Формирование у детей дошкольного возраста осознанного отношения к Отечеству, его прошлому, настоящему на основе исторических ценностей.
консультация (старшая группа)

Циома Юлия Владимировна

На современном этапе развития системы дошкольного образования, среди наиболее острых проблем, выступает проблема становления у дошкольников ценностного отношения к своей стране, к родному городу, к своему дому, к семье. Формирование осознанного отношения к Отечеству, его прошлому, настоящему является важной составляющей социального опыта личности, и поэтому оно должно стать значимым компонентом первой ступени образования человека - дошкольного образования. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx18.83 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование

у детей дошкольного возраста

 осознанного отношения к Отечеству, его прошлому, настоящему на основе исторических ценностей.

Старый Оскол

2023

На современном этапе развития системы дошкольного образования, среди наиболее острых проблем, выступает проблема становления у дошкольников ценностного отношения к своей стране, к родному городу, к своему дому, к семье. Формирование осознанного отношения к Отечеству, его прошлому, настоящему является важной составляющей социального опыта личности, и поэтому оно должно стать значимым компонентом первой ступени образования человека - дошкольного образования.  

        В настоящее время эта проблема особенно актуальна. Воспитывать любовь и уважение к родной стране, к своему Отечеству следует с дошкольного детства. Однако, многие родители, к сожалению, не знают, как донести до ребенка чувство любви и привязанности к Родине; другие родители считают, что любовь к Отечеству – врожденное чувство и никаких усилий не требуется. Поэтому на помощь родителям должны прийти педагоги дошкольных образовательных учреждений, которые на практике сталкиваются с противоречием между необходимостью формирования у дошкольников осознанного положительного отношения к своему Отечеству в условиях детского сада, с одной стороны, и недостаточной компетентностью родителей (законных представителей) – с другой. 

Реализация такой системы образования невозможна без знаний традиций своей Родины, своего края. «Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным патриотом» (С. Михалков). 

        Любовь к своему дому, детскому саду, городу, где он родился, гордость за свою страну – это те чувства, которые необходимо вызвать педагогу в процессе работы с дошкольниками, это будет первым шагом на пути формирования чувства патриотизма.

Суть патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками. Наследование нравственных и эстетических ценностей родной культуры в самом нежном возрасте - это и есть самый естественный, а потому и верный способ патриотического воспитания, воспитания чувства любви к Отечеству.

Обращение к отеческому наследию воспитывает уважение к земле, на которой живёт ребёнок, гордость за неё. Поэтому детям необходимо знать уклад жизни, быт, обряды, верования, историю своих предков, их культуру.

Знание истории своего народа, родной культуры поможет в дальнейшем с большим вниманием, уважением и интересом отнестись к истории и культуре других народов.

Начиная с младшего возраста мы знакомим детей с названием своей улицы и той, на которой находится детский сад. Внимание детей постарше привлекаем к объектам, которые расположены на ближайших улицах: школа, почта, магазин, аптека и т. д., рассказываем об их назначении, подчеркиваем, что всё это создано для удобства людей.

Диапазон объектов, с которыми знакомят старших дошкольников, расширяется: это район и город в целом, его достопримечательности, исторические места и памятники, объясняем, в честь кого они воздвигнуты.  Старших дошкольников вовлекаем в исследовательские проекты, организуем экскурсии по городу, в природу, наблюдения за трудом взрослых, где каждый дошкольник начинает осознавать, что труд объединяет людей, требует от них слаженности, взаимопомощи, знания своего дела. Здесь большое значение приобретает знакомство детей с народными промыслами родного края, народными умельцами, людьми, прославившими наш край трудовыми и ратными подвигами.

К концу дошкольного периода дети приобретают знания о том, что нашу страну населяют люди разных национальностей; у каждого народа есть свой язык, обычаи и традиции, искусство и архитектура; каждый народ талантлив и богат умельцами, музыкантами, художниками и так далее.

Таким образом, воспитание любви к своему Отечеству, гордости за свою страну должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения к культуре других народов, к каждому в отдельности, независимо от цвета кожи и вероисповедания.

 Формирование осознанного отношения к Отечеству невозможно без тесного сотрудничества с семьей, поэтому постоянно вовлекаем родителей в совместные мероприятия, направленные на знакомство с русскими народными традициями( Масленица, Пасха); посещаем совместные мероприятия, воспитывающие в детях и родителях гордость за свой город и людей, которые в нем живут (день города, день освобождения от фашистских захватчиков, фестиваль вареников, день Победы).

Сегодня, как никогда ясно, без воспитания патриотизма у подрастающего поколения ни в экономике, ни в культуре, ни в образовании мы не сможем двигаться вперед.

Педагогам детского сада важно по-новому взглянуть на роль семьи в воспитании высших нравственных чувств, таких как патриотизм у детей, правильно определить роль и место семьи в этом процессе.

Родительский коллектив должен выступать не как помощник детского сада в этой работе, а как равноправный ее участник. С целью повышения активности и пропаганды педагогических знаний в этом вопросе велика роль лекториев, консультаций.

Работа клубов семьи по темам:

1."Роль матери в воспитании детей".

2. "Воспитание у ребенка любви и привязанности к семье, родному дому, детскому саду, городу, стране".

3. "Как учить любить родную природу".

4."Формирование толерантности и традиций русского народа".

5.«Нравственно-духовное, патриотическое воспитание».

6.«Современная семья - ее современное лицо».

По мнению великих педагогов, ребенок с раннего возраста начинает осознавать себя частицей своей семьи, своей нации, своей Родины. Но важно, чтобы в нем изначально воспитывалась ответственность за свою семью, за свою Родину, за свою нацию. Поэтому если хотим воспитать в наших детях чувство гордости, ответственности и любовь к Родной земле, опираясь на наследие народа, мы должны раскрыть детям истинные ценности семьи, нации и Родины.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение моего опыта работы "Освоение историко-культурного наследия Дона через музыкальное развитие дошкольников на основе патриотических ценностей и культурно-исторических традиций Донского края" 2013 год

quot;Освоение историко-культурного наследия Дона через музыкальное развитие дошкольников на основе патриотических ценностей и культурно-исторических традиций Донского края"...

Сообщение к педсовету на тему Приобщение детей к историческим ценностям, формирование элементарных представлений об истории Отечества»

О значении нравственно-патриотического воспитания сказано много Гражданско-патриотическое воспитание сегодня – одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы. Патриотическое воспитание необхо...

Педсовет: «Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры, историческим ценностям и героическому прошлому отечества».

Тема доклада:«Гражданско -  патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста»....

Система деятельности по воспитанию дошкольников на основе патриотических ценностей и культурно-исторических традиций Донского края. Тема: «Родной свой край люби и знай»

Данный материал направлен на знакомство  детей со своим родным, Донским краем, в старшей группе детского сада.Цель моей деятельности – воспитание у детей патриотических чувств, любви и...

Консультация для педагогов «Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры, историческим ценностям и героическому прошлому отечества»

Всегда, во все времена и у всех народов назревала необходимость возврата к прошлому – утраченному, забытому или разрушенному. Народная культура сохранила и пронесла через столетия стойкую память...

Консультация для педагогов «Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры, историческим ценностям и героическому прошлому отечества»

Каждый народ из поколения в поколение передаёт свой общественный и социальный опыт, духовное богатство как наследство старшего поколения младшему. Народ всегда выступает в роли воспитателя молодого по...