Родительское собрание «Особенности психологической готовности к школе детей старшего дошкольного возраста»
консультация (старшая группа)

Лысенко Ксения Дмитриевна

Сценарий родительского собрания в виде семинара. 

Что включает в себя готовность ребенка к школе, из каких компонентов состоит психологическая готовность к школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelskoe_sobranie.docx22.42 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание «Особенности психологической готовности к школе детей старшего дошкольного возраста»

Организационная часть 

Здравствуйте, уважаемые родители, я педагог-психолог, меня зовут Лысенко Ксения Дмитриевна.

Вы, наверное, уже сейчас переживаете о том, насколько ваш ребенок готов к школе, а главное насколько вы готовы. Поэтому сегодня я бы хотела с вами поговорить о готовности ребенка к школе.

Начало обучения детей в школе выдвигает целый ряд важных задач. От того, как ребенок подготовлен к школе будут зависеть успешность его адаптации, вхождение в режим школьной жизни, его учебные успехи, его психологическое самочувствие.

Основная часть

Так что же такое готовность ребенка к школе? Она включает в себя несколько компонентов:

  1. Физиологическая готовность ребенка к школе. 

Этот аспект означает, что ребенок должен быть готов к обучению в школе физически. То есть состояние его здоровья должно позволять успешно проходить образовательную программу. Физиологическая готовность подразумевает развитие мелкой моторики (пальчиков), координации движения. Ребенок должен знать, в какой руке и как нужно держать ручку. А также ребенок при поступлении в первый класс должен знать, соблюдать и понимать важность соблюдения основных гигиенических норм: правильная поза за столом, осанка и т. п.

  1. Педагогическая готовность               

Она подразумевает наличие навыка счета, чтения, рисования, письма печатными буквами, хороший словарный запас, умения развернуто ответить на вопрос и т. д.

  1. Психологическая готовность.           

Это комплекс психических качеств, необходимых ребенку для успешного начала обучения в школе.

  • Мотивационная готовность – положительное отношение к школе и желание учиться.
  • Умственная или познавательная готовность – достаточный уровень развития внимания, мышления, памяти, знаний об окружающем мире, развития речи (в общем, наличие определенного запаса знаний, умений и навыков).
  • Волевая готовность – Достаточно высокий уровень развития произвольного поведения (способность ребенка выполнять задание, которое ему не совсем по душе, но этого требует учебная программа; усидчивость – способность в течение определенного времени внимательно слушать взрослого и выполнять задания, не отвлекаясь на посторонние предметы и дела).
  • Коммуникативная готовность – способность устанавливать отношения со сверстниками, готовность к совместной деятельности и отношение ко взрослому как к учителю.

Уважаемые родители, на каком компоненте остановиться поподробнее?

Интеллектуальная готовность (умственная)

Многие считают, что именно она является главной составляющей психологической готовности к школе, а ее основа – это обучение детей навыкам письма, счета и чтения.

В результате пройденной подготовки должна быть хорошо развита любознательность, которая лежит в основе работы всего интеллекта. Ребенку должно быть интересно узнавать что-то новое, в противном случае занятия в школе будут для него малозначимы, а показатели успеваемости очень низкими.

Интеллектуально готовый к занятиям ребенок должен иметь высокий уровень сенсорного развития, обладать хорошей памятью, иметь развитое образное представление и четкую речь. Социальное развитие ребенка тоже должно быть на уровне. Оно входит не только в психологическую готовность, но и в интеллектуальную, является неотъемлемой частью знаний ребенка об окружающем его мире.

К перечню таких знаний, определяющих социальную сторону подготовки для детей в возрасте 6-7 лет, относятся:

  • знания о месте проживания – город, адрес, в идеальном варианте – номер телефона родителей или домашний;
  • информация о ближайшем социальном окружении – имя и отчество родителей, своих близких, а также их место работы и профессия;
  • ориентация в календарном цикле – различие времен года и знание их последовательности и признаков, знание дней недели и месяцев;
  • знания об окружающем мире – базовые знания основных видов деревьев, животных, растений и птиц, которые окружают ребенка;
  • хорошо развитая для своего возраста пространственно-временная ориентация.

Если говорить о памяти, то для ребенка 6-7 лет доступно такое задание, как запомнить 10 слов, не связанных между собой по смыслу. В первый раз он может повторить 2-5 слов. Можно повторить слова еще несколько раз и после 3-4 раза он запоминает более половины слов.

Мотивационная готовность

Это наличие у детей желания учиться. Вы почти все сразу ответите, что ваши дети хотят в школу, следовательно, мотивационная готовность у них есть.  Но это не совсем так. Желание пойти в школу и желание учиться в школе отличаются друг от друга. Мотивация может быть внешняя и внутренняя.

Внутренняя мотивация, – то есть ребенок хочет идти в школу, потому что там интересно, и он хочет много знать, а не, потому что у него будет новый ранец или родители пообещали купить велосипед (внешняя мотивация). Подготовка ребенка к школе включает формирование у него готовности к принятию новой «социальной позиции» – положение школьника, имеющего круг важных обязанностей и прав, занимающего иное по сравнению с дошкольниками, особое положение в обществе. Эта личностная готовность выражается в отношении ребенка к школе, к учебной деятельности, к учителям, к самому себе.

Как помочь ребенку адаптироваться к школе?

•        Расскажите, что значит быть школьником, какие обязанности появляются в школе

•        На доступных примерах показать важность уроков, оценок, школьного распорядка

•        Воспитывайте интерес к содержанию занятий и получению новых знаний

•        Воспитывайте произвольность, управляемость поведением

•        Никогда не говорите, что в школе не интересно, что это напрасная трата сил и времени

Волевая (личностная) готовность

Необходима для нормальной адаптации к школьным условиям. И здесь речь идет об умении слушать, вникать в содержание того, о чем говорит взрослый. Ведь ученику надо понять и принять задание учителя, подчинив ему свои желания и побуждения.

Важное значение имеют навыки самообслуживания:

  • Умеет ли он убирать постель, игрушки
  • Привести себя в порядок (шнурки, застежки; следить за своим внешним видом)
  • Может во время еды вести себя как полагается (использование ложки, вилки, разговоры во время еды с набитым ртом, пальцы в тарелку)

Первым необходимым элементом произвольного внимания, является то, что в деятельности ребенка появляется действие по правилу!!!   А вот если ребенок 6-7 лет не может сосредоточиться на необходимой, но неинтересной деятельности 5-10 минут – это должно вызывать тревогу.

Коммуникативная готовность

Педагогами и психологами давно подмечено. Что дети быстрее и легче адаптируются к школьному процессу, если умеют общаться.

На что также следует обратить внимание

  • Умение слушать собеседника, не перебивая его.
  • Говорить только после того, как собеседник закончил свою мысль.
  • Пользоваться словами, характерными для вежливого общения, избегая грубостей (здесь мы подаем личный пример).

Необходимость в этих вышеперечисленных навыках также велика.

Не менее важное условие подготовленности ребенка к школе – умение жить в коллективе, считаться с интересами окружающих людей. Если ребенок сердится, не умеет правильно оценить свое поведение, то ему будет трудно привыкать к школе.

У Каких детей могут возникнуть трудности во время школьного обучения?

  1. У детей, которые имеют дефекты речи. Дефекты речи затрудняют овладение грамотой, тормозят формирование навыка правильного письма по слуху (если не отработать звук, то ребенок его не услышит в слове, следовательно, не напишет в слове).
  2. Трудности испытывают дети, не умеющие связно, последовательно излагать свои мысли, объяснять то, или иное явление.
  3. Также трудно тем детям, которым родители все позволяют, которым приходится постигать значения слов «надо», «нельзя» в школе.

В последний год перед школой нужно нам всем вместе постараться преодолеть все недоработки психологической подготовки ребенка в школе.

Внимательно наблюдайте как ребенок играет со сверстниками, умеет ли он подчиняться требованиям старших, умеет ли он внимательно слушать, развернуто отвечать на вопросы, всегда ли доброжелательно относится к окружающим, учите ребенка для нахождения информации пользоваться разными источниками, подавайте правильный пример во время еды за столом, в гостях, в общественных местах

Заключительная часть

Диагностика

В сентябре у нас проводилась диагностика психологической готовности к школе у подготовительных групп. По результатам диагностики детей в этом корпусе картина выглядит так:

        Сейчас можно отметить, что у большинства детей хорошо развиты память, внимание. Но есть проблемы с базовыми знаниями об окружающем мире (времена года, дни недели, месяцы)

Также стоит обратить внимание на развитие мелкой моторики пальцев рук, многие дети неправильно держат карандаш, когда рисуют. Необходимо обращать внимание на это и поправлять ребенка, чтобы это правильность держания карандаша вошло уже в привычку до школы.

Консультация

Также вы можете записаться ко мне на консультацию, запрос отправляется на почту сада, где необходимо указать ваше ФИО, ФИО ребенка и ваш запрос (т.е. то что вас интересует, это может быть результаты диагностики, которую я проводила; это может быть ваш личный запрос по поводу воспитания и коммуникации с ребенком). Образец запроса на консультацию есть у вас на группах.

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация "Составляющие психологической готовности к школе детей старшего дошкольного возраста"

презентация для использования в детском саду - воспитателями, психологами для повышения педагогической компетентности родителей...

Родительское собрание «Особенности и проблемы речевого развития детей старшего дошкольного возраста»

Цель: привлечь внимание родителей к проблеме речевого развития детей в современных условиях. Ход собрания - Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады всех вас сегодня видеть на нашем родител...

Родительское собрание «Особенности и проблемы речевого развития детей старшего дошкольного возраста»

Родительское собрание«Особенности и проблемы речевого развития детей старшего дошкольного возраста»...

Консультация для педагогов: «Мотивационная и психологическая готовность к школе детей старшего дошкольного возраста»

В последние несколько лет правительством Российской Федерации большое внимание уделяется готовности дошкольников к школьному обучению. Проблема готовности детей к обучению в школе – это не тольк...

Психологические компоненты готовности к школе детей старшего дошкольного возраста

статья посвящена психологическим компонентам готовности к школе детей старшего дошкольного возраста....