Родительское собрание на платформе ZOOM Тема: «Речевые нарушения и организация коррекционной работы на логопункте»
консультация (подготовительная группа)

Светлакова Ольга Николаевна

 

Материал выступления учителя-логопеда

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelskoe_sobranie_okt-noyab.docx26.65 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание на платформе ZOOM

Тема: «Речевые нарушения и организация коррекционной работы»

                                                     МБОУ СОШ №29 д/о «Морозко» г.Химки

                                                                       Учитель-логопед Светлакова О. Н.

                                                                                         городской округ Химки

                                                                                                                      2023 год

Тема: «Речевые нарушения и организация коррекционной работы»

Цель: познакомить родителей с направлениями коррекционной работы и нацелить на активное участие в коррекционном процессе.

Время проведения: I период обучения, конец октября-начало ноября.

Форма проведения: диалог — беседа учителя-логопеда с родителями детей подготовительной к школе группы.

План проведения:

• Содержание логопедической работы в логопедическом пункте;

• Причины и характеристика видов речевых нарушений у детей;

• Роль семьи в преодолении речевых нарушений у детей;

• Правила работы с домашними заданиями;

• Речевые игры;

• Ответы на вопросы;

• Заключение.

Ход собрания.

Приветствие родителей.

Добрый вечер, уважаемые родители! Рада приветствовать Вас на нашем онлайн собрании!

По итогам ПМПК ваши дети были зачислены в логопедический пункт.

Что такое логопедический пункт?

Логопедический пункт (сокращенно «логопункт») — это место, где оказывается помощь детям с речевыми нарушениями без перевода ребенка в другую (специализированную) группу. Отличия специализированной (речевой) группы от логопункта:

- В речевой группе логопед занимается с ребенком индивидуально каждый день, а в условиях логопункта 1-2 раза в неделю.

- В речевой группе логопед в течение года занимается с 12 детьми, а на логопункте с 28 и больше детьми разного возраста.

- В речевой группе срок обучения не менее 2 лет, а на логопункте – от полугода до 2 лет (в зависимости от речевого нарушения).

- В логопедической группе воспитатель в течение рабочего дня закрепляет речевые навыки у детей по заданию логопеда, а в условиях логопункта первыми помощниками являются родители.

Таким образом, исходя из условий работы с детьми на логопункте, эффективность коррекционной работы по исправлению нарушений речи зависит от совместных усилий логопеда и семьи!

С 1 по 15 сентября я провела диагностическое обследование детей, заполнила речевые карты и составила индивидуальные программы по коррекции речи. Ребята были разбиты на микрогруппы с учетом заключений и нарушений в звукопроизношении.

Вы спросите, от чего зависит правильно развивается речь у ребенка или имеются нарушения?

Среди причин, вызывающих нарушения речи, различают биологические и социальные факторы риска.

Биологические причины развития речевых нарушений представляют собой патогенные факторы, воздействующие главным образом в период внутриутробного развития и родов (гипоксия плода, родовые травмы и т. п., а также в первые месяцы жизни после рождения (мозговые инфекции, травмы и т. п.)

Особую роль в развитии речевых нарушений играют такие факторы, как семейная отягощенность речевыми нарушениями,

Социально-психологические факторы риска связаны главным образом с психической депривацией детей. Особое значение имеет недостаточность эмоционального и речевого общения ребенка со взрослыми.

В апреле по итогам ПМПК вы ознакомились с заключениями комиссии, на основании этого документа ребенок был зачислен в логопедический пункт и определен срок обучения.

Я немого расскажу вам об основных речевых нарушениях, которые были поставлены нашим детям на комиссии.

Дислалия

До определенного возраста это нарушение не требует вмешательства со стороны специалистов. Суть дислалии в нарушении звукопроизношения, а именно: звуки могут искажаться, заменяться на другие, смешиваться или просто отсутствовать. Ставят этот диагноз, когда ребенку более 4 лет, он обладает хорошим слухом, достаточным словарным запасом, правильно строит предложения, не допуская грамматических ошибок, но при этом произносит звуки по-детски, как маленький. Такой ребенок скажет вместо «шапка» — «сапка», не «рак», а «лак».

Дизартрия

Вследствие органического поражения центральной нервной системы возникает еще одно речевое нарушение — дизартрия.

В этом случае страдает не произношение отдельных звуков, а вся произносительная сторона речи.

Возникает дизартрия, когда скорость, сила и объем движений органов речи ограничены. Например, ребенку трудно контролировать свой язык, который становится неловким, непослушным, а высунутый наружу может отклоняться в сторону.

Такому ребенку трудно сделать элементарное: надуть щеки, хмурить или поднимать брови, поскольку мышцы лица малоподвижны.

При дизартрии нарушаются все составляющие произносительной стороны речи: звукопроизношение, голос, речевое дыхание, интонация и общая мелодика речи.

Но необходимо знать, что это — не самостоятельное заболевание, а часть нарушений широкой двигательной сферы. В этом случае ребенка лечат комплексно.

Фонетико-фонематическое недоразвитие (ФФН) – нарушение процессов звукопроизношения и восприятия фонем при различных речевых нарушениях у детей с нормальным интеллектом и биологическим слухом. ФФН характеризуется заменами, смешением и искажением звуков, нарушением слоговой структуры слова, нерезко выраженными лексико-грамматическими нарушениями. Логопедическое обследование при ФФН включает изучение состояния звукопроизношения, фонематического восприятия, слоговой структуры слова, лексико-грамматического строя речи, навыков словообразования, связной речи. Коррекционная работа при ФФН ведется над нарушенными сторонами речи.

Общее недоразвитие речи (ОНР) – нарушение формирования всех сторон речи (звуковой, лексико-грамматической, семантической) при различных сложных речевых расстройствах у детей с нормальным интеллектом и полноценным слухом. Проявления ОНР зависят от уровня несформированности компонентов речевой системы и могут варьировать от полного отсутствия общеупотребительной речи до наличия связной речи с остаточными элементами фонетико-фонематического и лексико-грамматического недоразвития. ОНР выявляется в ходе специального логопедического обследования. Коррекция ОНР предполагает развитие понимания речи, обогащение словаря, формирование фразовой речи, грамматического строя языка, полноценного звукопроизношения и т. д.

В логопункте проводится специализированная работа с детьми 2 раза в неделю по следующим направлениям:

- формирование правильного звукопроизношения;

- развитие артикуляционных движений, движений органов речи (губ, щек, языка);

- совершенствование фонематических процессов, т. е. умения различать на слух звуки речи, слоги, слова в речи, схожие по звучанию, артикуляции;

- совершенствование грамматического строя речи;

- обогащение, активизация словарного запаса речи;

- развитие мелкой моторики рук, т. е. движений пальчиков (учеными доказано, что развитие мелких движений пальчиков взаимосвязано с развитием речевых зон головного мозга); подготовка руки к письму;

- развитие связной речи, подразумевающее умение составлять рассказы, пересказывать тексты, рассказывать стихотворения, загадки, пословицы;

- совершенствование просодической стороны речи, включающее выработку дикции, выразительности речи, правильного дыхания, работу над правильным ударением, темпом речи.

Какова же роль семьи, родителей в преодолении речевых нарушений у детей?

Не надо думать, что речевые дефекты исчезнут сами собой со временем. Для их преодоления необходима систематическая, длительная коррекционная работа, в которой родителям отводится значительная роль, поскольку большее время ребенок проводит дома с близкими ему людьми.

Родителям важно формировать положительную мотивацию к занятиям с логопедом, ненавязчиво исправлять неправильное произношение, побуждая к правильной и красивой речи.

Кроме того, родители сами должны научиться выполнять и показывать ребенку простые артикуляционные упражнения для подготовки речевого аппарата к правильному звукопроизношению, поэтому еще сняла видео ролики вам в помощь для правильного выполнения артикуляционной гимнастики дома.

Особое внимание родители должны уделять выполнению домашних заданий.

Правила работы с домашними заданиями:

- папки собираются раз в 2 недели, дату всегда прописываю в тетради и напоминаю в нашем чате;

- задания на развитие мелкой моторики рук (рисование, штриховка и пр.) выполняются карандашами;

- весь речевой материал должен быть отработан, т. е. родители должны добиваться правильного и четкого выполнения ребенком задания, даже путем заучивания;

- задания должны быть прочитаны ребенку;

- все задания выполняются до конца.

- выполнять по 1 или 2 задания, но качественно и каждый день, а не все за раз.

Необходимо учитывать важность речевого окружения ребенка. Родители должны следить за правильностью собственной речи. Речь должна быть четкой, ясной, грамотной, выразительной. Дома чаще читайте стихи, сказки, загадки, пойте песенки. На улице наблюдайте за птицами, деревьями, людьми, явлениями природы, обсуждайте с детьми увиденное. Избегайте частого просмотра телепрограмм, особенно взрослого содержания. Играйте вместе с ребенком, налаживайте речевой, эмоциональный контакт.

Важно:

1. Перед тем, как приступить к выполнению домашнего задания, внимательно изучите материал, который должен быть усвоен ребенком. Если какое-то задание Вам непонятно, обратитесь за разъяснением к учителю логопеду. И только тогда приступайте к его выполнению!

2. По предложенной лексической теме проведите беседу с ребенком с целью выявления его запаса знаний. Если что-то ребенок не знает, или не совсем правильно понимает – поговорите с ним об этом, посмотрите картинки в книгах или видео в сети интернет.

3. Если с каким-то видом заданий ребенок не справляется, не переживайте, не отчаивайтесь! Всему свое время! Верьте в силы ребенка и ПОМНИТЕ: СПОКОЙНАЯ МАМА – СПОКОЙНЫЙ МАЛЫШ. Никогда не оставляете задание неотработанным!

4. Необходимо помнить, что задания выполняются в спокойной, доброжелательной атмосфере, когда ребенок сыт и здоров. Нежелательно начинать с фразы «Давай садиться заниматься». Эти слова могут вызвать негативную реакцию со стороны ребенка, каприз, отказ от работы. Лучше сказать «Давай поговорим», «Расскажи, что ты узнал нового в детском саду». Будьте терпеливы, внимательны, но требовательны к ребенку во время выполнения заданий. Необходимо поддерживать у ребенка желание заниматься, стимулировать его к дальнейшей работе.

5. Во время выполнения заданий необходимо помнить, что ребенок должен находиться в ситуации успеха. Не стоит ругать ребенка при неудачах. Недопустимо словами унижать его. Не сравнивайте малыша с ровесниками, проводите сравнение только с самим на предыдущем этапе. Исследования психологов, наблюдения опытных педагогов свидетельствуют, что при отсутствии стресса, критического отношения у детей повышается работоспособность, они легче справляются с интеллектуальными творческими заданиями. Любите ребенка таким, какой он есть. Не ждите от него невозможного. Не забывайте отмечать достижения, поощрять успехи, учить преодолевать трудности и хвалить ребенка. Вот несколько способов одобрения:

Молодец! Правильно! У тебя хорошо получается! Ты сегодня хорошо потрудился! Я знал, что ты справишься! Я не смог бы сделать лучше!

6. Большинство заданий не требуют обязательно сидения за столом. Закреплять задания можно и в непринужденной обстановке: во время прогулок, поездок, приготовления пищи, возвращения из детского сада. НО перед отработкой речевого материала нацельте ребенка на правильное произношение звуков («Следи за язычком!»). А так же следите за звукопроизношением ребенка в бытовой речи, ненавязчиво поправляя его. Лишь постоянное наблюдение за речью ребенка способствует успешной и быстрой автоматизации звуков. Некоторые виды заданий требуют обязательной спокойной деловой обстановки, а также отсутствия отвлекающих факторов. При работе в тетради следите за правильной посадкой ребенка, за освещением, за положением на столе тетради и карандаша в руке. Необходимо приучать ребенка к самостоятельному выполнению заданий. Не следует спешить, показывая, как нужно выполнять задание, даже если ребенок огорчен неудачей. Помощь ребенку должна носить своевременный и разумный характер. Выполнение дома определённых видов работы по заданию логопеда дисциплинирует вашего малыша и подготавливает к ответственному выполнению будущих школьных домашних заданий.

7. Что касается звукопроизношения, то чем чаще вы будете заниматься, тем быстрее исправленный звук закрепится в речи. Упражнения в идеале должны быть ежедневными. Задача логопеда – поставить звук, автоматизировать его в слогах, словах, но если домашних занятий будет недостаточно, то заметных подвижек может и не быть. Работу по автоматизации исправленных звуков можно сравнить со спортом: результат зависит от тренировок.

8. Необходимо учитывать важность речевого окружения ребенка. Родители должны следить за правильностью собственной речи. Речь должна быть четкой, ясной, грамотной, выразительной. Дома чаще читайте стихи, сказки, загадки, пойте песенки. На улице наблюдайте за птицами, деревьями, людьми, явлениями природы, обсуждайте с детьми увиденное. Избегайте частого просмотра телепрограмм, особенно взрослого содержания. Играйте вместе с ребенком, налаживайте речевой, эмоциональный контакт.

Какие же плюсы в том, что Ваш ребенок посещает логопункт? Это:

- коррекция звукопроизношения;

- формирование грамотной, выразительной речи;

- развитие мелкой моторики рук, подготовка руки к письму в школе;

-  подготовка к школе за счет дополнительных занятий;

- индивидуальный подход к ребенку;

- совершенствование психических процессов восприятия: внимания, памяти, воображения и мышления.

Хочется отметить, что только в тесном сотрудничестве семьи и педагогов, можно достичь хорошего, качественного и относительно быстрого результата в исправлении и развитии речи ребенка. Преемственность в работе семьи и детского сада осуществляется через индивидуальные консультации, наглядную информацию для родителей и на занятиях, которые родители могут посещать по договоренности с педагогами.

Предлагаю вам варианты речевых игр, в которые можно играть дома.

На развитие фонематического слуха (на узнавание звука):

• Хлопни в ладоши, если в слове слышится заданный звук.

• Подними флажок, если в слове услышишь заданный звук.

• Придумай слово, которое начинается с заданного звука.

• «Поймай звук» (выделение звука из звукоряда, слогоряда, словоряда).

• «Как только услышите звук «К», хлопните в ладоши, поймайте его:

- А, У, К, Т, М, П, К;

- ПА, МА, КА, ИТ, ИШ, ИК;

- ДОМ, ТОМ, КОМ.

Внимание! Звуки мы произносим, а буквы читаем и пишем. Согласные звуки и буквы называем не «КЭ, МЭ, СЭ…», а «К, М, С…». Правильное название поможет предотвратить ошибки при обучении чтению («МАМА, а не «МэАМэА»).

• «Отбери картинку, в названии которой слышится заданный звук»

• «Найди на сюжетной картинке слова, в которых слышится заданный звук»

На развитие грамматического строя речи:

• «Один-много» Давай будем все увеличивать. Я тебе называю слово (сами смотрите по сторонам, выбирая предмет, а ты скажешь как будто этого очень много. Я говорю «лужа», а ты - «лужи».

• «Скажи ласково» А теперь будем все уменьшать. Каждое слово ты будешь делать маленьким. «Лужа — лужица».

• А сегодня у нас будет зеленое настроение. Представь, что все вокруг стало зеленым. Я говорю слово, а ты его зеленишь. «Забор — зеленый забор, лужа — зеленая лужа, окно — зеленое окно».

• Посчитаем всё! Одна лужа, две лужи, три лужи, четыре лужи, пять луж. А сложнее считать в обратном порядке, от пяти до одного.

Обогащение словаря:

Чтение, обсуждение книг, историй, событий,  беседы о прошедшем дне, выходных и т.д.

Ответы на вопросы.

Заключение.

Присмотритесь к своему любимому малышу, прислушайтесь к мнению специалистов (воспитателя, психолога, логопеда), не отмахивайтесь от трудностей в надежде, что «само пройдет». Найдите время и возможности для решения имеющихся проблем. И тогда школьная жизнь будет в радость!

Спасибо, что вы нашли время и пришли на родительское собрание. Было очень приятно всех вас видеть! Надеюсь на дальнейшее сотрудничество и взаимопонимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание № 1 на логопункте. Тема: «Речевые нарушения и организация коррекционной работы»

Представлены цель, план и содержание родительского собрания учителя логопеда в начале гучебного года...

Родительское собрание № 1 на логопункте. Тема: «Речевые нарушения и организация коррекционной работы»

Представлены цель, план и содержание родительского собрания учителя логопеда в начале гучебного года...

Выступление на родительском собрании будущих первоклассников с темой: «Речевая готовность к школе»

Выступление на родительском собрании будущих первоклассников с темой: «Речевая готовность к школе»...

«Речевые нарушения и организация коррекционной работы в новом учебном году»

Логопедия – это наука о нарушениях речи, их коррекции посредством специального обучения и воспитания. Речь - это способность общаться с помощью слов, звуков и других элементов языка. Но не всегд...

Реализация модели взаимодействия учителя-логопеда и родителей детей с речевыми нарушениями в процессе коррекционной работы.

Согласно Федеральным Государственным образовательным стандартам  к структуре основной общеобразовательной программы ДОУ одной из задач является вовлечение родителей в образовательный процесс. В с...

Дистанционное родительское собрание на платформе ZOOM

Сложившаяся в мире ситуация открыла педагогам новые горизонты для самообразования. Повышение уровня цифровых компетенций стало приоритетной задачей уходящего года. Дистанционное образование в дошкольн...

Учет индивидуально-типологических особенностей детей с речевыми нарушениями в проведении коррекционной работы.

Аннотация: коррекционная работа с детьми, имеющими речевые нарушения, предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать их особые образовательные потребности по...