «отчего», – это заставит дошкольника самостоятельно размышлять. Достигший 5 лет ребенок пока не может делать одновременно несколько дел, не в состоянии запомнить длинную смысловую цепочку, поэтому не стоит перегружать его. Все задания лучше разбивать на небольшие блоки, выполнение которых по очереди, с одной стороны, поможет ребенку развить навыки и умения, а с другой – не вызовет переутомления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл navyki_doshkolnika_5_let.docx20.91 КБ

Предварительный просмотр:

ОСНОВНЫЕ ЗНАНИЯ, УМЕНИЯ И НАВЫКИ ДОШКОЛЬНИКА 5 ЛЕТ

РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ

 Важнейшим этапом в жизни малыша является пятилетие. Именно в это время ребенок начинает более активно готовиться к школе – недаром данный период носит название старшего дошкольного возраста. Каждый малыш индивидуален, но есть определенный перечень того, что должен уметь делать и хорошо знать ребенок в 5 лет, чтобы соответствовать нормам.

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПСИХИКИ

Дошкольник 5 лет, как установили психологи, очень восприимчив к обучению, поэтому сейчас самое время не только передать ему какую-то конкретную информацию, но и развить любознательность, стремление учиться, желание знакомиться с новыми сведениями. Это очень пригодится ему во взрослой жизни. В этом возрасте дети с удовольствием пересказывают сказки или истории, услышанные от родителей, иногда добавляя что-то свое, у них постепенно улучшается память и мышление:

  • ребенок должен запоминать до 10 картинок;
  • одновременно удерживать в поле зрения около 10 предметов;
  • находить между ними отличия;
  • выявлять лишний предмет из ряда и пояснять, почему именно он является лишним.
  • Логика выходит на новый уровень – теперь ребенку не составит труда закончить предложение: если Маша выше Пети, то Петя… (ниже Маши).

Для развития мышления стоит задавать малышу вопросы по только что рассказанному, используя слова «почему», «отчего», – это заставит дошкольника самостоятельно размышлять. Достигший 5 лет ребенок пока не может делать одновременно несколько дел, не в состоянии запомнить длинную смысловую цепочку, поэтому не стоит перегружать его. Все задания лучше разбивать на небольшие блоки, выполнение которых по очереди, с одной стороны, поможет ребенку развить навыки и умения, а с другой – не вызовет переутомления.

У малышей продолжает формироваться самооценка, поэтому, чтобы ребенок не вырос закомплексованным и неуверенным в себе, следует почаще его хвалить, иногда закрывая глаза на промахи. Но и переусердствовать нельзя, в противном случае сформируется самоуверенный эгоист, убежденный в своей постоянной правоте. В диапазоне 5-7 лет завершается формирование характера.

        РЕЧЬ

Ребенок в 5 лет должен уметь составлять развернутые предложения, помогающие ему донести мысль до собеседника, использовать не только конкретную лексику, но и абстрактные слова.

Особенности речевого развития следующие:

минимальный словарный запас – 2500 слов;

все звуки произносятся правильно;

ребенок в состоянии подробно рассказать о себе: описать прожитый день, передать, чем именно он занимался, получал ли от этого удовольствие. В итоге должен получиться связный рассказ из 5-6 предложений, объединенных между собой единой тематикой.

О нормальном развитии памяти свидетельствует способность ребенка выучить несложный стишок из 2-3 четверостиший, пересказать в подробностях услышанную сказку. Пятилетки способны объяснять своими словами содержание простых пословиц («Без труда не вытащишь и рыбку из пруда»).

МЕЛКАЯ МОТОРИКА

В развитии ребенка 5 лет особое значение играет мелкая моторика, ведь именно сейчас ведется активная подготовка к школе. Какими же навыками должен обладать малыш?

  • Лепить из пластилина.
  • Вырезать ножницами (не просто по прямой линии, но и по кругу).
  • Правильно держать в руках кисточку, ручку, пользоваться ими.
  • Писать цифры, буквы. Регулировать силу нажима на карандаш.
  • Раскрашивать и заштриховывать картинки, не выезжая за контур.
  • Рисовать иллюстрации с сюжетом.
  • Завязывать и развязывать шнурки.
  • Складывать пазлы.
  • Собирать фигурки из конструктора.

Все движения пальцами и кистями становятся более ловкими, четкими, скоординированными.

Какими знаниями должен обладать ребенок?

  • Уметь называть свою фамилию и имя.
  • Знать свой адрес (начиная со страны и города) и дату рождения.
  • Помнить фамилию и имена родителей полностью, знать, где они работают.

К этому возрасту у детей уже образуется определенный круг общения, появляются настоящие друзья (те дети, которых он выбрал самостоятельно, которые ему интересны, а не навязаны родителями), образуются определенные роли – лидеры, ведомые, аутсайдеры, это в дальнейшем определит социальный статус ребенка. Поэтому если взрослые видят, что их малыш не может наладить отношения со сверстниками, всегда играет в одиночестве, следует ему помочь.

СПЕЦИФИКА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

Какими же общими знаниями обладают пятилетки?

  • Разбираются в направлениях – вперед и назад, лево и право, вверх и вниз.
  • Они хорошо понимают части суток, не путают ночь и вечер, утро и день.
  • Ориентируются во временах года и знают, что за весной следует лето.
  • Знают, что все в мире делится на живое и неживое, могут определить, относится ли конкретный предмет к живому либо неживому.
  • Многие дети этого возраста знают алфавит.

5- летние дети очень любопытны, постепенно их знания об окружающем мире начинают расширяться, они задают родителям огромное количество вопросов, на которые необходимо предоставить исчерпывающие ответы.

ЧТЕНИЕ, ПИСЬМО

5 лет – самый лучший возраст, чтобы научить ребенка читать. Многие родители отмечают, что если такие уроки начинались в 3-4 года, то чаще всего оказывались малопродуктивными, ребенок плохо запоминал буквы и не понимал, как складывать из них слоги. Но в пять лет ситуация изменилась, чтение становится доступным, малыши делают успехи.

Очень важно заниматься с ребенком развивающими играми, формирующими у него умение читать и писать, постепенно наращивая продолжительность занятия: 5-10 минут в день постепенно увеличатся до 30-40 минут.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ

Достигшие 5-6 лет дошкольники уже обладают достаточными знаниями о мире, который их окружает. Но родителям стоит обратить наибольшее внимание на следующие моменты.

  • Умение различать основные цвета и их оттенки. Нужно не только знать названия цветов, но и приводить примеры (лимон – желтый, кошка – белая).
  • Перечислять основные профессии (врач, воспитатель, повар, водитель), понимать, чем занимаются их представители.
  • Отличать хищных животных от травоядных, приводить примеры тех и других.
  • Знать названия всех месяцев и порядок их расположения в году, соотносить месяц и время года.
  • Приводить примеры садовых и полевых цветов, перелетных и оседлых птиц и мотивировать свой выбор.
  • Называть явления природы, понимать, что сейчас происходит одно из них: снегопад, ветер, дождь.

Все это говорит о том, что развитие ребенка соответствует возрастным нормам и он нормально готовится к школе.

Родителям пятилетнего дошкольника важно помнить, что их ребенок – это отдельная самостоятельная личность, которая может быть совершенно непохожей на маму или папу, как бы тем ни хотелось обратного. Необходимо с уважением относиться к желаниям малыша, не пытаясь его переделать, и навести на нужное направление, помочь развиваться и получать необходимые навыки и умения, а не бороться с теми чертами характера, которые взрослым попросту не нравятся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Карта программных требований знаний, умений и навыков детей По теме: «Экспериментирование - источник познавательного развития дошкольников»

Карта  программных  требований  знаний, умений и навыков  детей предназначена для второй младшей, средней и старшей групп....

Формирование у дошкольников математических знаний, умений и навыков в различных видах деятельности. Знания

Знания по математике необходимы всегда. И, поэтому, формирование математических представлений у детей необходимо проводить не только во время специально организованной образовательной деятельности, но...

Сводная таблица уровня знаний, умений и навыков дошкольников по правилам безопасного дорожного движения

Мониторинг результатов реализации программы "Дорожная азбука для дошколят"...

Методическая разработа на тему: основные требования к знаниям, умениям и навыкам воспитанников.

Методическая разработка Основные требования к знаниям, умениям и навыкам воспитанников....

Консультация для родителей «Сохранение здоровья ребёнка посредством формирования у него необходимых знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни, использованию полученных знаний в повседневной жизни»

Консультация для родителей «Сохранение здоровья ребёнка посредством формирования у него необходимых знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни, использованию полученных знаний в повседне...