Проект «Развитие познавательных способностей у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр на липучках»
методическая разработка

Псел Елена Александровна

Для ребенка игра – это жизнь. Игра – один из сложнейших в жизни ребенка и важнейших видов деятельности. Кому из родителей не знакомо: «Мама, поиграй со мной!» Действительно, ребенок не может без игры.

«Игра – это огромное окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx40.42 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Развитие познавательных способностей у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр на липучках»

Автор: Псел Елена Александровна

Организация: МАДОУ ДСКВ  «Рябинушка»

Населенный пункт: ХМАО-Югра, г.Покачи

Введение

Для ребенка игра – это жизнь. Игра – один из сложнейших в жизни ребенка и важнейших видов деятельности. Кому из родителей не знакомо: «Мама, поиграй со мной!» Действительно, ребенок не может без игры.

«Игра – это огромное окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

Личностные качества ребенка формируются в активной деятельности, и прежде всего в той, которая на каждом возрастном этапе является ведущей, определяет его интересы, отношение к действительности, особенности взаимоотношений с окружающими людьми. В дошкольном возрасте такой ведущей деятельностью- является игра. Но игра для ребенка – это не просто развлечение. Игра для дошкольников – способ познания окружающего. Играя, он изучает цвета, форму, свойства материала, пространственные отношения, изучает растения, животных. Дидактическая игра требует сложной умственной деятельности, поэтому она способствует осуществлению задач умственного воспитания

Одно из важнейших направлений работы педагога – развитие познавательной активности ребенка, так как она развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые интересы. Познавательное развитие дошкольников проходит преимущественно во время игры.

Игра – самая любимая и естественная деятельность дошкольников. Цель воспитателя состоит в том, чтобы сделать игру содержанием детской жизни, раскрыть дошкольникам многообразие мира игры.

Игра сопровождает дошкольников в течение всего времени пребывания в дошкольном учреждении. Веселые хороводные игры, игры с сюжетными и заводными игрушками в утренние часы поднимают настроение, сближают детей, помогают забыть минуты расставания с родителями. В свободной игровой деятельности ребенок получает новую, порой неожиданную для него информацию, устанавливает практические связи между собственными действиями и явлениями окружающего мира, своего рода открытия.

Дидактические игры – это метод занятий с детьми в форме специальных развивающих игр, являющихся способом активного обучения. Основу дидактических игр составляет развитие познавательной сферы ребенка. Выбирая игру, необходимо учитывать возраст ребенка, уровень его знаний, а также настроение и состояние здоровья. С помощью игр дидактического характера ребенок приобретает знания и получает необходимую новую информацию. Для дошкольников игра является ведущей деятельностью, благодаря которой они полноценно развиваются. Играя ребенок обучается, сам того не подозревая. Ему интересно. Он запоминает, постепенно развиваются все психические процессы и формируются личностные особенности.

 

Дидактические игры способствуют:

  • развитию познавательных и умственных способностей: получению новых знаний, их обобщению и закреплению, расширению имеющиеся у них представления о предметах и явлениях природы, растениях, животных; развитию памяти, внимания, наблюдательности; развитию умению высказывать свои суждения, делать умозаключения;
  • развитию речи детей: пополнению и активизации словаря;
  • социально-нравственному развитию ребенка-дошкольника: в такой игре происходит познание взаимоотношений между детьми, взрослыми, объектами живой и неживой природы, в ней ребенок проявляет чуткое отношение к окружающему его миру, учится быть справедливым, уступать в случае необходимости, учится сочувствовать и т.д.

Всякая игра является любимой деятельностью дошкольника и сопровождает его в течение всего времени пребывания в детском саду.

Удовлетворить детскую любознательность, вовлечь ребенка в активное освоение окружающего мира, помочь ему овладеть способами познания связи между предметами и явлениями позволяет дидактическая игра. Итак, дидактические игры позволяют обеспечить полноценное развитие, образование и воспитание детей в условиях детского сада. Они создают положительный эмоциональный подъем, вызывают хорошее настроение, радость: ребенок радуется тому, что узнал что-то новое, радуется своему достижению, умению произнести слово, что-то сделать, добиться результата, радуется первым совместным с другими детьми действиям и переживаниям. Эта радость является залогом успешного развития детей на ступени раннего возраста и имеет большое значение для дальнейшего воспитания.

Преодолеть трудности ребенку помогут Ваши любовь, понимание и похвала за любое, даже самое маленькое достижение.

Актуальность игр на липучках:

  • Полноценное развитие личности ребенка возможно, при формировании в дошкольном детстве познавательной активности и творческих способностей ребенка, в процессе разнообразных видов детской деятельности.
  • Для построения разнообразной деятельности дошкольника служат различные формы, способы, методы и средства работы, которые выступают поддержкой детской активности и инициативы.
  • К средствам развития познавательной активности можно отнести дидактические игры. Дидактические игры занимают одно из главных мест в развитии познавательной сферы ребенка. Затрагивая все образовательные области, дидактические игры развивают у дошкольников кругозор, расширяют знания и представления об окружающем мире.

 

Участники проекта: воспитатели, дети, родители.

Вид проекта: познавательно-игровой, педагогический.

Сроки реализации проекта: долгосрочный.

Объект проекта: игровая деятельность дошкольников.

Предмет проекта: развитие познавательной активности и произвольного внимания у дошкольников в процессе дидактической игры.

Гипотеза проекта: если целенаправленно и систематически использовать дидактические игры, то можно повысить уровень познавательной активности у дошкольников.

 

Цель: способствовать созданию педагогических условий для развития любознательности и познавательной активности у детей. Игры на липучках, благодаря нестандартным и ярким альбомам, помогают воспитывать интерес к окружающему миру, способность к исследованию и творческому поиску, желание и умение учиться.

 

Задачи:

1. Способствовать формированию целостной картины мира, расширять кругозор.

2. Развивать сенсорные способы познания математических свойств и отношений.

3. Способствовать расширению и обогащение словаря, развитию связной речи.

4. Развивать зрительное, слуховое, тактильно-двигательное восприятие; воображение, пространственное мышление.

5. Совершенствовать координацию руки и глаза; продолжать развивать мелкую моторику рук.

6. Способствовать обогащению самостоятельного игрового опыта детей.

 

Преимущества развивающих игр на липучках:

  • Первое и самое главное – детям это нравится. Они могут часами с увлечением прилеплять и снова отлеплять яркие картинки. Процесс приклеивания завораживает, а интерес – в разы повышает результативность!
  • Наглядность, реалистичность, красочность – помогает привлекать внимание и удерживать его на протяжении всего занятия.
  • Игра вовлекает и ребенка, и взрослого, побуждает их взаимодействовать, совместно творить.
  • Незаметно для маленького ученика происходит развитие моторики, сенсорики, речи, звуковой культуры, фонетики, развитие сенсорных эталонов и речи, математические представления и ознакомление с окружающим миром, развитие познавательных процессов и эмоциональной сферы.
  • Простота и доступность игр. Ламинированные картинки не размокают от влаги, не мнутся и не пачкаются, довольно прочные и приятные на ощупь.

Эти игры можно использовать в практически во всех видах деятельности: в процессе организованной образовательной деятельности, совместной деятельности педагога с детьми, самостоятельной деятельности детей, при организации индивидуальной работы с ребенком.

Нетрадиционные развивающие игры на липучках помогают воспитывать интерес, способность к исследованию и творческому поиску, желание и умение учиться.

 

Использование дидактических игр на липучках в дальнейшей работе с дошкольниками позволяет увидеть следующие перспективы:

  • дети лучше будут воспринимать изучаемый материал за счет того, что игры несут в себе образный тип информации, понятный дошкольникам, не умеющим читать и писать;
  • у воспитанников повысится мотивация к работе на занятии за счет привлекательности дидактической игры (действия с предметами, приклеивание и отклеивание картинок обеспечат реализацию деятельностного подхода к обучению);
  • полученные знания у детей останутся в памяти на более долгий срок и легче восстановятся для применения на практике после краткого повторения;
  • игры на липучках позволит моделировать такие жизненные ситуации, которые не всегда можно увидеть в повседневной жизни;
  • использование большого и разнообразного спектра заданий будет способствовать расширению кругозора дошкольников, развитию их познавательных процессов;
  • возможность демонстрации различных объектов на доске-липучке обеспечит наглядность на занятии;
  • активизация зрительных функций, глазомерных возможностей ребенка, обогащение сенсорного опыт.

 

  • в помощь, как родителям, так и специалистам продается множество полезных пособий и игрушек. Но все мы знаем, что особую ценность представляет игра, сделанная своими руками. В такие игры вкладывается душа и любовь к своему делу, поэтому они получаются такими красочными и дружелюбными, что очень важно для дошкольников.

 

Работа ведется по трем направлениям:

  • Работа с детьми.
  • Работа с педагогами.
  • Работа с родителями.

Основной формой познавательного развития являются игровая мотивация.

 

Работа с детьми построена по следующим направлениям:

  1. 1.Интеллектуальное развитие.
  2. 2.Развитие внимания.
  3. 3.Развитие восприятия и памяти.
  4. 4.Развитие речи.

 

Этапы реализации проекта:

1 этап - Подготовительный:

  • Составление плана деятельности.
  • Подбор и изучение литературы.
  • Подбор игр и игровых упражнений для разработки конспектов занятий с детьми в соответствии с поставленными задачами и темами недели блочно-тематического планирования ДОУ.
  • Подбор дидактических материалов в соответствии с поставленными задачами и темами недели блочно-тематического планирования ДОУ.
  • Подбор и разработка материалов (конспект выступления на родительском собрании, буклеты, папки передвижки) для работы с родителями.

2 этап - Основной.

3 этап - Итоговый: анализ проведения и результатов проекта.

 

Классификация игр на липучках:

  • Игры по познавательному развитию (ФЭМП): игры на классификацию по цвету, размеру, форме, игры на счет, на нахождение половины/целого/части.
  • Игры по развитию речи: игры со словами и игры по сюжетным картинкам, для развития монологической и диалогической речи.
  • Игры для формирования представлений об объектах окружающего мира: например, игра «Фермер» (знакомство с домашними животными).
  • Художественно-эстетическое и речевое развитие: игры для рассказывания сказок, сочинения сказок с уже знакомыми персонажами и т.д.

 

 

Календарно-тематическое планирование

на 2022-2023 учебный год

Раздел

Сроки

Содержание работы

Практические выходы

Изучение методической литературы

Сентябрь - май

Изучение статей, методики и технологий педагогов в Интернете.

Анализ изученной литературы.

Работа с педагогами

Сентябрь -май

Организация развивающей предметно-пространственной среды.

Пополнение центров в группе играми на липучках на разнообразную тематику (ежемесячно).

Февраль

Консультация для педагогов ДОУ на тему «Развивающие игры на липучках своими руками».

Консультация.

Май

Мастер-класс для воспитателей «Изготовление игр на липучках».

Мастер-класс для педагогов.

Работа с детьми

Октябрь

Знакомство детей с игрой на липучках на тему:

Времена года «Осень».

«Заготовки на зиму»

«Корзиночки с ягодами, фруктами, овощами»

«Домашние животные».

Совместная игровая деятельность.

Ноябрь

 

 

 

Декабрь

Знакомство и помощь в изготовлении игры на липучках на тему:

«В гостях у сказок»

«Собирай урожай»

«Где, чья мама?»

«Разложи по ящикам»

Знакомство с игрой на липучках «Зимушка-зима».

Совместная игровая деятельность.

Январь

 

 

 

 

 

 

Февраль

Знакомство с дидактическими играми на липучках:

Сказка «Рукавичка»,

«Животные зимой»

«Зимние забавы»

 

Знакомство с дидактическими играми на липучках «Транспорт»

Сказка «Заюшкина избушка»

«Военные машины: направо-налево».

Совместная и самостоятельная игровая деятельность.

Март

Знакомство с игрой на липучках:

«Весна»,

«По какой дороге едет транспорт»

«Паровозик с цифрами»

«Сказка «Маша и медведь».

Совместная и самостоятельная игровая деятельность.

Апрель - май

Знакомство и помощь детей в изготовлении игры:

«Загадочный космос»,

«Зубы: полезное и вредное»

«Пожарная безопасность».

Совместная и самостоятельная игровая деятельность.

Работа с родителями.

Сентябрь

Анкетирование родителей «Что вы знаете о дидактических играх?»

Цель: выявление знаний родителей о дидактических играх, их значении в развитии ребенка.

Составление плана работы с родителями с целью повышения педагогической грамотности в вопросах развития и обучения своих детей.

Октябрь

Консультация «Игры на липучках - что это такое?».

Информация в уголке для любознательных родителей.

Ноябрь

Мастер-класс для родителей «Как изготовить игру на липучках своими руками».

Подготовка к проведению мастер-класса (сбор информации, составление конспекта, подготовка материала и оборудования, подготовка перечня литературы и интернет-ресурсов для самостоятельного получения родителями дополнительной информации).

Декабрь - май

Конкурс «Лучшая дидактическая игра на липучках своими руками».

Привлечение родителей к созданию дидактических игр на липучках своими руками.

Май

Отчет «Как мы играли и чему научились за год».

Подготовка информации к отчету (сбор информации, фотографий).

 

 

Картотека игр на липучках

№ п/п

Наименование дидактической игры

Цель

1

«Кто где живет?»

  • Развивать способности соотносить животное с местообитанием.
  • Формировать представление о жизни в природе или рядом с человеком.

2

«Чья тень?»

 

  • Учить зрительно анализировать силуэты.

3

«Кто чем питается?»

  • Познакомить детей, чем питаются некоторые виды животных

4

«Найди детенышей животных»

  • Закреплять знания детей о детенышах и взрослых особей диких животных.

5

«Пожарная безопасность»

  • Закреплять знания об элементарных правилах пожарной безопасности с детьми.
  • Развивать чувство самосохранения.

6

«Зимние забавы»

  • Совершенствовать знания детей о зимних забавах.

7

«Геометрический паровозик»

  • Развивать умение соотносить предметы с эталонами, для формирования адекватной ориентировки.

8

«Подбери фигуру»

  • Учить различать предметы по форме, различать и называть некоторые геометрические фигуры.
  • Развивать зрительное восприятие, память, воображение, мелкую моторику, речь.

9

«Какое время года»

  • Закреплять знания о природных явлениях.
  • Формировать представления о временах года.
  • Развивать внимание, зрительное восприятие.

10

«Где чья мама? Кто чей малыш?

  • Учить сопоставлять дикое животное с их детенышами, правильно называть, детенышей в единственном и множественном числе.

11

«Виды транспорта»

  • Упражнять в классификации транспорта по способу передвижения (воздушный, водный, наземный).

12

«Военная техника: направо-налево»

  • Закреплять и расширять знания детей о военной техники.
  • Учить различать понятия «направо-налево», «справа-слева».
  • Учить ориентироваться в пространстве.
  • Развивать зрительное восприятие, внимание, память.

13

«Один-много»

  • Закреплять умение различать количество предметов (один - много).
  • Учить при ответе пользоваться словами «один», «много».

14

«Дикие и домашние животные»

  • Развивать способность воспитанников правильно определять местообитание определённого животного.

15

«В гостях у сказок».

  • Способствовать закреплению народных и авторских сказок.

16

«Теремок», «Рукавичка»

  • Продолжать закреплять знание содержание сказки «Теремок», «Рукавичка».
  • Упражнять в умении воспроизводить последовательность действий героев.
  • Развивать память, внимание и мышление.

17

«Подумай и скажи»

(по сказкам «Колобок», «Теремок», «Рукавичка», «Репка», «Заюшкина избушка»)

  • Продолжать знакомить с предлогами: «за», «перед», «до», «после», «между».
  • Развивать наглядное мышление.

18

«Кто следующий?»

  • Продолжать знакомить с предлогами «до» и «за», «перед» и «после»; с численными понятиями - «первый», «последний», «следующий».
  • Развивать память, речь, зрительное представление, пространственную ориентацию.

19

«Собери сказку»

  • Развивать навыки грамотного пересказа знакомого сюжета, возможность для самовыражения через словесное творчество.

20

«Волшебные предметы»

  • Закреплять знания о сказках.
  • Развивать память и связную речь.

21

«Что изменилось в сказке»

  • Развивать произвольное внимание, память и наглядное мышление.

22

«Встреча героев»

  • Закреплять знание детей о героях сказок.
  • Развивать внимательность и мышление.

23

«Угадай сказку»

  • Расширять словарный запас.
  • Развивать связную речь, творческое мышление, наблюдательность.

24

«Сказочная путаница»

  • Продолжать закреплять знания содержания сказки.
  • Развивать речь, мышление и память.

25

«Расскажи сказку»

  • Развивать умение восстанавливать сказку по картинкам - кадрам.
  • Развивать память, внимание, сообразительность.

26

«Кто лишний»

  • Расширять словарный запас.
  • Обучать мыслительным операциям, таким как: обобщение и логическое мышление.

27

«Опиши героя»

  • Развивать грамматический строй речи, умение подбирать прилагательные.

28

«Овощи, фрукты, ягоды»

  • Закреплять знания об овощах, фруктах и ягодах.

29

«Полезное и вредное для зубов»

  • Закреплять знания о полезных и вредных продуктах для зубов.
  • Формировать понятие о том, что здоровье зубов зависит и от пищи, которую мы принимаем.
  • Способствовать воспитанию бережного отношения к своему здоровью.

30

«Подбери по цвету»

  • Закреплять названия разных цветов (красный, желтый, зеленый, синий).
  • Развивать память, внимание, речь детей.

31

«Летают, ползают, прыгают»

  • Закреплять представления о способах передвижения насекомых.
  • Развивать умение классифицировать объекты живой природы по одному из заданных признаков.
  • Закреплять в речи названия насекомых.
  • Развивать внимание, память.
  • Воспитывать интерес к живой природе.

 

 

 

Список литературы

1. Веракса Н.Е. Познавательное развитие в дошкольном детстве: Учебное пособие / Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. - М.: Мозаика-Синтез, 2012.

2. Давидчук А.Н. Познавательное развитие дошкольников в игре: Методическое пособие / А.Н. Давидчук. - М.: ТЦ Сфера, 2013.

3. Лыкова И.А. Дидактические игры и занятия - М.: Карапуз, 2017.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр».

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Дебесский детский сад№1»      Проект«Развитие математических способностей у детейдошкольного возраста посре...

Тема: «Развитие познавательных способностей у детей дошкольного возраста посредствам технологии интеллектуально- творческого развития «Сказочные лабиринты игры» В. В. Воскобовича»

Тема: «Развитие познавательных способностей у детей дошкольного возраста посредствам технологии интеллектуально- творческого развития «Сказочные лабиринты игры» В. В. Воскобовича&raq...

Результаты работы по теме самообразования «Развитие сенсорных способностей у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр»

ЦЕЛЬ: Развитие сенсорных способностей дошкольников в процессе использования системы дидактических игрЗАДАЧИ:Познакомить детей с сенсорными эталонами (формирование у детей представлений о формах, ...

Развитие познавательных способностей у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр

Игра - это ведущий вид деятельности. Она способствует всестороннему развитию дошкольников. Именно игра является необходимым и наиболее действенным методом в формировании у детей познавательн...

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста посредством дидактической игры

Проблема развития познавательных процессов у дошкольников - одна из самых актуальных в детской психологии, поскольку взаимодействие человека с окружающим миром возможно благодаря его познавательной ак...

Презентация проекта:« Развитие интеллектуальных способностей у детей дошкольного возраста посредством вовлечения их в различные виды математической деятельности.»

laquo;Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. ...