Родительское собрание в подготовительной группе в форме игрового тренинга для родителей "Ждет нас школа"
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Выговская Вера Евгеньевна

В данном материале даны практические рекомендации родителям по подготовке ребенка к школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Родительское собрание в подготовительной группе

в форме игрового тренинга для родителей «Ждет нас школа».

Составила воспитатель

Выговская В. Е.

Цель собрания: пополнение знаний родителей по проблеме готовности детей к школе.

Задачи собрания: 

1. Развитие коммуникативных умений родителей. 
2. Выработка новых навыков взаимодействия с ребенком — будущим школьником. 
3. Расширение возможностей понимания своего ребенка. 
4. Развитие умения осмысливать свои поступки, взглянуть на себя со стороны. 
5. Развитие умения думать о себе и ребенке в позитивном ключе. 

План:
1. Вступительное слово (Игровое упражнение «Раскрась цветок», «Портрет будущего первоклассника»).

2. Выступление директора.
3. Мини-лекция «Понятие готовности к школе».
4. Выступление учителя – логопеда Бугаевой Е. К.

5. Тренинг «Ждет нас школа»:

        - тест «Готовы ли Вы отдать своего ребенка в школу?»;

        - игровое упражнение «Инструкция»;

        - «Банка будущего»
6. Итог тренинга. Обратная связь. 

7. Разное

Ход собрания:

  1. Вступительное слово:

        Здравствуйте, уважаемые родители! Сегодня мы с вами собрались для того, чтобы подготовке детей к школе. Как быстро летит время! Еще совсем недавно вы проводили бессонные ночи над детской кроваткой, делали с ребенком первые шаги, отвечали на бесконечные «почему», долгие часы проводили за чтением книжек вслух, радовались всему новому, что появлялось у малыша, его успехам! И вот остался всего год до нового этапа в жизни наших детей- поступлению в первый класс. И наше сегодняшнее собрание будет посвящено теме «Ждет нас школа», Мы поиграем, поговорим, будем отвечать на вопросы.

И вот вам первое задание: игровое упражнение «Раскрась цветок». У вас на столах лежат абсолютно одинаковые цветы, цветные карандаши. Раскрасьте цветы по вашему желанию. (Родители раскрашивают цветы). А теперь сравните свой цветок с цветами соседей- можно найти два абсолютно одинаковых цветка? (Нет). Да, при одинаковых условиях мы делаем все по разному. Отсюда наше первое правило- никогда не сравнивайте своего ребенка с другими детьми! Всегда сравнивайте своего ребенка с ним самим- с тем, каким он был и что умел делать вчера, неделю, месяц назад и чему он научился за это время!

        И вот близится время, когда постоянно развивающийся, а иногда и огорчающий вас ребенок, перейдет очередной рубеж- станет школьником. Скоро перед детьми

распахнет двери школа, и начнется новый период в их жизни. Предлагаю вам составить портрет первоклассника.

         Игровое упражнение «Портрет будущего первоклассника»: воспитатель предлагает родителям передавать мяч по цепочке и называть качества, которыми должен обладать будущий первоклассник.

  1. Выступление директора.
  2. Мини-лекция «Понятие готовности к школе».

        Поступление в школу - поистине переломный момент в жизни ребенка. Посудите сами - резко изменяется весь образ его жизни, условия, в которых он действует; он обретает новое положение в обществе; у него складываются совершенно иные взаимоотношения со взрослыми и сверстниками. Перед ребенком возникает ряд трудностей, не связанных с его предыдущим опытом дошкольного детства, и потому требующих максимальной мобилизации и физических, и интеллектуальных сил. Трудным для становится все: сидеть на уроке в определенной позе, не отвлекаясь следить за мыслью учительницы, сами уроки с перерывами не «когда хочется», а через долгих 40 минут, невозможность поделиться новыми впечатлениями, сдерживание переполняющих ребенка эмоций и многое другое. 
Школа для ребенка становится серьезным экзаменом на зрелость. И наша задача, и прежде всего ваша уважаемые родители, – создать у ребенка положительный настрой на школу. Как же этого можно добиться на практике? Можно ли самим определить готов ли ребенок к школе?

        Понятие «готовность к школе» включает в себя несколько моментов:
1- это физическая готовность, которая подразумевает зрелость организма. Школьное обучение предполагает достаточно большие нагрузки, поэтому прежде чем отдавать ребенка в школу необходимо проконсультироваться у специалистов: нет ли у него проблем со здоровьем. 

2 – это интеллектуальная готовность, которая включает в себя определенный багаж знаний ребенка, а так же наличие у него следующих умений и навыков: сравнивать, анализировать, обобщать, классифицировать. Конечно, эти умственные умения могут выражаться и в умении читать и считать, но это неглавное. Если ребенок умеет читать и писать, это совершенно не значит, что он готов к школе. Намного важнее научить ребенка грамотному пересказу, умению рассуждать и мыслить логически. Именно эту задачу мы, уважаемые родители, и должны поставить перед собой в этом учебном году. В детском саду, наряду с этим, мы формируем и социальную готовность, то есть учим детей общению, умению вести себя в коллективе со взрослыми и сверстниками. И помощь родителей в этом будет совершенно не лишней. 

3 - это мотивационная готовность. Мотивационная готовность это возникновение интереса к школе. В семье у детей она возникает на примере старших детей. Наблюдая за тем, как старшие братья и сестры готовят уроки, собираются и уходят в школу - у дошкольников возникает желание самим поучаствовать в этом процессе.
Нужна ли при этом помощь родителей? Да, да и да. Каждый ребенок нуждается в поддержке родных ему людей, тем более в таком ответственном событии. Рассказы о том, чему, как учат, кто учит в школе, какие у ребенка будут права и обязанности, помогают детям настроиться на учебу. Не стесняйтесь рассказать детям о том, как вы

волновались и переживали, когда были первоклассниками, какой была ваша первая учительница и т.д.

        В дошкольном детстве дети все свободное время посвящают играм. И это правильно. Не стоит запугивать детей тем, что с началом учебы они должны будут отказаться от игр. Во-первых, это неправда, а во-вторых, подобные угрозы могут лишь задержать готовность ребенка к обучению в школе. 

        Мы, взрослые, часто возмущаемся из-за камушков, стеклышек и железок, принесенных ребенком в дом для игры, возмущаемся по поводу «бесцельного» перевода пластилина, бумаги и красок, из-за ножниц, которыми нарезано «всякой дребедени». Но эти занятия - часть кипучей жизнедеятельности, и результаты которой помогают развитию мелкой моторики рук, развитию умения координировать движения рук и глаз и, тем самым, определяют продуктивность умственного развития ребенка. Формирование навыков письма – это задача первых лет обучения в школе. А штриховка, раскраска, лепка, игры с мелкими конструкторами, мозаиками и вкладышами прекрасно готовят руку предстоящей трудной работе.

        Уважаемые родители, позаботьтесь о том, чтобы в распоряжении ваших детей были не только куклы, машинки и книжки с картинками, но и альбомы, раскраски, конструкторы, настольные игры, пластилин, ножницы и цветная бумага. Мамы, привлекайте своих детей к переборке крупы для каши, папы научите ребят поработать с отверткой. Все эти, казалось бы, нехитрые дела, приносят огромную пользу.

Давно доказано, что развитие мелкой мускулатуры пальцев рук способствует умственному развитию детей. Что же необходимо знать и уметь ребенку, поступающему в школу? Помогут вам в это разобраться наши памятки (родителям вручаются памятки)
        Единственное, чем должны своевременно обеспокоиться родители – это устранением у детей дефектов речи. 

        4. Выступление учителя – логопеда.
        5. Тренинг «Ждет нас школа»:

-Тест «Готовы ли вы отдать своего ребенка в школу?»
Конечно, дети готовятся к поступлению в школу. Но к этому событию необходимо подготовиться и родителям. И сейчас мы проведем с вами тест
«Готовы ли вы отдать своего ребенка в школу?». Перед вами лежат листочки стремя рядами цифр, я сейчас буду читать предложения. Если вы согласны с утверждением- поставьте крестик после косой черты; если не согласны – оставьте клетку пустой.
        1. Мне кажется, что мой ребенок будет учиться хуже других детей. 

        2. Я опасаюсь, что мой ребенок часто будет обижать других детей. 
        3. На мой взгляд, четыре урока - непомерная нагрузка для маленького ребенка. 
        4. Трудно быть уверенным, что учителя младших классов хорошо понимают детей. 
        5. Ребенок может спокойно учиться только в том случае, если учительница - его собственная мама. 
        6. Трудно представить, что первоклассник может быстро научиться читать, считать и писать. 
        7. Мне кажется, что дети в этом возрасте еще не способны дружить. 
        8. Боюсь даже думать о том, как мой ребенок будет обходиться без дневного

сна. 
        9. Мой ребенок часто плачет, когда к нему обращается незнакомый взрослый человек. 
        10. Мой ребенок не ходит в детский сад и никогда не расстается с матерью. 
        11. Начальная школа, по-моему, редко способна чему-либо научить ребенка. 
        12. Я опасаюсь, что дети будут дразнить моего ребенка. 
        13. Мой малыш, по-моему, значительно слабее своих сверстников. 
        14. Боюсь, что учительница не имеет возможности оценить успехи каждого ребенка. 
        15. Мой ребенок часто говорит: “Мама, мы пойдем в школу вместе!”
1/ 2/ 3/ 4/ 5/
6/ 7/ 8/ 9/ 10/
11/ 12/ 13/ 14/ 15/
        А теперь подведем итоги тестирования:
до 4 баллов — это означает, что у Вас есть все основания оптимистично ждать первого сентября — по крайней мере, сами вполне готовы к школьной жизни Вашего ребенка;
5-10 баллов — лучше подготовиться к возможным трудностям заранее;
10 баллов и больше — было бы неплохо посоветоваться с детским психологом. 
А теперь обратим внимание на то, в каких столбцах
получено 2 или 3 крестика.
1 — необходимо больше заниматься играми и заданиями, развивающими память, внимание, тонкую моторику. 
2 — нужно обратить внимание на то, умеет ли Ваш ребенок общаться с другими детьми. 
3 — предвидятся сложности, связанные со здоровьем ребенка, но еще есть время заняться закаливанием и общеукрепляющими упражнениями.
4 — есть опасения, что ребенок не найдет контакта с учительницей, надо обратить внимание на сюжетные игры.
5 – ваш ребенок недостаточно самостоятелен, вероятно, он излишне привязан к матери. 

- Игровое упражнение «Инструкция». 

        Уважаемые родители! Хорошо, если Ваш ребенок в трудный первый год учебы будет ощущать Вашу поддержку. «Давай еще раз попробуй; еще чуть-чуть постараешься, и будет намного лучше». Ваша вера в успех, спокойное ровное отношение помогут ребенку справиться со всеми трудностями. Одной из этих трудностей может стать выполнение словесных инструкций. Данное упражнение поможет вам осознать это и развить у ребёнка умение слышать инструкцию, запоминать её и правильно выполнять. 

Итак, «Нарисуйте столько кружочков, сколько человек присутствует на собрании. Обведите каждый 3-й кружочек. Зачеркните 10-й сначала и с конца. Закрасьте столько кружочков, сколько пальцев на руке». Усложняем задание и проговариваем инструкцию полностью и только один раз: «Нарисуйте квадратов на два меньше, чем кружочков, заштрихуйте 2-й, 5-й, 6-й и 9-й».

Детям часто кажется, что окружающие люди не понимают их. Следующее упражнение поможет взрослым осознать это. Сейчас мы выберем ведущего из числа родителей. Я дам ему лист с заданием. Задача водящего - дать четкие вербальные (словесные) указания для воспроизведения каждым участником тренинга данного изображения. Затем ведущий просит всех участников упражнения поднять листы с выполненным заданием; проходя по кругу, он сверяет изображения с эталоном. 
(После выполнения упражнения родители обсуждают: точно ли ими выполнена инструкция водящего? Достаточно ли ясной была инструкция? Каковы причины неточного выполнения задания (если такое было) и совместно формулирует точную и лаконичную инструкцию).
        -
«Банка будущего»
        Главный совет, который могут дать педагоги родителям будущих первоклассников, — любите своего ребенка таким, какой он есть, уважайте его индивидуальность, будьте внимательными к его жизни, к его настроению, желаниям. Давайте сейчас каждый из вас напишет на листочке ваши желания об умениях и навыках своего ребенка, которыми, по вашему мнению, он должен овладеть к началу 1 класса. Листочки подпишите и сложите в «Банку будущего», а в конце года мы ее откроем и узнаем, оправдали ли мы с детьми ваши ожидания.

6. Итог тренинга. Обратная связь.

Родители отвечают на вопросы входе беседы:
• Полезной ли была сегодняшняя встреча?
• Изменилось ли ваше представление о проблеме готовности ребенка к школе?
• Изменилось ли Ваше видение родительской помощи на этапе подготовки ребенка к школе?
• Ваши пожелания организаторам?

7. Разное:

- Перевыборы родительского комитета;

- Информация по конкурсам «Лучший участок» (февраль, май);

- Подготовка к Новому году (украшение группы и  новогодние поделки по теме «В ожидании чуда», закупка новогодних подарков);

- Подготовка к выпускному.

Памятка «Что необходимо знать и уметь ребёнку, идущему в школу».
1. Своё имя, отчество и фамилию. 
2. Свой возраст (желательно дату рождения).
3. Свой домашний адрес. 
4. Свой город, его главные достопримечательности. 
5. Страну, в которой живёт. 
6. Фамилию, имя, отчество родителей, их профессию. 
7. Времена года (последовательность, месяцы, основные приметы каждого времени года, загадки и стихи о временах года).
8. Домашних животных и их детёнышей. 
9. Диких животных наших лесов, жарких стран, Севера, их повадки, детёнышей. 
10. Транспорт наземный, водный, воздушный. 
11. Различать одежду, обувь и головные уборы; зимующих и перелётных птиц; овощи, фрукты и ягоды. 
12. 3нать и уметь рассказывать русские народные сказки. 
13. Различать и правильно называть плоскостные геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал. 
14. Свободно ориентироваться в пространстве и на листе бумаги (правая – левая сторона, верх – низ и т. д.) 
15. Уметь полно и последовательно пересказать прослушанный или прочитанный рассказ, составить, придумать рассказ по картинке. 
16. 3апомнить и назвать 6-10 картинок, слов. 
17. Различать гласные и согласные звуки. 
18. Разделять слова на слоги по количеству гласных звуков. 
19. Хорошо владеть ножницами (резать полоски, квадраты, круги, прямоугольники, треугольники, овалы, вырезать по контуру предмет.) 
20. Владеть карандашом: без линейки проводить вертикальные и горизонтальные линии, рисовать геометрические фигуры, животных, людей, различные предметы с опорой на геометрические формы, аккуратно закрашивать, штриховать карандашом, не выходя за контуры предметов. 
21. Свободно считать до 10 и обратно, выполнять счётные операции в пределах 10.
22. Уметь внимательно, не отвлекаясь, слушать (30 – 35 минут).
23. Сохранять стройную, хорошую осанку, особенно в положении сидя. 


Памятка «Советы родителям будущих первоклассников».
1. Помогите своему ребёнку овладеть информацией, которая позволит ему не растеряться в обществе. 
2. Приучайте ребёнка содержать свои вещи в порядке. 
3. Не пугайте ребёнка трудностями и неудачами в школе. 
4. Научите ребёнка правильно реагировать на неудачи. 
5. Помогите ребёнку обрести чувство уверенности в себе. 
6. Приучайте ребёнка к самостоятельности. 
7. Учите ребёнка чувствовать и удивляться, поощряйте его любознательность. 
8. Стремитесь сделать полезным каждое мгновение общения с ребёнком.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание в подготовительной группе в форме игры "Форт-Баярд!

Родителей будущих первоклассников беспокоит много вопросов: В каком возрасте лучше начинать школьное обучение? По какой п...

Родительское собрание в подготовительной группе в форме квеста

Инновационные формы работы с родителями.Квест «Как помочь ребенку стать учеником»...

Родительское собрание в подготовительной группе в форме конференции «Знатоки лекарственных растений»

Природа полна чудесных явлений, но скрытна и не хочет сразу открывать их каждому. Только терпеливые и пытливые могут познать ее глубинные явления. Цель родительского собрания: способствовать...

Родительское собрание в подготовительной группе в форме КВН с участием детей.

Цель: способствовать поддержанию традиции семейного чтения. Показать ценность и значимость совместного творчества детей и родителей. Создать атмосферу эмоционального комфорта, взаимопонимания и поддер...

Родительское собрание в подготовительной группе в форме тренинга «Как помочь ребенку стать учеником»

Организация совместной работы педагогов и семьи по формированию готовности ребенка к школе и благополучной адаптации его к школьному обучению....

Родительское собрание в подготовительной группе в форме квеста Инновационные формы работы с родителями. Квест «Как помочь ребенку стать учеником»

Цель: организация совместной работы педагогов и семьи по формированию готовности ребенка к школе и благополучной адаптации его к школьному обучению.Задачи:1) развивать у родителей предс...