Грамматика
статья

Грамматика

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл grammatika_statya.docx15.6 КБ

Предварительный просмотр:

Грамматика – это строй языка, иначе говоря, те закономерности, по которым в языке образуются и соединяются слова.

        Грамматика подразделяется на морфологию и синтаксис. Морфология изучает грамматические свойства слова, его формы, а синтаксис – словосочетания и предложения.

        Великий русский педагог Константин Дмитриевич Ушинский назвал грамматику «логикой языка». У ребенка дошкольного возраста, на практике осваивающего грамматические законы родного языка, совершенствуется не только речь, но и логическое мышление. Ведь, чтобы понимать речь, мало знать значения слов, из которых она состоит, надо еще понять отношения между этими словами, выраженные с помощью грамматических изменений самих слов. Ребенок может понимать смысл отдельных слов «капуста» и «посадить», но, тем не менее, не уловить общего смысла предложений «Капуста посажена» или «Капусту посадят», так как не знаком с грамматическими формами, использованными в них. В результате у малыша могут возникать затруднения в понимании не только самой фразы, но и высказанной в ней мысли.

        Чтобы этого не происходило, необходимо с раннего возраста обеспечить ребенку возможность полноценного речевого развития, которое невозможно без богатого речевого общения как со взрослыми, так и со сверстниками, знакомства с народным фольклором и художественной литературой.

        Если эти условия созданы, малыш будет овладевать грамматическим строем родного языка самостоятельно в процессе общения, стараясь подражать речи взрослых. Происходит это постепенно, начиная с того момента, когда в возрасте около 1.5 – 2-х лет у ребенка появляются первые фразы, а следовательно, необходимость смыслового соподчинения слов внутри них.

        К трем годам он активно пользуется такими грамматическими категориями, как род, число, время, лицо, говорит простыми распространенными предложениями.

        К четырем годам словарь ребенка вырастает до 2-х тысяч слов. В речи еще преобладают существительные, прилагательные и глаголы, но постепенно малыш начинает употреблять и другие части речи: местоимения, наречия и числительные. Важным показателем правильности речи ребенка является умение использовать предлоги и правильно согласовывать существительные с прилагательными.

        Малыш начинает осваивать прилагательные, которые обозначают уже не только конкретные, но и отвлеченные признаки, например: веселый, холодный, смелый. Формируются обобщающие понятия. Так, малыш говорит: «Прилетели птицы» вместо привычного раньше перечисления: «Прилетели голуби, воробьи».

        Ребенок четвертого года жизни уже достаточно владеет речью, чтобы выражать словами свои мысли и просьбы, высказывать отношение к увиденному. В это время для дошкольника характерна большая любознательность. Ребенок все чаще задает вопросы взрослым, стремится к общению с ними. Таким образом маленький Почемучка продолжает расширять свои знания об окружающем мире.

        Для дальнейшего речевого и интеллектуального развития важно, чтобы у малыша был накоплен определенный словарный запас, развито слуховое внимание и имелась возможность достаточной речевой практики.

        В то же время для успешного овладения грамматикой зачастую недостаточно обеспечить ребенку богатое речевое общение и правильные образцы для подражания. Грамматическая система русского языка весьма сложна (недаром в качестве иностранного русский язык считается одним из наиболее трудных для изучения). В русском языке много исключений из общих правил, которые ребенку необходимо не только запомнить, но и научиться самостоятельно употреблять в речи, иначе неминуемо возникнут ошибки. Например, малыш усвоил окончания творительного падежа существительных –ом, -ем: «мячиком, камнем». Поэтому же типу он образует и другие слова: «палочком», «тучем», не подозревая о существовании окончаний -ой, -ей. Так же могут появляться ошибочные слова «домы», «поезды» (по аналогии со словом «столы») ил возникнут наряду со словосочетанием «много домов» такие, как «много карандашов» или «много этажов».

        Взрослому необходимо исправлять ошибки ребенка. При этом внимание малыша должно быть сосредоточено на правильной грамматической форме. Взрослому не следует повторять допущенную ребенком ошибку, - лучше несколько раз произнести правильную форму. Исправление ошибки будет более эффективным, если взрослый даст ребенку несколько аналогичных примеров. А еще лучше, если малыш сам сможет попрактиковаться в правильном употреблении наиболее сложных вариантов изменения слов. Этой цели служат разнообразные грамматические игры.

У детей 4-х лет фраза становится длиннее – количество слов в ней может доходить до 4-6. Это связано с постоянным ростом словарного запаса, расширением сферы общения маленького человека. Как следствие этого увеличивается количество грамматических ошибок в речи. Новые слова ребенок не всегда правильно употребляет, не успевая одновременно следить за их смысловым содержанием и грамматической формой.

        Средний дошкольный возраст – период активного словотворчества. У малыша появляется интерес к слову, его звучанию. Ребенок создает собственные слова по знакомым ему грамматическим образцам. В результате появляются такие забавные детские словечки, как «рогаются» (бодаются), «насупился» (наелся супа) и тому подобные. В этом проявляется стремление малыша понять и усвоить звуковой состав слова, приблизив его звуковое обозначение к смысловому, и тем самым сделать его для себя более понятным. Для того чтобы в речи ребенка не закрепились неправильные слова, необходимы специальные грамматические игры. Цель таких игр – автоматизация правильных (нормативных) вариантов словообразования.

        В игровой форме ребенок учится проводить свои первые наблюдения за родным словом, у него развиваются чуткость и интерес к форме своей речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Грамматика в рассказах и сказках (по лексическим темам)

Материал предназначен для развития грамматического строя речи дошкольников. В нём содержатся небольшие рассказы и сказки по различным лексическим темам. Прочитав ребёнку рассказ или сказку задайте воп...

олимпиада по русскому языку среди 1 – 4 классов «Страна грамматики»

Задания для 2 класса 1. Выбери предложения: 1) На улица стоят ужасный жара2) Кошкой3) Зазвенели птичьи голоса4) Бабушка встречать внуки5) Любите книгу — источник знаний! 2. Постав...

«ПУТЕШЕСТВИЕ НА ОСТРОВ ГРАММАТИКИ»

1.     Образовательная:Закреплять умение называть слова на твердые и мягкие согласные звуки.2.     Развивающие:А) Продолжать развивать зрительно-пространс...

Веселая грамматика для детей старшего дошкольного возраста

Методическая разработка непосредственно образовательной деятельности по коммуникации...

Веселая грамматика для детей старшего дошкольного возраста

Методическая разработка непосредственно образовательной деятельности по коммуникации...