Консультация для родителей на тему: «Использование мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста».
консультация (средняя группа)

Матвеева Мария Анатольевна

Замечали ли вы, что некоторые дети очень трудно  запоминают стихотворения, но легко и быстро запоминают сюжеты мультфильмов. Как думаете, почему после объяснения материала занятия одни дети помнят, о чем шла речь, а другие забыли? А слушали-то, в общем, внимательно! И как найти нечто, похожее на крючок, способный зацепить знания и удержать их в памяти ребенка? Что же может удержать внимание и сделать процесс запоминания простым и непринуждённым? 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx15.66 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей на тему:
«Использование мнемотехники для развития речи детей
дошкольного возраста».


воспитатель: Матвеева Мария Анатольевна

Тютрина Анна Геннадьевна

Замечали ли вы, что некоторые дети очень трудно запоминают стихотворения, но легко и быстро запоминают сюжеты мультфильмов. Как думаете, почему после объяснения материала занятия одни дети помнят, о чем шла речь, а другие забыли? А слушали-то, в общем, внимательно! И как найти нечто, похожее на крючок, способный зацепить знания и удержать их в памяти ребенка? Что же может удержать внимание и сделать процесс запоминания простым и непринуждённым? Работая с детьми, страдающими различными речевыми патологиями, мы заметили, что они без радости включаются в учебную деятельность и, как правило, у таких детей недостаточно развита память, снижено внимание, не так подвижны психические процессы. Поэтому дети не проявляют интереса к поисковой деятельности и с трудом планируют любые её виды, не готовы к выполнению заданий, не отличаются высокой работоспособностью. В силу этих и других причин, дети с речевой патологией не любят учить стихи, пересказывать тексты, составлять рассказы, не владеют приёмами и методами запоминания. Всё это вызывает у них большие трудности, быстрое утомление, отрицательные эмоции. Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что детям с нарушениями речи необходимы вспомогательные средства, облегчающие и направляющие процесс становления у ребенка развернутого речевого высказывания. Одним из таких средств является наглядность. Наглядная модель высказывания выступает в роли плана, обеспечивающего связность и последовательность рассказов ребенка.
Взяв в основу мнение великих педагогов, и увидев в своей практике эффективность наглядного материала, мы стали использовать в работе по обучению детей связной речи приёмы мнемотехники.
Что же такое мнемотехника? Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи. Что дает мнемотехника? В результате использования алгоритмов, мнемотаблиц, мнемодорожек:
-расширяется не только словарный запас, но и знания об окружающем мире.
-Появляется желание пересказывать — ребенок понимает, что это совсем не трудно.
-Заучивание стихов превращается в игру, которая очень нравится детям.Это является одним из эффективных способов развития речи дошкольников.
-Развивается мелкая моторика рук.
Коллажи и мнемотаблицы нужно использовать в практической работе с детьми. С их помощью у ребенка нужно формировать экологические представления, расширять словарный запас, развивать связную речь, зрительную память. Основное назначение коллажа, объединить все объекты, изображенные на нем, в единый сюжет, интересный и познавательный для ребенка. Содержание коллажа может быть разнообразным: это картинки, модели, буквы, геометрические фигуры, цифры. Но все они связаны между собой, объединены одной темой, и увидеть и разгадать эту связь как раз предстоит меленькому исследователю. Таким образом, развиваются самостоятельность мышления, и познавательная активность ребенка.
Использование мнемотаблиц будет эффективным, если строить работу с детьми в следующей последовательности:
- на первом этапе детям предлагать внимательно рассмотреть мнемотаблицу и догадаться, почему здесь изображены именно эти картинки, цифры, буквы, дать сжатую информацию по содержанию данной мнемотаблицы.
- на втором этапе задаются дополнительные вопросы и задания.
- на третьем этапе дети с помощью мнемотаблицы самостоятельно составляют описательный рассказ.
Помимо менемотаблиц, используются наглядные модели - условные схематические изображения явлений природы, признаков времени года. Данные модели помогают формировать у детей обобщенное представление об основных сезонных изменениях в природе.
Интересным приёмом мнемотехники является мнемодорожка - рисунчатое письмо (используются в работе для заучивания стихотворений и отгадывании загадок). Психологические исследования показали, что использование мнемодорожек способствует развитию слуховой памяти, делает процесс заучивания стихотворений более осмысленным и интересным.
Работу строится по следующему алгоритму:
- читается стихотворение или загадка;
- выделяется в каждой строке главное ключевое слово (представляем его в виде символа или рисунка);
- читается стихотворение еще раз, но уже используется мнемодорожки;
- дети самостоятельно рассказывают стихотворение или загадку наизусть с помощью мнемодорожки.
Стоит отметить, что с использованием методики мнемотехники, связная речь детей значительно улучшается. Дети связно, последовательно и выразительно передают готовый текст без помощи взрослого; самостоятельно составляют описательный или повествовательный рассказ, используя мнемотехнику; развивают сюжетную линию, в соответствии с содержанием, соединяют отдельные предложения и части высказывания в повествовательный текст.
Таким образом, можно сделать вывод, что использование мнемотехники расширяет представления детей об окружающем мире, развивает психические процессы, формирует связную речь, что в дальнейшем способствует более эффективному обучению в школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей на тему: «Использование мнемотехники в развитии речи детей»

Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, и развитие речи.Особенность методики в том, что для опосредованного запом...

Консультация для родителей по теме "Использование игр по развитию речи в домашних условиях".

Развитие речи в дошкольном детстве закладывает основы успешного обучения в школе. Дошкольный возраст - это период наиболее активного усвоения ребёнком разговорного языка, становления и развития всех с...

Консультация для родителей по теме: «Использование мнемотехники в коррекционной работе по развитию речи детей дошкольного возраста».

Данная консультация предназначена для родителей дошкольников. Из консультации можно узнать об основных понятиях, этапах и результатах работы по развитию речи с использованием мнемотехники....

Консультация для воспитателей по теме "Использование мнемотехники в развитии речи дошкольников "

Консультация для воспитателей по теме "Использование мнемотехники в развитии речи дошкольников "...

Консультация для воспитателей на тему: " Использование мнемотехники для развития связной речи дошкольников"

Речь – одна из важных линий развития ребенка. Она тесно связана с интеллектуальным развитием, оказывает огромную услугу в познании окружающего мира.Цель речевого развития детей дошкольного возра...

Консультация для педагогов на тему: "Использование мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста"

Одним из факторов, облегчающих процесс становления связной речи является наглядность. Рассматривание предметов, картин помогает детям называть предметы, их признаки, производимые с ними действия. Поэт...