Диагностический комплекс для выявления уровня сформированности мелкой моторики у детей шести лет (методика Е. Архиповой)
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Афонина Евгения Владимировна

АНКЕТИРОВАНИЕ РОДИТЕЛЕЙ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл diagnostiki.docx22.74 КБ

Предварительный просмотр:

Диагностический комплекс для выявления уровня сформированности мелкой моторики у детей шести лет

(методика Е. Архиповой)

Задание № 1

Цель: Исследование статической координации движений

Оборудование: пальчики рук ребенка

Инструкция:

1.«Колечко»- сложи большой и указательный пальцы в кольцо на обеих руках поочередно, одновременно.

2.«Ушки у зайчика»- покажи указательный и средний палацы на обеих руках поочередно, одновременно.

3.«Коза»- выставь второй и пятый пальцы на обеих руках поочередно, одновременно.

Задание №2

Цель: исследование динамической координации движений пальцев рук

Оборудование: пальчики рук ребенка

Инструкция:

  1. Выполни под счет: пальцы сжать в кулак - разжать.

2.  Менять положение рук одновременно: ладонь- кулак.

3.  Воспроизведи позу: кулак- ладонь- ребро

4. «Пальчики здороваются»- поочередно соедини все пальцы рук с большим пальцем, на одной руке, одновременно.

5. Держа ладони на поверхности стола, разъедини и соедини пальцы.

Задание №3

Цель: исследование предметных действий

Оборудование: ленточка, обувь с шнурками, одежда с пуговицами.

Инструкция:

  1. Завяжи бант из ленточки.
  2. Зашнуруй ботиночки.
  3. Расстегни и застегни пуговицы.

Задание №4

Цель: определение способности противопоставления большого пальца руки остальным пальцам и исследование динамической координации движений больших пальцев рук.

Оборудование: пальчики рук ребенка .

Инструкция:

1.Сожми ручку в кулак и отведи как можно больше большой палец от остальных (отвести, так что бы он находился под углом 90 градусов к остальным).

2. Ритмично отводи и прижимай большой палец к другим пальцам ( задание выполняется под счет до 30 раз).

Задание №5

Цель: исследование сформированности графо - моторных навыков.

Оборудование: индивидуальные карточки для каждого ребенка со схемами заданий, цветные дорожки.

Инструкция:

1.«Дорожки» - проведи прямые линии посередине дорожки, не отрывая карандаша и не съезжая с дорожки.

2.«Дождик»- проведи прямые вертикальные линии от каждой капельки до земли.

3.«Соедини по точкам»- соедини точки одной линией, стараясь не отрывать карандаш от бумаги.

Задание №6

Цель: исследование навыков работы с ножницами.

Оборудование: индивидуальные карточки для каждого ребенка с изображением волнистой линии

Инструкция:

1. Вырежи линию, которая  начерчена на листочке (дано изображение волнистой линии).

2. Теперь самостоятельно вырежи мне такую линию (Ребенок должен вырезать волнистую линию).

Критерии оценки.

Система оценки разрабатывалась нами специально для констатирующего исследования. Выполнение ребенком заданий оценивалось по следующей трехбалльной шкале:

3 балла - ребенок полностью выполняет, без помощи взрослого, либо частично не выполняет задание;

2 балла - ребенок выполняет задание частично с помощью взрослого;

1 балл - ребенок плохо выполняет задание даже с помощью, либо не выполняет вообще.

На основном этапе было проведено контрольное исследование состояния мелкой моторики рук у детей 6-го года жизни.

Учитывая, что диагностический комплекс состоял из 6 блоков заданий, в которые входило по несколько заданий, нами была разработана следующая шкала для определения уровня развития мелкой моторики у детей 6-го года жизни с дизартрией в зависимости от количества набранных балов:

-18 баллов - низкий уровень (выраженное нарушение мелкой моторики рук).

-36 баллов - средний уровень (незначительное нарушение мелкой моторики рук).

-54 баллов - высокий уровень- (уровень развития мелкой моторики рук находится в пределах возрастной нормы).

Диагностический  комплекс «Обследование уровня речевого развития  ребенка»  (методика О.С.  Ушакова, Е.М. Струнина).

Цель:  определить уровень развития всех сторон устной речи ребенка (словаря, звукопроизношения, грамматического строя речи, связной речи) на основе овладения им русским литературным языком.

Критерии оценки:

3 балла -  ребенок употребляет разные части речи точно по смыслу, использует в речи синонимы, антонимы, существительные с обобщающим значением, употребляет слова, обозначающие названия предметов, действий, признаков, правильно согласовывает существительные с числительными, прилагательными и местоимения с существительными. Ребенок умеет образовывать однокоренные слова, умеет задавать вопросы и отвечать на них. Ребенок владеет всеми звуками русского языка и правильно употребляет их в речи, хорошо определяет звуковой состав слова.

2 балла -  при  составлении рассказа, в общении в основном владеет всеми выше перечисленными речевыми навыками,  делая ошибки, замечает их и самостоятельно исправляет

1 балл -  речь ребенка скудна,  не достаточно четко произносит все звуки, не всегда  правильно согласовывает существительные с числительными, прилагательными и местоимения с существительными, не замечает ошибок в собственной речи.

Задание   исследования содержат в себе  следующие параметры:

словарный запас;

звуковая культура речи;

связная речь;

грамматический строй речи

Параметры диагностики:

-умение обобщать

-умение использовать в речи прилагательные

-умение использовать в речи глаголы, антонимы;

-владение звуковой стороной речи;

-фонематическое восприятия;

-умение согласовывать прилагательные, числительные глаголы  с существительными;

-умение осмысливать содержание ситуации, изображенной на картинке;

владеет монологической и диалогической речью

Анкетирования родителей

Цель:  определение степени осведомленности родителей о  значении пальчиковых игр и упражнений  в развитии речи детей дошкольного возраста

Ваш ребенок посещает наше дошкольное учреждение, где ему приходится на некоторое время оставаться без Вас. Мы хотим помогать ребенку в Ваше отсутствие шагать по тропинке развития. А для этого нам необходимо лучше узнать и понять Вашего ребенка. Поэтому просим Вас ответить на некоторые вопросы в рамках темы «Что такое мелкая моторика? Как её развивать?». Ваши ответы помогут нам сориентироваться в том, чем мы сможем помочь Вам и Вашему малышу.

  1. Знаете ли Вы, что значит развивать мелкую моторику рук детей? (нужное подчеркните)

-Знаю.

-Смутно представляю.

-Не знаю

    2.  Знаете ли Вы как это делать? (нужное подчеркните)

- Знаю.

- Смутно представляю.

-Не знаю

   3. Знаете ли Вы, значение пальчиковых игры и упражнений в развитии мелкой моторики?

- Знаю.

- Смутно представляю.

- Не знаю.

  4.Сколько пальчиковых игр мы можете    назвать и показать?

  5.Что из ниже перечисленного есть в арсенале Вашего ребенка? (нужное подчеркните)

- Шнуровки.

- Вкладыши.

- Кубики (пластмассовые или деревянные).

- Мелкий конструктор.

- Дидактические кубы.

- Мозаики.

- Пазлы, разрезные картинки.

- Пирамидки.

- Дидактические игрушки с застегивающимися, завязывающимися и прилипающими элементами («молнией», пуговицами, шнуровками, кнопками, «липучками»).

- Специальная детская литература с пальчиковыми играми.

     6. Какие развивающие игры предпочитаете покупать ребенку Вы? (перечислите)

     7. Какие средства развития и активизации речи детей Вы знаете? (помимо стимулирования и развития мелкой моторики рук)

Спасибо за уделенное нам внимание. Надеемся на взаимопонимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностический инструментарий по выявлению уровня сформированности экологических представлений детей дошкольного возраста

Диагностический инструментарий по выявлению уровня сформированности экологических представлений детей дошкольного возраста.(разработан на основе рекомендаций С.Н. Николаевой, Л.М. Маневцовой)...

Выявление уровня сформированности мелкой моторики детей раннего дошкольного возраста

   В связи с важностью развития мелкой моторики актуальным остается вопрос о диагностики её развития.      Для выявления уровня развития мелкой моторики детей...

Диагностический инструментарий для изучения уровня сформированности диалогической речи у детей 7-го года жизни, через умение детей задавать вопросы с использованием ТРИЗ технологии.

Диагностический инструментарий  для изучения  уровня сформированности  диалогической речи у детей 7-го года жизни, через  умение детей  задавать вопросы ТРИЗ технологии....

Статья _ Черкашина Т.А. Выявление уровня сформированности лексической системности у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта. Обзор методик.

Черкашина Т. А. Выявление уровня сформированности лексической системности у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта. Обзор методик / Т. А. Черкашина // Сборник авторских педагогиче...

Диагностический материал для выявления уровня сформированности экологических знаний у дошкольников

Диагностические методикипо экологическому воспитанию (модификация методик Цветковой И. В., Николаевой С.Н.)  Методика "Знатоки природы"Цель: определить уровень сформированности эко...

Диагностический инструментарий по выявлению уровня сформированности экологических представлений детей дошкольного возраста (разработан на основе рекомендаций С.Н. Николаевой, Л.М. Маневцовой)

Диагностический инструментарий рекомендован педагогам ДОУ с целью выявления уровня сформированности экологических представлений дошкольников (старший возраст)....